Из другого поколения

   Я из того поколения, в котором  люди много и с удовольствием читали, ходили в театры, на показы новых фильмов, любили библиотеки и встречи с поэтами в Московском  политехе. Я назвала бы это время живым и дышащим. А его почему-то окрестили «застойным». Политики, порой, вступают в конфликт с Духом. Увы…
 
   Да, были девочки, как правило, из провинции, которые влюблялись в знаменитых актеров, писателей, поэтов. Но, вырастая, понимали, что вся эта возня - просто издержки возраста и «алые паруса». Мне нравилось писать для них в те годы истории (сказки).    Именно тогда у нас в стране активно начало процветать направление в психологии -  сказкотерапия.

   Сегодня я пытаюсь вспомнить, были ли среди студентов МГУ фанаты и фанатки? В моем окружении – нет. Мечты были, а фанатов, как молодежного течения, не было. Студенты получали  профессию,  старались в ней преуспеть. Им было не до клубов по интересам в скучном смысле этого слова.
 
   А вот, когда рос мой сын, фанаты начали появляться. Их, как-то неожиданно, будто ветром надуло, словно кто-то нашел способ объединять молодых людей в группы по интересам, а потом стадно направлять в нужную сторону.
 
   И вот сегодня  быть "преданным" почитателем известного поэта, писателя, актера или  блогера – явление само собой разумеющееся.  Не понимаю, как бы ни старалась. На определенном отрезке формирования (или вызревания) души нужны разные знания, разные поэты и писатели, разные философы, как и разные учителя. Это же очевидно. Помню, как один из моих преподавателей по семейной психотерапии сказал:
 
   - Если твой пациент сотворил себе кумира и застрял в этом своем обожании надолго – считай симптомом болезни.
 
   Сегодня, когда мир изменился до неузнаваемости (или перевернулся с ног на голову), мне бы не хотелось метить все словом «болезнь». Есть риск, что нормы и вовсе не останется. Но в «преданности», в желании получить клок волос или строку стиха от кумира есть что-то противоестественное. Проживать чужую яркую жизнь, думая, что имеешь к ней какое-то отношение, мягко говоря, странно. Опустошенность может стать естественным итогом жизни фаната. Тем не менее  блогеры продолжают рекламировать «свой успешный» образ жизни, «поэты» - причислять  себя к Поэтам (как понимаю негодование Анны Андреевны Ахматовой), актеры играть в сериалах (спасибо, что можно выключать телевизоры и интернет), на которые, как у детей на цитрусовые, давно появилась стойкая аллергия. А грустный Шахназаров спрашивает:

   - Куда исчез наш выдающийся кинематографический запал?

Успел раствориться в сериалах об одном и том же, в стихах про одно и то же, в музыке, из которой исчезает мелодичность…

   Современность… Я всегда «за». Вспоминать о том, что когда-то солнце  светило ярче и дожди шли по расписанию -  обычное и не конструктивное старческое брюзжание.  Просто хочу сказать, что, как мне думается, важно сначала набрать внутренний ресурс души, чтобы было о чем сказать. А потом уже писать и говорить. А иначе – зачем? Сколько уже «звезд» мы даже вспомнить не можем?  Сколько срубленных деревьев ушло на напечатание сборников стихов и «бестселлеров», которые, не прочтя, забыли? Что, уж, говорить о фанатах? Может быть, сшить уникальное платье, придумать новую технологию в ракетостроении или создать вкусный сорт яблок важнее, чем пытаться доказывать свою особую значимость в  сражениях на полях информационных ристалищ?
 
   В русском православии очень четко прослеживается духовный путь. Сначала масса народа соборно объединяется на приходах, потом несколько приходских Храмов проращивают одного послушника в монашество, потом маленькое сообщество выращенных послушников с разных приходов собирают в монастыре, потом некоторые из монахов уходят в скиты, где братьев живет очень мало, а потом единицы становятся отшельниками… И после того, как их души преисполнятся  благодати и мудрости, они по особому благословению выходят в мир к людям старцами, отцами.  Им уже есть, что сказать пастве.  Они научились быть, а не казаться…
 
   Почему не перенять хотя бы частично этот опыт вместо буйства «лайков», тысячных армий «друзей» и подписчиков, которые опять же формируют группы фанатов.  Мне опять скажут, что все эти мои рассуждения уже никому не нужны, потому как люди другие и время другое. А я вот думаю: отчего не взять из прошлого то хорошее, что выстраивало нас сегодняшних и не передать это завтрашним ? А впрочем… Несколько лет назад  Говорухин сказал, что его фильмы уже никому не нужны, потому что они из другой эпохи.  Не знаю. Молодым виднее, что брать с собой в будущее. Только не прогадайте, пожалуйста, только не прогадайте.


Рецензии