Выходила на берег Катюша

Неделю уже стоим, ждем пополнения, ГСМ, ремвзвод, спирт, да много чего ждем. Торпеды, как мы их называем, в ящиках сложены. "катьки" стоят по капонирам, а сверху еще и деревьями прикрыты, дабы не отсвечивали. Неделя в пекле. Около 30 градусов в тени. Днем жара. Ночью белорусские комары размером со стрекозу пьют кровь по капле литрами. Гимнастерки провоняли, постирать негде. Рядом ни ручейка. Воду и еду с полковой кухни привозят. От махорки уже изжога. В такие моменты завидую немцам в плане ношения одежды. Видал в кинохронике - идут с закатаными рукавами и почти расхристанные. Нам нельзя. Терпим. Ждем.

  Ночью послышалось из блиндажа:
- И он запе-е-ел про ясны очи. Про очи девицы-души... (Ф. Глинка-Тройка. ).
Новый политрук в звании цельного полковника проставился офицерам. Наверное, его пьяный голос рулады выводит. Мы его еще не видали. Я только мельком заприметил, когда его тучная фигура в блиндаж пыталась протиснуться. Что за фрукт он? Посмотрим. Время покажет.

  Задремал и сразу проснулся от рычания мотора. Мимо, не разбирая дороги, рыская во все стороны, пролетел "Опель". Из машины доносился тонкий скрипучий голос полковника. Он безбожно фальшивил, но старался перекричать рёв дизеля:
- Теперь я бедный сиротина!.."
И вдруг махнул по всем по трём —
И тройкой тешился детина,
И заливался соловьем.
 
 Куда это он ночью рванул? Наверное, к бабкам за самогоном. Странно, почему сам, а не послал кого-нибудь? Черт его разберет.

С утра началась беготня. Всех подняли по тревоге. Прибыла колонна с топливом и с четырех часов заправляли машины. Потом заряжающие с ног сбились, подвешивая снаряды на направляющие пусковой установки.

  - Старшина, быстро сюда!
Капитан  красными с похмелюги глазами, невидяще смотрел сквозь меня, мусолив махру у блиндажа.
- Старшой прибыл: - Лениво я взял под козырек почти по уставу.
  Старичкам- то есть тем, кто прошел рука об руку много фронтовых дорог, дозволялись некоторые вольности. Без панибратства, конечно, но послабления были. А что пришлые из учебки молодые офицерики, необтесанные фронтом, одетые в новую, не потрепанную форму, свято блюли устав и не приминули тыкнуть дебильным нарядом за незастегнутую пуговицу, ослабленый ремень или небрежно отданую честь. Что с них взять? В учебках своих только устав с политграмотой и шагистику учили.
  - Пошли внутрь, незачем глаза любопытным мозолить. -Махнул мне капитан.
 
 В офицерском блиндаже было уютнее, чем в кабине грузовика или под плащ-палаткой. Стол, лампадка из сплюснутой гильзы от зенитного снаряда, нары с офицерскими шинелями вместо постели. Но так же, как и везде, воняло махровым перегаром и портянками. Капитан вынул из планшета карту и разложил ее на столе.
  - Берешь "Катьку" и за новым полканом в деревню. Там дожидаетесь подкрепления и догоняете нас тут. - Он обозначил пальцем точку на карте.
  - Володь, ты пошутил? - Перебил я его. - Все машины уже в колонне и торпеды на рельсах. Мы же должны отстреляться или снять их, мать твою.
 
   Да, и такие вольности дозволялись старым друзьям по фронту. А мы с ним еще с Халкин Гола начинали, куда меня распредилили после призыва в армию. Сначала в Монголии с япошками тыркались по весне, потом на Финскую компанию зимой перебросили. Выжил в обоих войнах. Не долго на гражданке погулял-немцы объявились. И тут повезло, что старый командир попался. Башковитый и справедливый. Интелегент. Каких то там дворянских корней. Учили его обхождениям разным. Никогда не амикашонствует и без заносчивости совсем. Может конечно и по матушке и по батюшке в исключительных случаях, но это крайне редко и для особо одаренных разумом. Много ребяток от сохи вокруг. Больше шести лет уже с ним получается, по фронтам мотаюсь.

   - Во первых. Прекрати наконец материться. Ну сколько можно тебя учить? Ну не красиво же. Давай так, если без своей присказки не можешь, то вместо - твою мать, говори- огонёк. Понял?
  - Так точно господин штабс капитан!
  - Ох Коля, ты бы поменьше юродствовал. Если кто прознает про мою родословную, то никакие заслуги не спасут. Молчи об этом.
  - Прости меня Владимир. Не буду больше.
  - Ладно, во вторых. Ну а кого мне еще отправить? Или мне самому за баранку сесть? - Начал закипать капитан и осел скривившись от приступа головной боли. - Тут особистов, как собак не резаных. Надо по тихому его вернуть, но совсем тихо не получится, по этому легенда такая: остаешься вроде как,- он крутанул пальцами в воздухе, - с полковником ждать пополнение, которое опаздывает. И уже вместе с ними догоняете нас вот в этом квадрате. - Владимир ткнул пальцем в карту.
   - Да я не об этом. Поеду, но почему на БМ-13? Может на танке сразу за ним? Очень почетно будет для штабного.- Съязвил я. - Хочешь я договорюсь? Тут недалеко тридцать четверки стоят.
  - Ты опять? Да хоть верхом на осле. Больше неначем. Все грузовики ушли, идем с нагрузкой. Мы с ним вчера того: - Он сбавил тон до шепота и щёлкнул себя по шее. -Лишнего употребили. Пришлось обмыть его назначение к нам. Когда спирт закончился, он взял трофейный "Опель" и поехал в деревню по бабам.  А утром приказ. Надо его срочно обратно.
  - Откуда там бабы? Пара старух осталась, которые наотрез отказались уезжать, остальные в эвакуации. Так эти бабульки самогон фрицам продавали. Русиш шнапс, бл.. тьфу ты , огонёк.
Капитан устало посмотрел на меня. По его взгляду я понял, что больше ёрничать ненадо. Не дотого ему сейчас. Ему не надо было доводить до меня всю информацию, но по дружбе всё таки объяснил, а я тут ерепенюсь, хоть и с другом, но все таки старшим по званию. Вот как он так умеет, без слов выразить все свое мнение о происходящем?
  - Так точно, товарищ капитан. Разрешите выполнять?
  - Давай Коль, все остальное потом, а сейчас привези мне его. Бери "Студер" вон тот последний, заправленый под завязку, хватит и туда доехать, и нас догнать. На словах скажи про срочное донесение, передислокация перед наступлением.
  - Куда? Скажешь?
  - Николай Антоныч. Вы уверены что вам необходимо донести информацию касающуюся только офицеров? -Опять вскипел капитан. - Ладно, скажу по секрету.- Он опять перешел на шепот. - В Польшу передислоцируемся.  Линию фронта подвинули, занимаем новый плацдарм. Но, имей ввиду, если разболтаешь до прибытия, вместе под трибунал пойдем. С полковником, как на подбор еще один говнистый особист приехал. Говорят что родственик его.
 
И уже громко, специально для лишних ушей, которых везде хватало в то время:
  - К вечеру пополнение с боеприпасами придет,  там их встретите с полковником, потом догоните нас в этом квадрате. Там дозаправка и оттуда уже двинем, хм, до британских морей. Выполнять!
  - А как с " Опелем быть" - Очень мне нравилась трофейная машина. Но она только пьяных офицеров возить, куда уж там унтерам и тем более рядовому составу. Поглазеть и то в радость. Ну и что, что фашисткая техника? Когда нашли ее брошеную при наступлении, то почти каждый шофер приложил руку к ремонту.
  - Плевать на "Опель".  Если получится, в том конвое водилу найди, или на тросе дотащите. Сомневаюсь что полковник в состоянии будет за рулем сидеть. В крайнем случае, бросай Опель там. Всё, выполнять.

  И я повалил. Все "Катюши" уже стояли в подлеске полностью снаряженные . Гонять заряженную технику нельзя, ее заряжают уже на позициях, иначе одна пуля или осколок, и рванет так, что хоронить нечего будет. Но кто соблюдает все условия во время войны? Один черт бортовые еще не вернулись. 

  Дошел до колонны, вот он Студебеккер. Это что еще такое? Водительская дверь не открывается. Надо будет  командиру ремвзвода сообщить. Вдруг и бронещиток заело? Пусть проверит. Залез через пассажирскую дверь, завел, и прямо через поле поехал в тыл за любвиобильным командиром.
 
  - И тройкой тешился детина, И заливался соловьем. -Мычал какое-то время прилипчивый мотив. -Тьфу ты, вот привязалась песня, твою ма...огонёк то есть.

   До деревни было недалеко, но по разбитым фронтовым дорогам дай Бог часа за три доехать. Студебекер - хорошая машина, не чета нашим. Топлива больше помещается. А если бы Зис-6 взял, их парочка еще осталась в полку, то не факт, что хватило бы топлива на обратную дорогу с его маленьким бензобаком. Хорошо, наверное, со стороны буду смотреться, когда доберусь. Еду с полным боекомлектом на рельсах за пьяным командиром. Ну, орёл, твою мать! Огонёк то есть. Решил хреном на войне помахать спьяну. Ему доверили "оргАн Сталина" а он первый день на должности в разгул ушёл. Поговаривают, что из штаба фронта его выперли за что-то. Наверное, за это самое, а может за другое. Странно, почему не в штрафбат? Порой за более мелкие проступки бойцов в штрафники записывают. Видимо кто-то заступился. Может и особист новый. Надо поаккуратнее с ним.
 
  Все мои мысли на протяжении всей дороги занимал новый командир полка. Да уж, Таких я еще не видел, а повидал разных. Даже с Жуковым разок выпивать приходилось в Монголии. Ох и силен Григорий Константиныч. А этот. хлебнул стакан и распетушился. Ладно, хрен с ним, привезу я его, а то мало ли. По человечески жалко будет. Привезу, пусть валяется, спит. Без него отстреляемся, а он медальку получит за свой военный талант и грамотное тактическое руководство.

Наконец то! Вон она, деревня со старухами - самогонщицами. Две сестры жили в разных концах деревни и по слухам, не разговаривали друг с другом. Пёс их знает, какая кошка между ними пробежала. Слухи быстро расходятся, а байки, как один из основных способов развлечения среди рядового состава. Вот и про старух этих слышал немного.

 Одна улица на несколько десятков домов по обе стороны дороги упирается прямо в речку. И в каком доме его искать? Жму на клаксон, оглашая американским воплем почти вымершую деревню "Бульбашей". Никто не отзывается, и даже шевеления нет. Еду медлено, постоянно сигналя и посматривая в зеркала. Не знаю, спереди или позади окажется нужный дом. Вон там кто-то машет в конце деревни. Подъезжаю к крайнему дому у мостика через речку, распугивая пару пестрых кур. Как их фрицы не сожрали?

Вот это картина! Стоят две бабуси, В руках у одной переливается мутная жидкость в бутылке и стакан. Другая бабка держит скомканый грязно-серый рушник, расшитый по концам красными узорами. Вот этой тряпкой она и махала мне. Увидев, как я подъехал, бабки перекрестились и закудахтали чего то. Перед той, что с бутылкой, стоял на коленях мой полковник в исподнем, но опоясанный портупеей поверх белья при кабуре. Жирное пузо свисало почти до земли. Отожрался в тылу, скотина. Я сначала подумал, что он ей руку и сердце предлагает, Иш сколько выпил, но после очередного спазма рвоты, коей он оросил землю перед старухой, я только усмехнулся.

  Полковник проблевался и потянулся к бабке. Вторая старуха протягивает ему полотенце, но он отталкивает её и тянется к бабке с бутылкой.
  - Да сколько можно, ирод ты. Хватит! - Доносится старческий голос. -Не лезет уже в тебя, вон сразу обратно выливается.
  - Дай ведьма старая. - Он еле выговаривает слова. - Именем революции приказываю налить боевому командиру стакан водки, или что там у тебя.
Вторая бабка ругалась и на сестру и на полковника.
  -Че ты ему наливаешь? Пусть идет воевать. - И уже обращаясь к полковнику:- Чего тут расселся? Вон приехали за тобой. Уходи уже.
  Вот оно что. Боевой командир называется. Совсем плох мужик, как же я его довезу то?  Пусть, пока едем, в окно рыгает. Нет охоты в блевотине ехать пока своих догоняем.
  Пора вмешаться. Я изнутри открыл правую дверь и посигналил.
  - Здравия желаю товарищ полковник! Разрешите обратиться? Я за вами. Приказано срочно вас привезти.
  - Увози его милок. - Одна бабка истошно крестилась, вторая не менее истошно плевалась. - Сил нет с ним справится. Ведро уже выпил и еще тянется. Пьет как в последний раз.

  Полковник перевел взгляд с бабки на бабку, потом на меня. Черт возьми, да он вообще ничего не соображает. Машу ему рукой:
- Командир! Карета подана. Поехали. Все вас ждут.
Он после нескольких неудачных попыток наконец встал с колен, и шатаясь, попутно задевая и сбивая крынки со штакетника, вышел со двора, подошел к машине. Шумно высморкался на землю, утерся рукавом и опять блеванул жельчью, попав на подножку "Студера". Его лицо приняло слегка осмысленое выражение. Он начал оглядываться. Налево, направо. Направо, налево. Направо дорога через мостик в лес - тыл в той стороне, а налево - в сторону фронта.
  - Ты куда это собрался? -Невнятно спросил командир.
  - Я за вами товарищ полковник. Приказано вас привезти.
Нет, он меня не слышал. Его уже красное лицо побагровело до цвета сливы, он сначала замычал:
  - Иш ты, выходила на берег Катюша. - Его голос по восходящей глиссаде перерос в визг. Не знал что мужчины умеют так  визжать. - Сука! Предатель! Дезертир! -Брызгал он слюной.
  - Меня капитан за вами прислал, товарищ полковник!- Я пытался его вразумить, но разве перекричишь этого горлопана. А он знай себе орет лозунгами про то как советский народ потом и кровью ... а я такой, сякой сукин сын решил спрятаться, бросить своих боевых товарищей.

  Что творилось у него в башке я не знаю. Алкоголик страшен в своей необузданости, но, что характерно, еще более страшен вооруженый алкоголик. Что происходит в его измененном мозгу? Все это я потом уже анализировал. А тогда на стрессе, как потом модно стало говорить, мною двигали одни инстинкты.

  Полковник начал расстегивать кобуру:
  - По закону военного вр...
  - Да что же это такое? Товарищ полковник? Мы вечером в наступление идем! Арт подготовка. Я за вами прие...
  - ...емени, расстрелять! - Он наконец вытащил ТТшник и нажал на спусковой крючок. Послышался щелчок. Либо осечка, либо патрона в стволе не было. Его в очередной раз скрутило, а я наверное чуть не обделался и поседел. Я давно на войне и уже не на первой, но вот так с пьяну еще никто не тыкал мне стволом в морду, тем более свои командиры.
  - Да ты что творишь? Сейчас всех угробишь! Видишь "эрэсы" на подвеске уже? - Одновременно с руганью я пытался открыть дверь со своей стороны и выбежать из машины, но хваленую американскую технику заклинило намертво, о чем я позабыл. - Одна пуля по снаряду и от деревни мокрого места не останется.

  Руками испачкаными в блевотине он все пытался перезарядить оружие, пока я его увещивал одновременно с попытками открыть заклинившую дверь. Полковник все таки умутрился передернуть затвор и дрожащей рукой направил пистолет на меня.
 
  Первый испуг отешел и на каких-то рефлексах, выдернул из стойки ППШ, хотя никогда  им не пользовался (мы же артилерия а не пехота), одним движением взвел его, и мы выстрелили одновременно. Полковник промахнулся, я нет. Его пуля пробила пилотку и ударила в крышу. С такого расстояния не попасть не возможно, но у него это получилось. Моя же очередь из автомата продырявила его насвозь, попутно зацепив крынку на заборе. Хорошо что у него не автомат, иначе он точно взорвал бы нас всех. Полковник рухнул в траву с зажатым спусковым крючком. Краем глаза увидел - одна старуха тоже упала выпустив из рук бутылку. Вторая что-то там ругалась и трясла полотенцем.  Неужели и бабку зацепил? Нет, шевелится пытается отползти, скорее всего обморок, она же в стороне была.

"Эх Коля, Коля. Как же так твою...огонёк" Думалось мне.
 
 Это наверное у меня в ушах гудит после выстрела в почти замкнутом пространсте. Да нет, сигналит кто-то. Я оглянулся в сторону леса. Оказывается долгожданная колонна с подкреплением и боеприпасами уже добралась до нас и шоферы из первых машин поравнявшихся с нами видели эту странную дуэль. Сразу высыпали бойцы конвоя, разоружили меня.

  - Ну как так, Колян? -Орал капитан, когда меня арестованого привезли на новое место дислокации.
  - А что Колян? Будто у меня выбор был. Он меня в дезертиры записал и стрелял уже. Два раза, сука! Первый раз осечка спасла меня. Вторым выстрелом чуть не убил меня, вон дырка в пилотке и пуля в бронещитке застряла, а мог бы все подорвать. За одно и колонну со снарядами. Сам подумай, 18 торпед в одной куче, могли рвануть?
  - Могли. - Угрюмо кивнул капитан. -  Но тут сам понимаешь, я не имею никакого права замять это дело. Предварительное следствие по горячим следам показало, что ты в общем то прав. Свидетели все за тебя. Бабки ратуют, бойцы из головы колонны мало что видели. Одна бабка правда требует с тебя стоимость разбитых крынок вычесть.
  - Да уж. Понимаю. Крынки конечно это да... - Я все еще находился в некой прострации.
  - За это обычно на месте к стенке ставят по закону военного времени.
  - За крынки то?
  - Николай. Прекращай шутить. Иногда мне кажется, что тебя расстреляют за твой длинный язык быстрее чем за полковника.
  - Ну хорошо. Почему тогда меня не расстреляли?
  - Да все ясно. Этот урод стрелял в направлении "Катюши". Пулю извлекли из крыши, что тебя несколько оправдывает. В добавок полковник был в неглиже, да еще от трупа несло сивухой за километр. Плюс его предыдущий запой и покидание части накануне наступления, все в твою пользу. Но, убийство командира, к тому же политрука, могут признать идеологической диверсией, а тебе все шутки. Этого тебе никто не простит. Маршевая рота штрафников уже скомплектована, приказ я оформил. По другому никак. Пойми Колян, даже если я тебя прикрою, после артподготовки начнут копать и полетят еще головы, не только твоя. У тебя сейчас один выход, что бы выжить. Штрафная рота. Выживи, там все позабудется.
  - Как это позабудется?
  - Бумага не вечная, мало ли архивов сгорело.- Многозначительно ответил капитан. -Не держи зла на меня. И попробуй выжить. Героев не судят.
------------------------------------------
- А ты что тут подслушиваешь?- Бабушка резко открыла дверь и я чуть не упал. - Видишь взрослые разговаривают? Иди спать уже.
- Ладно, иду. -Буркнул я.  Блин не дали дослушать чё там мой суровый дед рассказывает.
 С кухни доносились едва различимые голоса деда и какого-то незнакомого старика которого я видел в первый раз. Не местный. Жуть интересно кто такой. Может потом дед на рыбалке выпьет и размякнет, расскажет.
- В общем кровью искупил...
- Хорошо, что выжил...
- Наверное хорошо. Только звездочку за белофинскую не вернули. Жаль. Все, я спать пошел. Нам с внуком утром на рыбалку. 
- Прощай Николай.
- Прощай капитан. 
Дед проводил до ворот незнакомого старика попути горланя:
- И он запел, про ясны очи...
"Ага, это у него первая стадия опьянения. Всегда ее поет"
Дед еще какое-то время пел, покуривая свою вонючую "Астру", потом осекся:
  - Тьфу ты, огонёк твою мать.
Ну вот, огонёк - последняя стадия. Сейчас спать пойдет, а утром на рыбалку. Зря, что ли, пол дня крючки вязали к поводкам?


Рецензии