Пламя и дух. Гершензон о Гераклите и А. Пушкине

Научно-популярные исследования
«Универсальная методология»
и
«Философия воплощения жизни человеческого духа и разума»

Литературный проект «Твёрдый знакЪ»


Заметка о воплощении жизни духа и разума

«Стихии мира и духа (природы и души)
на примере анализа труда М.О. Гершензона «Гольфстрем» 1922 года [1]
о метафизике Гераклита и пламени в творчестве А.С. Пушкина»


Расскажу вам о двух разных подходах исследования, оба из которых несмотря на свое отличие, позволяют исследовать объект во всей его полноте так же, как применение методов индукции и дедукции. Один из методов – интегративный, объединяющий совокупность методов разных сфер, которые могут затрагивать объект исследования, а также подходящих для изучения более универсальных методов – это широта подхода. Но есть и другой метод, который позволяет посмотреть на объект исследования. Это взгляд на мир через сознание другого человека.

Предлагаю вам рассмотреть работу этого метода на примере исследования духа человека, осуществленного М.О. Гершензоном в его труде «Гольфстрем», опубликованном в 1922 году в Москве в издании «Шиповник». В данном исследовании автор выбрал две личности и их мысли как некие точки, через которые он и соединил эту линию исследования – это метафизика Гераклита и пламень в творчестве А.С. Пушкина. Как только эта книга встретилась мне в связи с моим исследованием, я решила опубликовать краткую заметку - мазок по сердцу родной души. И в контексте разрабатываемой философии воплощения жизни человеческого духа и разума этот подход как раз и к рациональному и чувственному познанию связанных воедино духа и разума. И здесь вновь пересечение различных знаний – философии, литературы, физики.

Данное исследование М.О. Гершензон назвал по именованию мощного течения Гольфстрима, означая так движение духа, и постарался определить его направление, мощь и истоки, обратившись к мыслям Гераклита и Александра Сергеевича. Это личностный выбор исследователя, и он обусловлен взглядом на стихии природы, огонь-душу и разум-Логос, о которых писал Гераклит, и чувства духа, непревзойденным мастером понимания которых, и более – жизнью этим духом, обладал А.С. Пушкин – и природные и человеческие стихии соединяются в едином. И такой подход, как вы можете заметить, не сужает точки зрения, а наоборот - так же, как и с методом интеграции, позволяет будто через призму мышления другого человека взглянуть на мир широко.

И это стихии природы и духа, и воплощение тех же физических законов, но живых, через жизнь – в самом мире – это и есть гармония воплощения - единение физических стихий с энергией духа и разума.

В части исследования М.О. Гершензоном учения Гераклита, он отмечает, что вся жизнь мира – неустанное изменение, течение реки, а сама душа, дух ассоциируется с пламенем, который наиболее полно воплощается разумом-Логосом. И прежде всего, это соединение души и ума – и у Гераклита, и у А.С. Пушкина.

О воплощении жизни и духа самих великих мыслителя и поэта М.О. Гершензон написал, что это поразительное «совпадение двух могучих умов», которые разделены временем, но течение их духа-разума привело к воплощению в идее - в мировоззрении.

М.О. Гершензон сделал подборку текстов из произведений Александра Сергеевича, в которых энергия духа выражается, например, в стихии любви: «пылать – любить», «пламя – любовь» [1]:

«Пылать – и разумом всечасно
Смирять волнение в крови» («Евгений Онегин»)

Или в «Гавриилиаде»:
«И ты пылал, о Боже, как и мы».

И поэт называет это воплощение духа в любви «священной», «чистейшей» страсти.
М.О. Гершензон собрал выписки из текстов произведений Александра Сергеевича об образах жизни духа, воплощённых в виде пламени и горения таким образом, что вот-вот того и гляди сами страницы от такого средоточия слов запылают:
Как слово вдохновит на подвиг,
Так дух пылающий живет,
Но слово иль душа зовёт -
Услышишь ты - их глас не смолкнет…
(К. Мира)

Так мы порой говорим, что горим, как и любовью - идеей, работой – на самом деле это наши дух и разум и их энергия.

И все сливается вновь – и дух с разумом претворяются в жизни, в действии, идее, слове, чтобы постоянно длить само воплощение, как мир и жизнь представляют собой течение и изменение, и, таким образом, продолжаются. И воплощение может быть кульминацией, а может длиться так же, как бесконечно-вечное течение жизни и мира - и «… слово его родного народа, ожив силою вдохновения, влило в разум это созерцание (жизни и духа) снова живым и осмысленным…» [1].

2023, Ксения Мира, заметки философии воплощения жизни человеческого духа и разума

Литература

[1] Гершензон М.О. Гольфстрем. – М.: Народное образование, 1996. – 128 с. – (библиотечка журнала «Народное образование», №1, 1996).


Рецензии