Как делать стихи по Маяковскому. Правило X

Камень на камень, кирпич на кирпич...

Укладывать кирпичики строф один на другой — казалось бы дело не хитрое. Этим часто механически занимается подавляющее большинство пишущих.   
Античная строфа неоднократно воспроизводилась и в русском стихосложении. Меньшую роль в русской поэзии сыграла восточная поэзия, из которой в сравнительно недавнее время были предприняты попытки заимствования некоторых форм (например, персидское четверостишие, рубаи). Из богатого строфического наследия романских народов русскому читателю более знакомы такие твёрдые формы, как терцина, триолет, секстина, октава, сонет, рондо.
Количество строк в строфе известно и колеблется от одной до четырнадцати:   
Моностих (также однострок, однострочие) — литературная форма: произведение, состоящее из одной строки.
Из числа строф, воспринятых русским стихосложением, в первую очередь следует отметить александрийский стих, заимствованное у французов двустишие, которое в русской поэзии XVIII века стало обязательной формой классической трагедии и героической поэмы. Другие типы двустиший употреблялись чаще всего в жанре романса, а также в эпиграммах, надписях.
Трёхстишия простейшего вида (с одной рифмой, проходящей через все три стиха) в русском стихосложении встречаются редко. Намного более популярной оказалась терцина, что обусловлено многочисленными переводами из «Божественной комедии» Данте.
Четверостишие — в русском стихосложении самая распространённая из всех строф. В текстах большинства русских поэтов такая строфа численно едва ли не преобладает над всеми другими. Помимо четверостиший, построенных по основным схемам рифмовки, значительное распространение получило четверостишие с холостыми (нерифмованными) нечётными стихами и рифмованными чётными.
Пятистишие в русском стихосложении встречается обычно в виде лимерика.
Строфа из шести стихов, помимо секстины, имеет несколько популярных схем, представляющих различные комбинации трёх рифм. Среди них — простейший вид шестистишия с парной рифмовкой (например, «Три пальмы» Лермонтова) и шестистишие типа AAB CCB (например, «Усы» Пушкина).
Семистишие, так же как и большинство других строф, состоящих из нечётного числа стихов, в русском стихосложении употребляется редко. Образец типа AAB CCCB, применён М. Ю. Лермонтовым в стихотворении «Бородино».
Восьмистишие в русском стихосложении встречается часто. Обыкновенно оно представляет собой ту или иную комбинацию двух четверостиший. К «твёрдым формам» итальянского происхождения принадлежат сицилиана и получившая большое распространение октава, которой написаны такие произведения, как «Дон-Жуан» Байрона.
Одной из вариаций девятистишия является «спенсерова строфа», введённая английским поэтом Эдмундом Спенсером. Она состоит из восьми стихов пятистопного и одного шестистопного ямба с тремя рифмами, расположенными по схеме ABAB BCBCC. Значительного распространения, так же как и другие формы девятистиший, спенсерова строфа не имела.
Из числа строф, состоящих из десяти стихов, заслуживает упоминания популярное в XVIII веке десятистишие классической оды. Оно писалось четырёхстопным ямбом с рифмовкой по схеме ABAB CCD CCD (примеры встречаются в одах Михаила Ломоносова).
Строфы, превышающие десять стихов, в русском стихосложении встречаются редко. Особое значение в русской поэзии получила строфа из 14 стихов, применённая Пушкиным в стихотворном романе «Евгений Онегин» и получившая название «онегинской строфы»: она строится по схеме AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами обозначены женские рифмы).
Строфы большего объёма малоупотребительны и, как правило, последовательно через всё произведение не проводятся. Поэтому их целесообразнее рассматривать как свободные структурные единицы, приближающиеся по своему значению к роли глав или песен в композиции больших стихотворных форм.
Архитектоника стиха — ясно воспринимаемая целостность, соподчинённость и закономерность связи частей и целого, то есть композиционный смысл принятой формы.  Термин часто употребляется в том же значении, что и термин «композиция», хотя это неверно по существу. Качество архитектоничности — одно из многих свойств композиции художественного произведения, оно возникает в результате применения художником акцентации, артикуляции, соподчинённости частей: отношений целого и детали, главного и второстепенного.
Маяковский, существенно сократив в своей поэзии строфическое разнообразие как правило четным количеством стихов, решал задачу архитектоничности со свойственной ему решительностью: «Имея в руках такое (первое) четверостишие, я уже прикидываю, сколько таких нужно по данной теме, и как их распределить для наилучшего эффекта. Если тема большая и сложная, придется потратить на неё таких четверостиший, шестистиший да двухстиший-кирпичей штук 20–30. Наработав приблизительно, почти все эти кирпичи, я начинаю их примерять, ставя то на одно, то на другое место, прислушиваясь как они звучат, и стараясь представить себе производимое впечатление».
Имея под рукой основные строфические кубики, составив общий архитектурный план, и расставив эти кубики по своим местам, Маяковский считал основную творческую работу по созданию стихотворения законченной. 


Рецензии