Глава 568. Барриос. Собор

Агустин Барриос
Сюита для гитары «Собор» (La catedral)
Кшиштоф Мейзингер (гитара)

cdtnkfyf: Почему — сюита?  Я воспринимаю это сочинение как единое целое.

alexa_minsk: И я воспринимаю как единое целое.
Но есть гитаристы, играющие только последнюю часть. И в этом есть свой резон. Именно Allegro solemne является смыслом этого сочинения. А если не сюита, тогда какой это жанр?

Volovikelena: Сюита, конечно. Откуда сомнения? А части сюит играются отдельно и в барочной музыке. Далеко искать не надо — оркестровые и клавирные сюиты Баха. Одну только «Badinerie» (шутка)  из его Второй оркестровой сюиты заштамповали даже на телефонный звонок. Не думаю, что исполняя фрагменты баховских сюит или копируя их на гаджет, кто-то беспокоится о том, что разрушает целостность произведения.

cdtnkfyf: А в чем основное отличие сюиты от сонаты, Лена?

Volovikelena: Проблема в том, что в XVI веке сонатой называлась любая инструментальная пьеса. А разновидностей таких пьес было немало и для самых разных составов инструментов.
А со второй четверти XVIII столетия соната и сюита уже и близко не имеют ничего общего, кроме цикличности и темповых контрастов. В сонате бывает одна (реже две) танцевальные части, менуэт вытесняет другие. А у Бетховена соната и с менуэтом распростится постепенно к концу XVIII века.
И в сонате упор всегда на первую часть. Она — самая сложная и многотемная с появлением классической сонатной формы в творчестве Гайдна. Медленная часть и менуэт имеют уже вспомогательное значение, подчиненное. Финал может быть разной формой и гармонично уравновешивать первую часть, подобно обрамлению цикла. Тогда как в сюите сохраняется равноправие частей.
Теперь о Барриосе. Он писал свою сюиту в XX столетии, согласно ее новым стилистическим особенностям и перекличкой со старинной формой в виде названия первой пьесы и цикличности, а также фактического равноправия частей и возможности исполнять их по отдельности. (С сонатой исполнение по одной части возможно разве что в музыкальной школе или в училище по классу общего фортепиано.) То, что части имеют названия, тоже признак скорее сюиты. Признаки сюиты вполне очевидны, а вот сонаты здесь нет.

tagantsev: Я немного бы добавил. Если я не прав, Вы меня поправьте.
Ведь в XVI веке сюиты еще не было. Композиторы писали отдельные танцы, не объединяя их в нечто целое. Объединять танцы в целое начали лютнисты в XVII веке. Почему лютнисты? В XVII веке лютня стала очень популярным инструментом, поэтому лютнисты плодились с невероятной скоростью. Трудно было найти постоянную работу и им приходилось странствовать по Европе и выступать где попало: и при королевских дворах, и в замках аристократов, которые они встречали на своем пути, и на свадьбах обычных людей. Орган или клавикорд с собой не потащишь, а лютню легко носить за спиной — взял и пошел искать работу. Лютнисты посещали многие страны, и им пришлось изучить музыку этих стран, в частности, именно танцы, так как они обслуживали светские мероприятия. Вот они и сочиняли сарабанды для испанцев, куранты для французов, аллеманды для немцев, жиги для англичан и другие танцы (бурре, паспье, менуэт, гавот, ригодон, чакона, канерэ). В то время интернета не было, как и самолетов. Информацию о существовании всех этих танцев по Европе разнесли именно лютнисты. При своих выступлениях они стали комбинировать эти разные танцы в циклы (suite) — не играть же одни аллеманды или жиги (хотелось разнообразия ритмов). Сначала они конструировали свои циклы по настроению, но, кода речь заходила о печатном издании, приходилось выбирать уже точно. Так у лютневых композиторов появились сюиты, в которых один и тот же танец появляется в разных сюитах. Так что родителями сюиты можно считать лютнистов.
Это не моя мысль. Здесь я кратко изложил основную идею немецкого лютниста XVIII века Эрнста Готтлиба Барона, изложенную им в трактате «Study of the Lute».

Volovikelena: Очень красивая версия. Мне нравится.


Рецензии