Глава 4 Дедушка, бабушка и каникулы

«Помню твою искреннюю веру. Такая вера вначале была у твоей бабушки Лои;ды и у твоей матери Эвни;ки, и я уверен, что она есть и у тебя». (2 Тимофею 1:5)

Продолжим? Только прежде, чем перейти к студенческой жизни, давай, дорогой мой читатель, покончим с детством. А какое счастье в детстве без каникул? У меня летние каникулы не обходились без дедушки и бабушки по папиной линии. Они жили на моей малой родине, в Елани, на берегу местной речки с загадочным названием – Терса.

Я обожал каникулы и дедушку с бабушкой! Дед Леня был шофером.  Он работал водителем автобуса и всегда из рейсов привозил нам гостинцы от зайчиков и лисичек, которые встречались ему на пути. Повзрослев, я понял, что это был обычно бабушкин компот и несколько конфет, которые с удовольствием съедала Лариса. А я выпивал очень вкусный компот. Еще дедушка воевал и имел несколько медалей. О войне он нам никогда не рассказывал. Зачем портить счастье? Дедушка был очень мастеровитым и большим выдумщиком. Каких только приспособлений не было в его дворе! Хитроумные механизмы и сооружения всегда увлекали меня. Очень нравилось наблюдать, как он работает. А еще дедушка мог выполнить любой заказ. Надо саблю, как у Чапаева - получи. Надо ружье, как у Чингачгука – пожалуйста! Шпагу Д'Артаньяна – не вопрос! Дедушка мог сделать все, что пожелаешь. Ну как не любить такого кудесника! А еще он был очень веселый, много шутил и часто смеялся. Бабушка Шура тоже была мастерицей по вязке и вышиванию. Она могла связать свитер с таким замысловатым узором, что он напоминал сказочную картину, а не одежду. А еще она была очень доброй бабушкой.  Бабушка разводила цветы и участвовала в районных конкурсах цветоводов, где часто становилась победителем. В ее саду одних георгинов было около ста видов. А еще гладиолусы и другие яркие, красочные цветы. Вечером возле крыльца дома распускались ночные фиалки. И вокруг стояло такое приятное благоухание, что не хотелось уходить с этого места. Удивительно, что бабушка никогда не торговала цветами и своими поделками, которые ценились в то время не меньше, чем сейчас. Всё вязалось и выращивалось для дарения. И это тоже немаловажная составляющая моего счастья, которому я у неё научился. Всё дарилось родным и знакомым. Детей у дедушки и бабушки было шестеро: три старших брата и три младших сестры. Это тоже важная составляющая моего счастья. На каникулах все они часто съезжались со всего Советского Союза в родительский дом со своими детьми. Почти всё лето сад и огород были похожи на палаточный туристический лагерь – так много народа было в гостях!

В огромной беседке, какой она мне тогда казалась, весь этот «кильдим», как любила выражаться моя мама, гомонил, смеялся и копошился во время приёмов пищи, а вечерами – за игрой в карты. Хохот, шутки и никаких забот! Это сейчас я понимаю, каких трудов стоило накормить и разместить такую ораву! Щи варили в огромном чугуне, литров на десять. И кашу тоже. И еще тазик салатов, несколько трехлитровых банок компота, и десятилитровая бутыль дедушкиного вина, которого я так ни разу и не попробовал из-за незрелого возраста. Картошку жарили на огромной сковороде, а чай заваривали в пятилитровом алюминиевом чайнике. Чай всегда был настоен на мяте и стоял на кухне для обычного питья. Всё готовилось на двух керогазах. Такие сейчас только в музеях краеведческих можно увидеть, а мне посчастливилось видеть их каждые каникулы.

А ещё я ждал каникулы из-за рыбалки. Удивительно, но даже живя в Цареве на реке Ахтуба, где до Волго-Ахтубинской поймы и ее многочисленных озёр и ериков рукой подать, и где рыбалка на зависть всем рыбакам России, я с нетерпением ждал лета, чтобы, приехав к дедушке, схватить удочку, сбежать в огород к речке, закинуть снасть и, сев на маленький стульчик, который смастерил мне любимый дедушка, сидеть полдня, чтобы поймать несколько малюсеньких плотвичек и окуньков, и быть на седьмом небе от счастья! Что там ахтубинские килограммовые подлещики и судаки! Пескарик – вот самый желанный трофей для меня. Да, тогда я уже понимал, что счастлив.

Ещё к моему счастью приложился мой старший двоюродный брат Олег. Его папа, мой дядя Николай Алексеевич Косьяненко, был военным и служил не только в СССР, но и лет пять в Монголии. Я очень любил дядю Колю за доброту и радушность.  Лето без Олега не обходилось, и когда он приезжал, мое счастье росло в арифметической прогрессии. С ним было очень интересно. Это и рыбалка с лодки, новые знакомые, взрослый пляж, походы в лес и кинотеатр, а иногда и на вечерние сеансы, поездки к родственникам и многое другое. Больше всего мне нравилось играть с ним в разные игры. Олег на пять лет старше меня, поэтому учил меня играть в очень серьезные игры: шахматы, разные виды преферанса, кинг, тысяча, покер и многое другое. С тех пор я очень люблю головоломки, потому что очень хотел быть похожим на старшего брата. Олег во многом был моим учителем. Благодаря ему я в школе сильно опережал одноклассников в решении задач. Однажды даже выиграл районную олимпиаду по математике, решив все задачи на час быстрее остальных, потому что неудачно в тот день позавтракал. Или, наоборот, слишком удачно, и мне посреди олимпиады срочно надо было выйти. Почему – я стеснялся признаться, поэтому выбрал более простой путь: быстро решил задачи и побежал искать туалет. Через неделю мне сообщили, что я как победитель олимпиады поеду на весенних каникулах в Волгоград на областную олимпиаду по математике.

Лето обычно пролетало быстро, и я ни за что не уехал бы из Елани от дедушки и бабушки, если бы там были мама и папа. Но их не было. Приезжали они обычно по очереди. Папа нас привозил с Ларисой, а мама забирала в конце лета. С папой мы всегда ездили на поезде из Волгограда. Он отправлялся очень поздно, поэтому папа нас водил в цирк на вечернее представление. Я очень любил цирк, всё, кроме воздушных гимнастов и акробатов. Мне было очень страшно за них, поэтому я обычно зажмуривался, когда они крутили сальто под куполом цирка, и облегченно вздыхал, когда их номер заканчивался. Зато клоунов я мог смотреть сколько угодно и всегда смеялся во весь голос над их шутками. Маму я обычно ходил встречать в начало улицы. И, когда видел её, бежал навстречу, плакал от радости в её объятиях, а потом держал её за руку, пока мы шли до дедушкиного дома. Через несколько дней мы обычно уезжали, и я опять ждал лета и очередной поездки на родину моего счастья.

  Вот и всё о детстве, мой дорогой читатель. Теперь обычный бонус за усердное чтение:

   Ночное небо -
        бездонная чаша сверкающих звезд;
   И белый лебедь -
       невеста прекрасная из сказочных грез;
   Бескрайнее поле –
       травы и тюльпанов весенний разлив;
   И шепот прибоя –
       ласкающий слух лишенного сил;
   Воркующий голубь
         и гор голубых высота;
   Зимняя прорубь
         и яркого солнца жара;
   Пушок одуванчика,  кит- великан;
   Ребячество мальчика
       и законов природы величия храм.
   Куда ни взгляни, везде мудрость Бога видна.
       Любви Иеговы мирно катит очередная волна.

«Привет, деда! Я по тебе очень сильно соскучился. Я тебя сильно люблю. Я за тебя молюсь. Не бойся. Иегова тебе поможет. Хочешь, я напомню тебе одну историю? Когда Даниил не переставал молиться, Иегова его спас от львов» (от внука)


Рецензии