Русский Космизм и пророчества Коненкова

 
   Копаясь как то в Своем, архиве, я наткнулся на листы с графикой  «Библии  Коненкова».

 Помню когда я их увидел году в 2001 они меня поразили, о том, что он был   Космистом, я ничего  не  знал.

 Конечно я знал некоторых Русских Космистов: Рериха, Чюрлениса, Смирнова-Русецкого, и группу «Амаравелла», которая опиралась на творчество Куинджи.

 Эти художники Русские космисты» почти не известны людям, о  них заговорили
только во время Хрущевской оттепели 1960г.
 
 Наверное, я бы сюда добавил и Максимилиана Волошина, хоть его таковым не  считают, у него тоже есть кое-чтоот Куинджи.
 А как необычны его акварельные пейзажи, они легки,светлы, без сажи.

Но мне и не только мне, его пейзажи кажутся не земными, как и
собственно сам Коктебель.
 
С этими  художниками общался  и  Василий  Кандинский, ( Абстракционист)  без
сомнения  они все   друг-друга   знали.

Был такой случай, когда американский Астронавт  увидел  акварели М.Волошина,   он сказал что, этот человек Наверное,  побывал  на Луне.
 
Однако мне думается, Сергей  Коненков в  графике  был своего рода   библейским
Космистом,  недаром  его графический  цикл назвали «Библией Коненкова».

Есть на Тверском бульваре музей, мимо которого пройти очень просто, так  как  он
органично «вписан» в центр Москвы  с егосуматошной,  вечно спешащей куда-то жизнью.
 Но достаточно всего один раз остановиться, открыть массивную дверь музея  и ты уже провалиться… в космос.

Все это, музей-мастерская,  русского скульптора Сергея Тимофеевича
Конёнкова,  которого  еще  в начале ХХ века  называли «русский Роден».

  Человека  космических прозрений и необыкновенной судьбы.

 Оказавшись  волею  судеб  после окончания Гражданской войны  в Нью-Йорке.

Коненков  быстро  завоевывает  популярность лучшего портретиста,но все же американцем он  так и не стал.
Часто он прохаживался  по  шумному Бродвею  в  шокирующей  всех в русской красной косоворотке с котом  «Рамзесом»  на плече.

 И под руку  с молодой красивой женой, длинные ногти которой переливались зеленым перламутром.
 
Можно так сказать, что это шли Мастер и  Маргарита, именно так звали
егоспутницу. 
    Эпатаж Сергея Коненкова  проявлялся  и  в   последующих  увлечениях.
 
 Так, к примеру, неожиданно для всех он отказывается от сулящих большие гонорары заказов, и почти на десять лет отрекается от богемы и поклонников.

 Именно в тот период и появляются его первые изображения Христа и святых, а  также его наброски  к космогониям Коненков изображает Христа,  апостолов.
 И он создает серию графических  композиций.

Космогонического  характера, (от греч. kosmogonia - "происхождение
мира";-), представляющих собой зашифрованные пророческие послания.
 
Уже позже выяснилось, что вгоды эмиграции он вел  переписку с Иофом Сталиным.

И называл  его при этом не иначе как "дорогой брат мой во Христе", который, по его мнению, "устанавливает Царство Божие здесь на земле".

 Коненков видел в Сталине Навуходоносора, в большевиках,  армию Божию,  а в мировой революции,  Армагеддон.
 
И еще в январе 1938 году на основе своих "космических" вычислений сообщил
Сталину о  предстоящем  нападении  Гитлера в 1941году.

 Очевидно как обычно для Сталина, он ему не поверил.

Предсказал он и победу Советского Союза над Германией, даже назвал год  окончания Второй мировой войны - 1945-й.

 Прогнозы на будущее от  Коненкова были засекречены.

Текст его наполнен светским и  библейским  языком, С постоянными  сносками   
на  страницы  из библии,  слова  пророков и  библейские  сюжеты, многое  выражено  цифрами.
 
   Без  расшифровки  не понять.
  Уже  В 1941г  он предлагал изготовить  для  солдат  пластинчатые бронежилеты.

 Но видимо он забыл, что в СССР  простых солдат  не  очень ценят.
 Правда при взятии защищенной крепости Кенигсберга, для солдат штурма сделали стальные Кирасы.
 
 Да что солдаты  в  1937г  был Арестован  знаменитый Георгий Лангемак, создатель реактивных снарядов для батареи  «Катюши», а  вмести с ним С.Королев  и Глушко.

 А  в  38г  Лангемак   расстрелян,  работы по «Катюше» остановлены.

Американские теологи и астрологи, знавшие о существовании графической
"Библии Коненкова", которая якобы предсказывает будущее, долгие годы
пытались найти ее следы в США.

 Но поиски не увенчались успехом, да и не могли.

Еще осенью 1945 года на пароходе, предоставленном по личному распоряжению
Сталина, все работы Коненкова, находившиеся в его американской мастерской, в
том числе и теософская графика, были переправлены в Москву.

 Со временем скульптуры, созданные мастером, пополнили экспозиции ведущих музеев страны и частные коллекции, но о судьбе Космогоний не было никаких сведений.

 Идея христианизации космоса имеет давнюю традицию.
 
Еще в 1627 году немецкий  астроном  Юлиус  Шиллер предпринял попытку заменить  языческие  названия  созвездий  христианскими.

 В атласе созвездий "Христианское звездное небо" имя Христа он также присвоил Солнцу,а Луне дал имя Девы Марии.

Сатурн назвал Адамом и т. д.

 Использовал Коненков и теорию другого известного немецкого астронома - Иоганна Генриха Медлера, согласно которой
Солнечная система движется к центру Вселенной, коим является звезда Алцион из
созвездия Плеяд.

  По мнению Коненкова, она является тем "северным троном", тем божественным центром, откуда осуществляется управление Вселенной.

 В таком контексте становится понятным,почему сцены священной истории расположены в центре композиции, между фигурой
Творца (Алцион) и изображением Солнечной системы (Христос).

 Иными словами,библейские и реальные исторические события зависят от божественного закона иявляются отражением всеобщего космического движения.

И которое фиксируется визменчивости расположения звезд и созвездий.

 А поскольку орбиты и траектории космических тел можно рассчитать, астрономическое предвидение будущего, по его мнению, также возможно.

 Навсегда останется загадкой, почему Сергей Коненков, посвятивший более
десяти лет теософским исследованиям во время жизни в США,  не  создал  ни одной космогонии после возвращения на родину.

 Более  того, долгое время о существовании  этих  уникальных  работ  во  всем
 мире знали только два человека - Альберт Эйнштейн  и Иосиф Сталин.
 
 Который на  протяжении  войны  вместе с письмами (по ним изрядно прошелся знаменитый синий карандаш) регулярно получал от Коненкова и фотокопии космогоний.

Насколько известно, великий  физик с большим  вниманием относился  к  мистической
графике  Мастера, но  еще с большим  трепетом,   его красотке жене Маргарите Коненковой.

 И говорят совсем  не напрасно.

   Альберт Эйнштейн приложил немало усилий, чтобы  восстановить  Священный Иерусалим  в  рамках возрожденного  государства  Израиль.

 Иосиф Сталин по своему разумению строил  социалистический  Иерусалим.

 А вот Коненков  верил в  Иерусалим Небесный.

 Пока исполнилась только мечта Альберта Эйнштейна,  в  смысле появления  государства  Израиль.
 А  еще он считал, что апокалипсис  начнется  в  2060году.
 Но  он ошибся,теперь нам это  известно.         

 Прав ли Энштейн  станет  ясно уже  через  44года.
Нет ничего лучше звёздного неба.
 Оно живое.
 В Москве оно тусклое, нужно смотреть за городом.

  Тогда  приходит вдохновение, чувствуешь Бога.

В звёздах заложена вся история человечества.
Отец тоже так считал, он верил в астрономию, но не в ту, что сейчас нам преподносят составители гороскопов.
Это не то.
Красоты неба они не ухватывают, — так говорит Кирилл Сергеевич Коненков, 87-летний сын скульптора и хранитель его Космогоний — удивительных творений, пока почти неизвестных широкой публике.

С.Т.Коненков, кем же он был на самом деле? Скульптором,  оторый умел вскрыть какие-то особые изобразительные  озможности  дерева  и  мрамора и умел их одухотворять?
 Художником,  который  глазом мастера замечал то,  что не видят другие?

  Великим символистом и монументалистом или  мастером скульптурного портрета?

 Всё это верно, но не говорит о главном, о  С.Т.Коненкове-мыслителе, создателе собственного мировоззренческого мифа, философе-космисте.
   
 Об этом молчали книги,написанные о нём и им самим, монографии, статьи.
Об этом не говорили в дни его юбилеев и других торжеств.

Чурленис например пытался соединить  музыку и живопись, а  Конёнков создал необыкновенную скульптуру, одновременно являющуюся музыкальным инструментом.

 Да и незавершённая его монументальная композиция «Космос» также должна была зазвучать.
 Здесь угадываются какие-то связи со Львом Терменом, ученым акустиком, создателем «Терминвокса».
 
Работавшим у Николы Тесла  и  Эдисона.
Что объединяло их  помимо профессиональной близости?
 
 Думы о будущем, о мироздании, о месте человека в космосе, о ценностях Культуры.

 Судьба свела зачем-то их в Америке.

Коненков собирался  дожить до 100 лет, судьба решила по своему, 3х лет не хватило до 100.
Уже дома,в России он поехал в дом отдыха.

 А там его студенты предложили его помыть, ванна стояла в проходе.

Там он простудился и заболел, такя вот судьба.




 как мой рассказ? жду ответа.
 



П


Рецензии
Расск аз хорош. Никогда не знала
Возможно, Глазунов знал

Мост Будущее   05.04.2025 21:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.