Не теряйтесь во времени!

Однажды я решил написать рассказ, главным героем которого является частный детектив. Время действия - примерно конец 60-х, начало 70-х годов XX века; место действия - США. Не сказал бы, что у меня какая-то любовь к американской эстетике той эпохи; просто сами тогдашние реалии стали одним из наиболее оптимальных вариантов. Прежде всего - почему меня не устроил современный мир, в частности Россия? Потому, что в России частная детективная деятельность... мертва. Российские законы связывают частных сыщиков по рукам и ногам; вести частную деятельность (не только сыскную), не переходя дорогу всевозможным официалам, в России практически нереально:

Слежка за человеком - огромный штраф (ибо нарушение ст. 23-24 Конституции РФ); ношение настоящего оружия - уголовщина; вынужденное участие в драке - в лучшем случае административка; самооборона с применением подручных средств, включая разрешённое несмертельное оружие, - обвинительный приговор в 99 случаях из 100 (реальная статистика!). Это если вкратце. Де-юре частый сыск в России разрешён, а вот де-факто - заниматься им себе дороже; ну, о какой частной детективной деятельности можно писать в российских реалиях?!

Так что местом действия стала другая страна, где куда больше свободы! Но всё ещё оставалась проблема в виде эпохи. В XXI веке, когда видеокамеры висят на каждом углу и встроены в любой мобильный телефон, когда есть интернет, и люди имеют относительно лёгкий доступ к информации, а многие не представляют жизни без соцсетей / видеохостингов / мессенджеров, частные сыщики тоже изменились: в наше время частный сыщик должен или обладать хакерскими навыками, или иметь хакера "в своей команде", т. е. идти в ногу со временем. Само собой, ни о каком образе классического частного детектива тут не может идти речи. Иными словами, чтобы просто написать "жанровое" произведение, порой приходится менять время действия; однако сейчас это "порой" проявляется всё чаще: если раньше нужно было выбирать ПРАВИЛЬНОЕ время действия, чтобы просто написать произведение, например, о рыцарях или викингах, то сейчас это же правило касается типажей героев, которые, казалось бы, ещё недавно выглядели более-менее современно...

Увы, но в наше время многие не понимают этого. Взять хотя бы такой жанр, как боевик, у которого (как бы странно это ни выглядело) должна быть своя философия! Боевик - это жанр, появившийся, как отражение небезопасной реальности; он органично смотрелся в 70-х, 80-х годах, например, в США, где в то время стала актуальной проблема роста преступности. Казалось, полиция и политики не справляются с проблемой, а то и... являются её "сооснователями". Тогда-то стали появляться такие вымышленные герои, как полицейские детективы, что "играют не по правилам" и не чураются грязных методов, или выходцы из народа, решившие взять справедливость в свои руки - в обход неэффективных законов; не говоря уже о "благородных бандитах", противостоящих "плохим бандитам" (беспредельщикам), продажным копам или даже беспринципной корпорации, а то и политикам, наплевавшим на принципы демократии и равенства перед законом! Всё это - отражение кризиса своего времени и жажды справедливости. Однако то время прошло - порядок постепенно восстановился; но многие киноделы продолжали и продолжают снимать боевики БЕЗ учёта смены эпохи, из-за чего давно не актуальные проблемы в виде диктатуры мафии / разгула преступности, бездействия и коррумпированности полиции впихиваются в современные реалии, где беспредел подобного масштаба практически невозможен. Тотальная слежка за жизнью общества (включая саму полицию и прочие силовые структуры), отчасти порождённая нежеланием сильных мира сего делиться властью с неподконтрольными криминальными элементами, основательно ограничила свободу организованной преступности в цивилизованных странах. Ну, прошло то время, когда закон оказывался не в силах покарать членов преступной группировки, из-за чего условный американский работяга устраивал самосуд! Прошло время, когда едва ли не единственный честный коп в участке был вынужден встать на тропу войны, дабы восстановить справедливость! Прошло время, когда из большинства потасовок и перестрелок можно было выйти безнаказанным; ибо теперь видеокамеры снимают всегда и везде, а интернет помнит всё! Подобные киносюжеты, снятые в наши дни и повествующие о нашем времени, воспринимаются, как намеренное сгущение красок, являющееся поводом впихнуть в фильм побольше жестокости. Иными словами, в боевиках 70-х, 80-х есть мораль в виде права на восстание против опасной реальности; а в боевиках, действие которых происходит в наши дни, в подавляющем большинстве случаев морали нет - есть лишь провокация, как следствие клеветы на действительность. Дабы боевик, чьё действие разворачивается в нашу эпоху, мог считаться хорошим, он должен либо рассказывать о событиях в некоей малоцивилизованной стране, либо быть чёрной комедией (этакой пародией на сам жанр боевика и вместе с тем своеобразной данью уважения этому жанру). В противном случае можно снимать триллеры - в наше время и наших реалиях они смотрятся органично; хотя и не всегда получаются достойными (что, впрочем, касалось любого жанра во все времена). Если же какому-то режиссёру захочется снять классический боевик в цивилизованных реалиях, ради качества оного придётся сменить время действия на уже упомянутые 80-е (как пример); а можно и по-классике "придумать" новую эпоху - очередной киберпанк или даже постапокалипсис (который отнюдь не всегда означает повсеместное отсутствие цивилизованной государственности).

Но не надо думать, что только американские создатели боевиков "потерялись во времени". К примеру, в России ситуация не лучше. Если в 90-е и начале 00-х фильмы и сериалы о противостоянии ментов и бандюков были в тему, то потом и, особенно, сейчас - нет! У современных россиян совсем другие проблемы, снимать кино о которых - означало бы попасть под статью об экстремизме; если в Америке борьба с безнравственной властью - нормальный сюжет для боевика, то у нас - табу! Потому-то в массы продолжают транслировать неактуальные разборки бравых силовиков и толп бандитов, рассчитанные на аудиторию, чьё умственное развитие уступает фактическому возрасту.


Рецензии