Глава 241. Кальдара. Виолончельная соната

Антонио Кальдара
Соната для виолончели и бассо континуо №5 фа мажор
Ансамбль «Parnassi Musici»
Стефан Шрадер (виолончель)

cdtnkfyf: А вот и еще один «второстепенный» композитор эпохи барокко, правда, он очень повлиял своим творчеством на Баха и Телемана.

Volovikelena: На Баха как-то не очень. Вот на Генделя и Вивальди — вполне. Особенно, в оркестровых сочинениях. Но и в сонатах тоже.

Andrew_Popoff: Это не столько «влияния», сколько общий язык того времени. Эпоха была удивительно скупа на количество используемых элементов. Впрочем, предыдущие были в этом отношении еще суше. Разница между названными авторами не в стилистике, а в других, более значимых сторонах — в ритмике, к примеру, в мелодике, синтаксисе и т. п.

cdtnkfyf: Вообще-то и Бах и Гендель и Вивальди — младшие современники Кальдары.

Volovikelena: Да, учитывая, что Бах, Гендель и Доменико Скарлатти — одногодки. Но совсем необязательно, влияя на Генделя, заодно влиять и на Баха. У Баха не так много пересечений с итальянской музыкой, с немецкой и французской больше. Хотя творчество Вивальди для него было настоящей школой в жанре концерта и скрипичной сонаты. Вивальди Баха постарше на считанные годы, но это большого значения как раз не имело. Здесь важна именно степень распространения музыки данного композитора, чем Вивальди мог похвастаться за пределами Италии. Его знала почти вся музыкальная Европа.
  У Кальдары спектр был поуже, хотя его музыка была известна, кроме Италии, в Испании и Австрии, где он успешно работал капельмейстером. Насколько я поняла из его биографии, в его творчестве довольно большое место занимала оперная музыка, духовная, жанры кантат и ораторий. Вот тут я промолчу, поскольку оперного и ораториального Кальдару не представляю совсем. Вполне возможны переклички с Бахом, но пока не послушала, говорить не буду. Плюс, конечно, не упускаю возможности, обратной связи влияния. Моцарт, будучи на поколение моложе Гайдна, очень здорово влиял на поздние гайдновские произведения. А между Бахом и Кальдарой всего-то — пятнадцать лет.
  Тут другое важно. Мы же об инструментальной музыке сейчас говорим, поскольку именно ее слушали. Вот в ней я Баха не чувствую ни в сонатах, ни в увертюрах. И это тоже вполне закономерно. Если оперы Кальдары могли ставиться в Вене и привозиться в Германию, где Бах имел возможность их посмотреть или послушать и поизучать фрагменты, то инструментальная музыка Кальдары вряд ли имела такую известность. Вивальди по славе перекрывал всех. С ним соперничать было сложно. И Вивальди был свободнее в передвижениях: он имел покровителей, должность в консерватории, регулярно писал оперы, которые ставились в Венеции и за рубежом, но он как священник не был связан со службой в чьей-то капелле, то есть не работал на князей и иже с ними. А Кальдара как раз работал капельмейстером, в том числе в Вене, что обязывало его согласовывать, как и Гайдна, условия распространения своей инструментальной музыки. Другими словами, он был несколько скован в действиях службой, и его творчество (инструментальное точно) имело более ограниченный спектр распространения. Поэтому Бах его мог просто не изучать так хорошо, как, например, инструментальную музыку Вивальди и французских барочников. Кальдара умер в 1736 году, за четырнадцать лет до смерти Баха, и его место заполнили другие композиторы. В итальянских композиторах и в XVIII, и в XIX веках в Европе недостатка не было, а конкуренция как раз большая.


Рецензии