Ж. РС, 12, 2020 г. Радости жизни земной

Уважаемые читатели!
Очередной номер журнала продолжает тему, над которой наши авторы работают уже не один год. Проект «Бабушкины радости» стартовал в 2015 году с выходом одноимённого сборника Н. Гордок. В нём речь шла о радостях, которые приносят внуки в бабушкину жизнь. Рождению второй части проекта способствовало желание других бабушек поделиться своей радостью. В ней можно прочесть и о новых бабушкиных радостях дедушкинско-бабушкинского возраста, радостях активного творческого долголетия.
Третий выпуск увеличивает количество авторов. Это уже коллективный сборник участников литературной студии «Родники Сибири» при Государственной научной библиотеке Кузбасса им. В. Д. Фёдорова. Их «осень жизни» не омрачена убежавшими годами и выросшими внуками. Они по-прежнему молоды душой, полны оптимизма, с мудростью воспринимают и преодолевают свои «горные перевалы». К их радости примешивается иногда светлая грустиночка, без которой в этом возрасте не прожить. Но главной соломинкой, держащей их на плаву, всё-таки остаются радости
жизни. «Радоваться жизни каждый день и час!» – этот бабушкин девиз проходит красной нитью через все произведения сборника. Узким оказался круг читателей
этих сборников. И редакционная группа литстудии решила расширить его изданием журнального варианта сборника. На его страницах – произведения и более молодых авторов, которые ещё не пополнили «бабушкину когорту». Принимайте наши «Радости
жизни земной», дорогие читатели!
Очень надеемся, что наш по-молодецки задорный девиз станет и вашим девизом! Дочитав журнал до последней страницы, вы заразитесь нашими радостями и наполните своё долголетие творчеством!
Третья страница, как всегда, с рубрикой «Светлая память», в которой
мы начинаем знакомить своих читателей с повестью Н. Гордок «Так начинались родники», посвящённой первому руководителю литстудии Татьяне Поповой (Янтарной).
На последней странице по традиции вести с конкурса «Простою задушевною строкою» – итоги второго этапа.

Из повести "Так начинались РОДНИКИ. ч.1"/ Из рубрики "Светлая память"

От автора Н. Гордок

Предлагаю услышать из первых уст маленькую, всего пятилетнюю историю творческого объединения – литературной студии «Родники Сибири», существующей при Государственной научной библиотеке Кузбасса им. В. Д. Фёдорова. Самодеятельным авторам в любом возрасте всегда было трудно, а иногда и невозможно увидеть
результаты своего творчества напечатанными. Все профессиональные союзы и объединения, чего греха таить, не видят в непрофессионалах «искорку Божию». А мы и не пытаемся соперничать с ними, зная свой уровень литературной подготовки. Нам бы только найти «свой шесток» и попытаться выразить чувства и эмоции в словах чуть грамотнее, чуть профессиональнее, насколько это возможно.
Таким «шестком» и стала для нас литературная студия. Приглашаю вместе пройти по трудным непротоптанным тропинкам первых лет сотрудничества к её «родничкам», затерявшимся в прозе жизни и пробившимся чистым ручейком-строчкой к читателю.

Глава 1. У истоков

Первый шаг на любой тропинке сделать нелегко: не знаешь, туда ли ступаешь. Направо пойдёшь – вдруг в тайгу забредёшь. Налево свернуть – вдруг окончится путь. А прямо шагать – так не привыкать... Была не была. Первое чтение моих девяносто четырёх строчек было очень сумбурным. Волновалась как на экзамене. Для
клубников это был самый обычный день. А я сидела как на иголках, вспоминая подобный сюжет из рассказа преподавательницы про защиту её мужем-космонавтом диссертации. Его спросили: «А в космосе у вас так же
руки дрожали?» Он ответил, что там был профессионалом, там была работа,а сейчас – экзамен. Вот и на своих служебных выступлениях при любой аудитории я была
уверена в своём профессионализме. А здесь – Её Величество - Литература,экзаменаторы – поэты поэтического клуба «Слово».
Да, сначала был поэтический клуб «Слово» при Кемеровской областной научной библиотеке имени Василия Дмитриевича Фёдорова, в который я пришла 17 сентября 2014 года. Буквально через месяц по инициативе руководителя Надежды Яковлевны Кудрявцевой-Кузнецовой клуб был перенесён в Дом литераторов, на проспект
Советский, 40. Участникам клуба было тяжело отрываться от родных стен библиотеки, к которым они привязались за пять лет существования «Слова». Возник выбор, куда идти? И тогда большинство из них (в их числе была и я) решили посещать оба клуба.
Первая ступенька, которую нам предстояло преодолеть в новом клубе
на старом месте, стала для нас очень высокой. В числе участников не оказалось второго готового руководителя, который мог бы возглавить оставшийся в библиотеке творческий коллектив. Пришлось выбирать «тройку» – совет клуба, в который вошли
Катерина Летящая, Татьяна Попова и Ирина Жук. Я их расположила в том
порядке, в каком успела заметить за тот небольшой период активность ка-
ждой и их влияние на работоспособность группы любителей поэзии.
Катерина Летящая, как мне показалось, была главным организатором: вела учёт участников по фамилиям и датам рождения, рассылала телефонные сообщения о занятиях, держала групповую кассу.
Татьяна Попова при первой же встрече произвела на меня впечатление грамотного литератора, тем более что была координатором журнала от
издательства «Союз писателей» г. Новокузнецка, на страницах которого
публиковались авторы клуба. Заочное знакомство с ней пять месяцев назад
вдохновило меня на первые публикации. «Хорошие стихи», – написала она, получив пять первых стихотворений, отобранных сестрой Ольгой для печати. Татьяна и вручила мне на первой встрече в сентябре журнал, в котором были напечатаны мои первые девяносто четыре строчки. А её милая улыбка доброго, открытого и светло-
го человека окончательно покорила меня. Я убедилась, что доверила душу
надёжному другу.
В Ирине Жук я сразу же увидела готовую поэтессу, так мне понравились её стихотворения из первого напечатанного сборника «Жизнь – волшебное видение». Приняв участие в первой в моей жизни презентации
этой книги, разочаровалась в своих «лягушках» и поплакалась в Танюшино плечо, что я так лирично никогда не смогу написать. А мудрая не по годам Татьяна Валерьевна, уже тогда подержавшая в руках мой самиздатский альбомчик «Заглянем в зеркало своей души», сумела вернуть мне уверенность, объяснив, что у каждого автора свои плюсы и минусы. И у меня плюсов оказалось больше, чем минусов.
Совет подобрался достойный, но не было ни у клуба «Слово», ни у нового коллектива того фундамента, который скрепляет даже творческий коллектив, – устава. Моё предложение по уставу одноклубникам показалось не слишком к месту в творческом объединении, но на положение все согласились. Заработала инициативная группа.
Сначала обсудили мой проект, потом проект Ольги Желтухиной. И, соединив всё наработанное, наконец-то решили к декабрю следующего года утвердить окончательный вариант. Над названием нового клуба мыдолго не размышляли, ведь в журнале «Союз писателей» уже состоялся наш поджурнал «Родники Сибири», который и вела Татьяна как координатор.
Не встретив с её стороны возражений, мы единогласно проголосовали за «Родники Сибири», хотя были робкие попытки заменить в названии слово «Сибирь» на «Кузбасс». Сейчас я бы согласилась на «Родники Кузбасса», но мы тогда были не такими мудрыми и пошли по пути наименьшего сопротивления.
А вот над содержанием нашей деятельности пришлось помозговать. Мы уже не хотели оставаться просто клубом по интересам, собираясь на бабушкины посиделки один – два раза в месяц. Нам захотелось продолжать творить, что-то создавать своё, искать своего читателя. Мы не сразу пришли к студии, казалось, что это очень се-
рьёзное и ответственное дело, оно не для нас, «самоделкиных». Нужны ли будут кому-нибудь наши сборники, журналы и просто стихотворения? Не устраивало в названии и слово «поэтический», некоторые участники «грешили» прозой.
После долгих раздумий пришли к нашему теперешнему названию: «Литературная студия «Родники Сибири», коротко – «Родники...», и стали называть себя литстудийцами.
В утверждённом положении мы расширили руководящий орган до пяти человек. В совет литстудии вошли: Татьяна Попова, единогласно избранная председателем, её заместители Ирина Жук (по творчеству), Наталья Гордок (по оргвопросам), Ольга
Желтухина (по практике), Галина Червова (по классикам). Все участники выбрали для себя поручения по душе и активно включились в подготовку
занятий, а авторы – в творческую деятельность. Впервые мы показали себя
во всей красе на областном конкурсе библиотечных клубов, организованном на базе областной библиотеки в мае 2016 года. А в люди вышли, приняв самое активное участие в подготовке и праздновании 95-летнего юбилея Михаила Александровича
Небогатова.
Итоги трёх лет показали, что литстудия на правильном пути, нам удалось сохранить коллектив и выбрать основные ориентиры для творческой деятельности. Начальный
период становления коллектива был трудным, но не бесполезным.
Сегодня мы ещё не можем быть уверены в окончании этого периода, потому что творческий коллектив живёт в постоянном развитии, обновлении участников, пересмотре основных позиций и функционала. Претерпели изменение и некоторые позиции нашего положения, когда потребовалось переработать его в рамках обще-
библиотечных требований и рекомендаций, предложенных для всех клубов в едином проекте.
Удивляюсь, откуда у нас брались силы и время в той неразберихе первого года жизни литстудии? Одновременно приходилось собирать поджурнал «Родники Сибири» для журнала «Союз писателей» новокузнецкого издательства, готовить и проводить занятия как практические, так и по классикам Серебряного века. А ведь были ещё конкурсы и другие проекты издательства, принять участие в которых приглашали
наших авторов. Но самым сложным и неуправляемым было проведение занятий, на которых чаще всего собиралось до двадцати человек, а то и больше. Добрая половина участников приходила на занятия других посмотреть и себя показать. Им не интересны были разборы ошибок авторов, обсуждения и отбор материалов в печать и на конкурсы. Это как на школьном уроке, если ученик не готов или полкласса хотят сбежать в кино, урок однозначно пойдёт не по плану. Так было и у нас на первых порах.
Громкое заявление с последней парты: «Можно, я скажу?!» – и начинался «базар». А потом весь вечер и половину ночи мы с Танюшей проводили анализ, извинялись друг перед другом и изобретали новые формы, интересные для всех. Но это была утопия.
Коллектив формируется при решении поставленных перед ним целей и задач и при достижении результатов. У нас было только два пути: привести всех к общему знаменателю, приобщив к литературному творчеству, или освободиться от «нетворящих».
Желая сохранить привязанности между участниками, мы опять выбрали не ту
тропинку. Литературный ликбез многим не давался, приходилось «причёсывать шедевры» стихотворчества отдельных авторов, а это неблагодарное дело. Грешить никому не хотелось. Некомфортно чувствовали себя под одной обложкой сборника авторы, пишущие на четыре и пять, и неудачники-троечники. Не выдержали первые, ушли в свободное плавание и не прогадали: стали «звёздочками» в других клубах и даже союзах. И мы по праву гордимся своими выпускниками.
На их место в литстудию стали приходить новые авторы, надо отметить, далеко не неудачники. Совет вдохновился на новые формы работы. На втором году мы пришли
к своим литературным еженедельным средам: две – познавательные, две – развлекательные. После изучения Серебряного века поэзии вернулись к кузбасским литераторам. Тема «Читаем кузбасских поэтов» стала темой первой среды. Практикум «Ямбы и хореи» определился на вторую среду. Творческие гостиные по юбилярам-классикам утвердились на третью среду. А последняя среда месяца
отводилась нашим неформальным общениям в группе.
Каждый участник сам решал, на какое занятие приходить, а какое пропустить, если оно его не интересовало. Кроме групповых практических занятий, назначались и индивидуальные встречи с авторами, которым требовалась помощь в работе над текстами. Такая практическая направленность студии обеспечила нам во второй и третий год активный выход как авторских, так и коллективных сборников.
Если в авторском сборнике я как составитель могла допустить авторское изложение текстов и его стиль, то в коллективных сборниках редакционная группа старалась поправить единомышленника, чтобы выдержать уровень публикаций. Сложнее и более
ответственно для Татьяны как координатора журнала «Союз писателей» было размещать в нашем поджурнале слабые подборки. Доходило до того, что нам приходилось пропускать некоторые номера, так как уровень авторской подборки не соответствовал требованиям. По этому вопросу было много споров и разногласий, но нам удалось прийти к единому решению и добиться того, чтобы авторы работали над текстами сами. В противном случае они могли материалы выставлять от своего имени в другой рубрике журнала.
Такая насыщенная работа с авторами, с другой стороны, мешала нам заниматься непосредственно своим творчеством. Татьяна Валерьевна несколько раз просила освободить её от руководства литстудией, но мы шли на всякие уступки в виде оказания ей помощи и поддержки, лишь бы у нас был грамотный руководитель. И вот
наступила весна 2017 года, когда нам этот вопрос пришлось всё-таки решать. Я была вынуждена согласиться на руководство, жаль было бросать начатое три года назад дело. Коллектив единомышленников сформировался, поддержку обещали, интересы выровнялись, посторонние отсеялись, «звёздочки» тоже пристроились,
основные проблемы трёхлетия решились. Я продолжала заниматься организационной работой, Татьяну освободили для подготовки глубоких практических занятий. И у неё открылось второе дыхание. Пошли её личные сборники, новые разработки
активных практик, на которые раньше не хватало времени. Жить бы только дажить и радоваться!
Но нам всем предстояло пройти через страшную трагедию. Нашей Танюши не стало. И студия осиротела.
Трудно мне было поверить, что человека уже нет. Получила от неё последнее письмо поздним вечером, рано утром села строчить ответ, так и не дописав его. Ушла она в расцвете сил и таланта, а ведь сколько ещё могла бы сделать!
В рубрике «Светлая память» журнала «Родники Сибири» N 4 я на-
писала:
«Душа поэта осталась в его стихотворениях. Прошло почти два года после ухода Татьяны в мир иной. А её заповеди живут в нашей литературной студии.
Надолго музы наши замолчали –
Скорбим мы о тебе в немой печали.
Эти две строчки из моего стихотворения на её уход как будто подвели черту под коротенькой историей литстудии. Но жизнь распорядилась по-иному. Мы сказали: «Родникам» быть!» И продолжаем воплощать в жизнь замыслы и идеи, подсказанные нашим первым руководителем. И не перестаём обращаться к её творчеству, мудрым и столь нам необходимым наставлениям и наказам-заповедям.
(Продолжение в следующем номере)


Рецензии