Глава 429. Гайдн. Вторая симфония

Йозеф Гайдн
Симфония № 2 до-мажор
Австро-Венгерский филармонический оркестр им. Гайдна
Адам Фишер (дирижер)

Aelina: Дорогой Артем, спасибо за выкладки чудесных ранних симфоний Гайдна.

OlgaKz: Дорогая Элина! Артем выложил недавно больше восьмидесяти симфоний Гайдна в исполнении Хогвуда. Титанический труд! Спасибо ему. Я послушала и некоторые ранние, и средние, и поздние. Трактовки Хогвуда показались мне весьма интересными.

Aelina: Дорогая Ольга Николаевна, симфоническое творчество Гайдна вызывает у меня неизменный восторг. К некоторым его симфониям (№ 11, 12, 13, 32, 33, 45, 76, 67, 78, 85, 90, 92, 93, 94, 101, 102, 103) я возвращаюсь вновь и вновь!!

А какие симфонии предпочитаете Вы?

OlgaKz: Дорогая Элина! Люблю, кроме многих названных Вами, все №92-104 (так называемые «Лондонские»), № 7-8, 26, 44. Особо восторженное отношение к №49 и №104.

karapyzik: П. И. Чайковский о Гайдне:

«Я очень уважаю почтенные, великие даже услуги, оказанные этим добродушным старичком симфонической и камерной музыке. Гайдн обессмертил себя, если не изобретением, то усовершенствованием той превосходной, идеально разумной формы сонаты и симфонии, которую впоследствии Моцарт и Бетховен довели до последней степени законченности и красоты. Гайдн — необходимое и крепкое звено в цепи симфонического композиторства; не будь его,— не было бы ни Моцарта, ни Бетховена, или, по крайней мере, эти два колосса музыки получили бы другое развитие, явились бы на почву менее обработанную, встретили бы в росте своих громадных гениев большие препятствия. Но, не касаясь неоцененных исторических заслуг Гайдна, нельзя не признать, что это был талант не высокого полета, что он не пошел дальше «миленького» и «хорошенького» и ни разу не затронул тех тайных струн души человеческой, из которых позднейшие композиторы извлекли столько потрясающих, глубоко-патетических звуков...
  Скромному музыкальному хроникеру не под стать углубляться в те бытовые и исторические условия, под влиянием которых образовалось творчество Гайдна.
  Был ли бы Гайдн более трагическим, глубоким, страстным, если б родился в другое время? Не объясняется ли причесанность, изящная холодность его музыки, теми нравами и той средой, в которой пришлось ему развиться?
   Не оттого ли Гайдн не способен глубоко потрясти, извлечь слезы восторга, подавить силою и пафосом настроения, что он еще не дожил до века надломленных, терзаемых сомнением, томимых безотчетною тоскою романтиков следовавшего за ним поколения? Все это глубокие, интересные вопросы, которые я открываю любителям эстетических умствований.
   Я сказал выше, что Гайдн всецело принадлежал области хорошенького. В каждой его симфонии вы встретите игривый эпизодик, пестренькую калейдоскопическую игру звуков, невольно чарующую музыкальное ухо. От этого никак нельзя сказать, что Гайдна следует безвозвратно исключить из наших концертных программ. Особенно у нас в России творчество Гайдна представляет ступень, через которую необходимо пройти нашей публике, прежде чем она дорастет до полного понимания Бетховена. Желательно только, чтобы в противовес его легоньким, поверхностным идейкам и формам противополагались крупные произведения позднейших авторов»

Чайковский П. И.  Музыкально-критические статьи. М. 1953


Рецензии