Н. Соловцов. Становление киевской русской драмы

Николай Соловцов. Становление киевской русской драмы.

1(13) сентября 1891 г. было положено начало постоянному русскому драматическому театру в Киеве. В тот день в помещении театра А. Бергонье на улице Фундуклеевской (теперь театр имени Леси Украинки, улица Богдана Хмельницкого) давали комедию Н. Гоголя “Ревизор”. Ее ставило Киевское драматическое товарищество под управлением Николая Николаевича Соловцова, который исполнял главную роль — городничего Сквозник-Дмухановского.


Н. Н. Соловцов (1857-1902)

Николай Николаевич Соловцов (настоящая фамилия Федоров) родился в 1857 г. в семье дворянина Орловской губернии. С юных лет он проявил тягу к сцене и участвовал в ученических спектаклях. После окончания гимназии в 1875 г. впервые выступил в г. Орле на профессиональной сцене, хотя и оставался в течение сезона на положении любителя. В следующем году Соловцов уже играл в Ярославле, а потом пошла обычная кочевая жизнь артиста — Оренбург, Саратов, Ростов-на-Дону, Тамбов, Полтава, Харьков, Казань, Петербург, Нижний Новгород, Москва.
В Киеве артист впервые гастролировал в 1879 г., выдвинувшись на ведущие роли “первых любовников”. Вторично приехал в 1886 г., а потом в 1888-1891 гг. каждую весну, уже в качестве режиссера, привозил труппу Московского товарищества актеров. Спектакли имели большой успех и давали полные кассовые сборы. Соловцов играл Гамлета, Отелло, Ивана Грозного, создал много ярких образов в пьесах отечественных и зарубежных авторов.


Н.Н. Соловцов в роли Гамлета

И вот в воскресенье 1(13) сентября 1891 г. созданное Соловцовым совместно с Т. Чужбиновым, Е. Неделиным и Н. Песоцким "Товарищество драматических актеров"  открыло в Киеве сезон 1891-1892 гг. В течение его зимней части, закончившейся 15 февраля, было дано 138 вечерних и 34 утренних спектакля, их посетили 68 549 человек.


Драматический театр "Соловцов" в доме Бергонье

В 1893 году дороги московских артистов-основателей разошлись, и киевская театральная труппа перешла под единоличное руководство Соловцова, которое он и осуществлял до конца жизни.
Сезон 1897—1898 гг. в доме наследников Бергонье стал для труппы последним. Свой следующий, восьмой сезон, театр “Соловцов” открыл 11(23) октября 1898 г. уже в новом помещении — на Николаевской (И. Франко) площади. Она и окружавшие ее улицы еще несколько лет до этого назывались не иначе как Меринговским садом. А ранее здесь, в центре города, предполагали устроить ботанический сад университета св. Владимира, но потом отвели ему землю на Бульварной улице, за университетом.
Федор Федорович (Фридрих Фридрихович) Меринг (1822—1887), популярный в Киеве профессор-терапевт, начал покупать землю для усадьбы в 1855 г. и через 18 лет обладал уже всей территорией между Крещатиком, Институтской, Банковой и Лютеранской улицами. Однако землевладелец не отгораживался от жителей города, и киевляне свободно приходили в его сад и даже катались зимой на катке, в который превращался имевшийся в усадьбе пруд.


Пруд в усадьбе Ф.Ф.Меринга. 1880-е

Через четыре года после смерти Ф. Ф. Меринга его сыновья обратились в городскую думу с намерением поделить Меринговский сад на отдельные участки и проложить улицы. При этом по представленному плану подлежали застройке более восьми гектаров земли. Ранее то же самое планировал сделать и сам Федор Федорович, но городская дума отказала, обосновав свое решение тем, что не следует лишать Крещатик “резервуара свежего воздуха”, которым является сад. Не получили разрешения на перепланировку с первой попытки и наследники.
В конце 1894 г. они снова подали прошение — просили дозволить прокладку четырех улиц по новому проекту архитектора В. В. Городецкого. Речь шла о серьезной перепланировке центра города, а потому для рассмотрения уточненных предложений дума создала комиссию во главе с членом городской управы гражданским инженером Г П. Шлейфером.
На этот раз разрешение было дано, и усадьбу Меринга выкупило акционерное Киевское домостроительное товарищество, созданное, как указывалось в утвержденном в октябре 1895 г. уставе для возведения новых зданий и перестройки существующих. В течение двух-трех лет акционеры во главе с директором правления Шлейфером проложили и застроили пять новых улиц. Вот так появились Николаевская (Карла Маркса, Архитектора Городецкого), Меринговская (Фирдоуси, Заньковецкой), Новая (Станиславского) и Ольгинская.


Николаевская улица. 1900-е

А там, где раньше был пруд распланировали Николаевскую площадь (Спартака, И. Франко). Здесь и решили строить театр. В определенной мере это был ответ на пожар, уничтоживший 4 февраля 1896 г городской театр на Владимирской улице. Антрепризу здесь на протяжении 1874—1881 гг. и с 1892 г. держал певец и антрепренер Иосиф Сетов (1826—1893). Пресса отзывалась об этом времени как о “самом блестящем в истории Киевской оперы”. Уже 2(14) июня 1896 г. вдова Сетова Пальмира Францевна, бывшая цирковая наездница, заключила с Домостроительным товариществом сделку на строительство театра для нее.
Согласно проектам Э. П. Брадтмана и Г П. Шлейфера четырехъярусное театральное помещение должно было вмешать 1800 человек, в том числе в партере иметь 520 мест. Сетова пожелала устроить партер так, чтобы он мог преобразовываться в цирковую арену. Строили очень быстро, и 3 ноября газета “Киевлянин” писала, что “здание театра П. Ф. Сетовой уже возведено почти под крышу установка которой может быть произведена даже в начале зимы”. Но 1(13) декабря было сообщено, что формальный договор между домостроителями и Сетовой не заключен и здание остается в собственности Товарищества. Тут же Соловцов высказал желание арендовать его и в итоге не только на 9 лет снял новый театр с ежегодной арендной платой 17,5 тыс. руб., но и оставил за собой театр Бергонье.


Театр Соловцов на Николаевской площади. 1901 г.

Рассказывая о новой постройке и помня о пожаре в городском театре, справочники и путеводители по Киеву подчеркивали пожарную безопасность театра Соловцова, ширину коридоров и большое количество дверей в нем. Здание было освящено 10(22) октября 1898 г., а на следующий день состоялось торжественное открытие театра. На нем вся труппа, хор и два оркестра исполнили Торжественную увертюру А. Рубинштейна, потом дали отрывки оперы А. Серова “Рогнеда”, из “Горя от ума” А Грибоедова и “Ревизора” Н. Гоголя, картинку русской свадьбы конца XVI столетия с песнями и плясками и другие представления.


Н.Н. Соловцов в роли городничего Сквозник-Дмухановского

Газета “Киевлянин” в 1901 г. писала: “Соловцов не только поставил свою труппу на такую высоту что она занимает в России одно из первых мест, но кроме того проявил бескорыстие и отзывчивость к воспитанию учащегося юношества. На устраиваемые им по праздникам дневные спектакли он рассылает бесплатные билеты для учащейся молодежи и тем дает ей возможность насладиться искусством. Театр, привлекая в Киев посетителей из других местностей и городов, тем самым способствует процветанию города”.


Труппа театра "Соловцов" сезона 1901-1902 гг.

На 10(23) января 1902 г. было назначено большое торжество по случаю 25-летая артистической деятельности и 10-летия работы Николая Соловцова в Киеве. Перед этим он выехал на гастроли в Одессу, но прибыв туда 20 декабря (2 января), почувствовал недомогание. Через четыре дня решил вернуть в Киев, но ему стало плохо и 1(14) января врачи определили брюшной тиф. 7(20) января консилиум признал состояние больного очень серьезным, а в ночь на 12(25) января Соловцов умер.
Накануне несостоявшегося торжества был выпушен многостраничный “Юбилейный альбом”, посвященный деятельности Н. Н. Соловцова. В нем были помещены биография, рассказ о творческом пути юбиляра, подробнейшие статистические данные за каждый из десяти сезонов труппы Соловцова в Киеве. Например, такие: дано 1 509 спектаклей, на которых было 889 110 посетителей; кроме того проведено 115 спектаклей для учащихся, 14 бесплатных и 77 благотворительных спектаклей, бесплатно роздано 37 370 билетов.


Юбилейный альбом Н.Н. Соловцова. 1902 г.

В альбом вошли тексты приветствий юбиляру, поступивших в ноябре-декабре 1901 г., а 12 января в отпечатанные экземпляры книги был вклеен некролог. В нем говорилось: “Деятельность Соловцова составляет блестящую страницу в летописях русского драматического театра. Вся Россия собиралась чествовать Н. Н. в день его юбилея, со всех сторон получались приветственные телеграммы, адреса и праздничные венки, которым теперь суждено стать надгробными венками. Радостное юбилейное торжество превратилось в печальный обряд похорон, а наш “юбилейный альбом” является уже теперь “альбомом, посвященным памяти безвременно скончавшегося незабвенного Николая Николаевича Соловцова”. Он был похоронен в часовне-усыпальнице на Аскольдовой могиле, и здесь же в 1919 г. упокоилась его жена актриса Мария Глебова. В 1938 г., после ликвидации кладбища, их прах был перенесен на Зверинецкое, а в 1971 г. на Байковое кладбище.

(Материал из Интернет-сайта)


Рецензии