Разговор о важном...

Дочка очень чувствительная. Знает это, поэтому тщательно скрывает за спокойствием, каким-то легким безразличием и деланным легкомыслием. Играет она эту роль очень хорошо, поэтому я иногда верю ей и пугаюсь, думая, что она и правда равнодушная и где-то даже черствая.

- Мам, я очень люблю змеек, - говорит мне Соня, обнимая свою новую мягкую игрушку. – Они такие хорошенькие!

- Я думаю, дочь, это потому, что ты в детстве так много возилась с ящерицами... Помнишь, как ты их ловила, устраивала им жилища в аквариуме и всю зиму ловила им мух?

- Да, помню, - Соня задумалась на мгновение, - Мучила их...

- Ты имеешь в виду держала в неволе?

- Ну да... только вот, однажды мы с подружкой наловили три штуки и почему-то оставили на солнце, воды им забыли дать и тени там совсем не было. Когда мы вернулись, они все погибли.

Соня говорила это спокойно, но я поняла, что в душе идет борьба: ее ум все это время, а было это года четыре назад, пытался заглушить голос сердца, которое разрывалось от жалости. Сердце давно устало от этой жалости, поэтому почти перестало кричать. Соня уже могла об этом говорить спокойно.

- Ты очень сильно переживала об этом? – Осторожно спросила я, чтобы не перейти эту грань, когда человек доверяет, но в любой момент готов снова захлопнуться.

- Да...

- Знаешь, доча, ты попроси у этих ящериц прощения. Просто про себя попроси их простить тебя, хоть и не услышат они. Ты наверное переживаешь о том, что случилось что-то непоправимое. Тогда вы просто играли, просто ловили их, чтобы потом отпустить, а когда случилось то, что случилось, то пришло осознание, а за ним безысходность, а потом вина... И надо как-то было это в себе разместить... так, чтобы боль пристроить в сердце. Ведь, она никуда не делась, эта боль, да, дочь?

- Да, мам...

- Я думала об этом и в своем детстве тоже, когда из-за меня кто-то страдал. Потом, много лет спустя, я поняла, что детство дается для того, чтобы играя, пробуя, мы научились. Ребенок не понимает многого, пока сам не увидит последствия, но важно делать выводы из этих последствий: и из хороших, и из плохих. Если ребенок по каким-то причинам не играет и не пробует, то он все эти детские ошибки делает во взрослой жизни. И частенько его жертвами становятся уже не ящерицы... хотя, их очень и очень жалко. – Я задумалась, пытаясь представить последствия взрослых ошибок. – Но знай, дочка моя, когда сделала что-то не то, когда другому причинила боль, то попроси прощения. Если не можешь, если сил нет, то про себя попроси у этого человека прощения. Когда силы появятся, вслух попроси. Если же снова не сможешь, то у Бога попроси прощения.

- Мам, а ты думаешь наши морские свинки долго будут жить?

- Ты боишься, что с ними случится, что и с ящерицами?

- Боюсь.

- Ты боишься, что за ящериц у тебя отнимут свинок?

- Да...

И я вдруг в полной мере увидела, что в душе человека идет постоянная работа. Эти мысли настолько сокровенны, что нужна была маска, под которой созреет осознание. И вот оно созрело, чтобы облечься в слова, которых хватит для того, чтобы начать разговор. И разговор случился. Разговор, которого я очень ждала.


Рецензии