Школьные годы чудесные воспоминания о начальной шк
Сколько было и будет встреч с интересными людьми, но с особой теплотой вспоминаются учителя, много вложившие в наше мировоззрение. Перечислять можно бесконечно: Браун Ирина Васильевна, Матвиенко Валентина Петровна, Юрасова Людмила Павловна, Тихонова Наталья Филипповна и многие-многие другие.
Вспоминаются уроки? – Нет, наверно. Помнится невероятная атмосфера дружбы, общения, динамизма, юмора. Безусловно, были вражда, непонимание, возможно и детская зависть, своеволие и непослушание. Внеклассное общение на природе, поездки в походы, в Горный Алтай, творческие вечера сохранили много прекрасных впечатлений, вспоминая которые, становится тепло и на сердце умиротворенно.
Последний год детского сада. Подготовительная группа. С нами много занимались воспитатели: мы, дети, решали примеры, учили наизусть стихи, читали книги, рисовали орнаменты, пришивали пуговицы, созерцали природу. Особенно помню, как нам рассказывали занимательно о комнатных растениях после тихого часа. Затем мы решали загадки. Волнительно было как-то перед школой. Никто не стремился отдавать детей на подготовку к школе или на какие-то кружки: все знали, что в школе всему научат.
Перед первым классом детей записывали в школу: выбирали класс и учителя. Потом было специальное родительское собрание, где доводили до сведения родителей всю информацию о необходимых школьных принадлежностях. Учительницу Браун Ирину Васильевну нам порекомендовали в дирекции. Практически всех ребят нашего дома записали к ней в 1 В класс. Ирина Васильевна учитель русского языка и литературы, стала преподавать начальной школе. Этническая немка, она знала и немецкий язык, позже уехала в Германию, но очень тосковала по России. Мне довелось общаться с Ириной Васильевной совершенно случайно в год ее отъезда 2000. В доме она была одна, семья уже уехала. Ирина Васильевна признавалась, как она привязалась к месту и школе, как любит работу. Уезжала потому, что вся семья, дети, внуки, муж были уже в Германии. Помню, на столе рабочую атмосферу: лежали открытые словари.
В первом классе мы очень любили Ирину Васильевну. Маленькая, добрая, нежная, скромная и очень требовательная. Забыть ее просто невозможно. Иногда утром мы выходили пораньше, чтобы встать у подъезда Ирины Васильевны и встретить добрыми словами или улыбкой по дороге в школу. Как ей, наверно, было приятно! Отношение к учителю дети никогда не скрывают.
Помнятся уроки чтения, внеклассного чтения, русского языка. Алфавит висел над доской, разные правила классификации звуков. Помню, как читала вслух у доски Мишкину кашу Н.Н.Носова и все смеялись. Замечательно читала стихи Света Немыкина, Олеся Батюк. В классе училась девочка из неблагополучной семьи Инна Соколенко. Очень добрая, отзывчивая. Учеба ей давалась трудно, читала с трудом. В школу приходила в старенькой одежде. Со временем Инну определили в интернат. Инна Васильевна следила за всеми детьми, беспокоилась. Помню, у меня в апреле должны были родиться брат и сестра, Инна Васильевна предложила даже мне пожить у нее около недели. Обошлось. Особенно помню торжественное принятие в октябрята. Какое трепетное ожидание дня, вручение значка нашими шефами, учениками 4 класса, чаепитие. После школы мы были дома, договаривались и играли на площадке, играли в игры типа штандаренок, красочка в коробочку, рисовали, прыгали, пели песни. Мне нравилось смотреть, как люди рисуют куколок и девочек. Иногда ходили на каток покататься на коньках, сходить к новому дому и покататься на лифтах. К Новому году удивительно украшали все магазины, всегда было любопытно смотреть на потолок и разглядывать необычный потолок, а по сторонам разглядывать разукрашенные окна.
Новый год во Дворце спорта. Впервые на таком празднике. Подарки, сюрпризы, замечательный концерт московских артистов. Как я тогда благодарила Ирину Васильевну за замечательный концерт.
После Нового года у нас была учительница на практике. Помню ее фразу: «С потому что нельзя начинать свою речь или ответ, это крайне неграмотно». Говорить нас учили много и постоянно. На каждом уроке отвечали определения, повторяли правила, и всегда требовалось много и отчетливо говорить, правильно формулируя тезисы и аргументы.
В четвертой четверти мы много гуляли на улице с девочками. Весна. Помню, как Света Солот (на 3 года нас старше) предложила заниматься тимуровской работой, предложила стать подшефной для нуждающихся семей, у кого есть маленькие дети или пенсионеры: помогать с покупками, уборкой. Что произошло? В это время изучали они в 4 классе Тимур и его команда А.П. Гайдара, под впечатлением хотелось помогать, как Тимур. Что в этом плохого? Не было ни капли корысти.
Первый класс завершился, и мы переехали в другое место города. Однако первую четверть поучилась в средней школе села Калманки. Часто вспоминаю свой первый класс школы № 59 и Ирину Васильевну. В среднем звене Ирина Васильевна преподавала в классе литературу, стала завучем школы. После большого перерыва мне удалось встретить Ирину Васильевну в пятом классе. Со своим классом мы были в Юбилейном парке, совсем рядом с 59 школой. Одноклассница по 59 школе, затем одноклассница по 108 школе Оксана Твердикова предложила зайти в школу 59. Мы увидели Ирину Васильевну немного постаревшей, но все такой же вовлеченной в работу. Меня она совершенно не узнала. Пришлось представиться спустя несколько минут. А затем разговоры, беседы о жизни, о потере нравов, воспоминания. Ирина Васильевна пригласила нас в гости, накормила, напоила, познакомила с дочерями. Помню, как она рассказывала о шествиях нацистов в Прибалтике, которое она видела.
Второй класс начался в Калманке. Учеба в деревне это романтика! Общинные отношения: все вместе идут в школу с одной улицы, все обратно домой, туалет школьный на улице, столовая в другом корпусе, огромные рекреации, большая игровая площадка на улице. Целую четверть училась в селе Калманка. Учительница – Матвеенко Валентина Петровна. Замечательная! Добрая, эмоциональная! Всегда стремилась научить нас труду и самостоятельности. Радовалась, если у нас все получалось. В конце сентября стали поспевать зимние яблоки. На перемене ребята нарвали яблок и принесли на урок. Всем хотелось попробовать, и началась вражда, потому что фруктов было недостаточно. На следующий день я принесла из дома ведро яблок. У нас их было настолько много, что мы кормили ими скот, гнилыми удобряли землю. Дед говорил образно, яблок столько, что можно накормить весь СССР. Да, урожаи тогда были знатные! Потом постоянно приносила яблоки в сумке, пакетах. Всем нравилось есть. Уже переехав в город, обо мне вспоминали одноклассники и передавали привет. А дед говорил, передавая привет, что ребята помнят наши яблоки.
Вторую четверть начала в школе №108 города Барнаула. Учительница – Юрасова Людмила Павловна. Школа была настолько переполнена, что с трудом втискивали детей в классы. Более 40 детей в классе. А что делать? Строительство школы № 113 шло в самом разгаре совсем рядом. Запускали школу новую к 1986 году. В класс я попала по протекции. В классе учился мой брат Терещенко Коля, меня рекомендовали во 2 Б класс. Большинство одноклассников жили по адресам Гущина 154 и Гущина 160. Всех ребят с Озерной потом перевели в школу №113, а ребят, кто жил на горе, оставили в школе № 108.
Первое что впечатлило – рабочая атмосфера. Парты Эриксона. Раздевалка в классе. В кабинете много плакатов, дидактического материала, классный уголок. Многие сидели с линейками и замеряли высоту букв. Требовалась каллиграфия. Особенно помню отличницу Женю Кормину. Удивительный почерк: буквы написаны настолько аккуратно и красиво, что смотришь, не отрываясь, думаешь как так можно красиво писать. Выделялась бойкая отличница Лена Должикова. После начальной школы девочки ушли из нашего класса, переехали. Учительница показалась строгой и требовательной. Потом влилась в класс, и второй год учебы прошел незаметно. Помню игры на перемене. Поощрялось играть в третий лишний, цепи кованые, красное знамя. На Новый год в 1985 году была шахматной королевой. Как не вспомнить строгого Василия Ивановича Табышкина! На физкультуре у мальчиков были красные шорты, у девочек салатовые. Тем девочкам, кто не приходил в салатовых, был выговор и нагоняй. Взбирались на канат, прыгали через козла, делали упражнения на гимнастических снарядах, и, конечно, катались на лыжах! Василий Иванович сам показывал много упражнений нам, любил ребят подтянутых и спортивных. С его легкой руки ходила на гору кататься на лыжах и отрабатывать технику катания с горки.
1985 год был особенный. В январе начались очень сильные морозы. Было много актированных дней, когда мы не ходили в школу. Было настолько холодно. Что разморозился город Бийск частично.
В третьем классе к нам пришли новые ребята. Оля Парченко, Юля Толстикова пришли к нам, жили мы все в яме, как говорилось в народе. Так, я стала ходить в школу не одна, а с подружками по очереди. Класс наш становился все мощней. Училось несколько детей учителей, было много отличников и хорошистов. В третьем классе нас принимали в пионеры. Шла подготовка: записывали речевки, девизы, правила, посещали ленинскую комнату. В феврале 1986 года я уезжала проведать деда Фёдора Степановича на Украину с мамой, уроки выполняла сама, по приезду наверстывала учебу с классом. Наша поездка была во время XXVII съезда КПСС, очень впечатлила Москва тогда, и огорчила. Мое огорчение было в том, что мы не смогли попасть на Красную площадь. Смотрели только из окон ГУМа. И уже по приезду ближе к марту меня принимали в пионеры. Однако некоторых отличников уже приняли в пионеры. Невероятно торжественными стояли мы на линейке в белых рубашках, с пионерским шевроном. Лица чистые, непорочные и спокойные.
Хорошо помню праздник песни и строя. Наш класс занял 1 место. Как долго и много мы маршировали строем и произносили торжественные слова. Помогал в подготовке Табышкин Василий Иванович, наш физрук. О физкультуре особый разговор. Можно было иметь по всем пятерки, а по физкультуре четверку, потому что оценивались физические умения. На уроке обязательная разминка и сдача нормативов. Все непросто.
После уроков мы не стремились сразу уходить домой. Хотелось поговорить с учителем, поболтать с одноклассниками. Бывало и фильм обсудишь, который недавно показывали по телевизору. Людмила Павловна строга была к нам, очень требовательна. Приучала мальчиков уважать девочек. После подобной беседы Алексей Гридин регулярно меня провожал домой, провожал просто так, без какой-либо выгоды, потому что девочек надо уважать. Говорилось и о том, что нужно навещать больных ребят. Во всяком случае, вспоминается нравоучение сейчас с большой любовью и трепетом.
В школу мы всегда приходили в форме. Я не помню, чтобы кто-то кого-то унижал или оскорблял за скромность или низкий достаток. Достаток был у всех таков, что каждому покупали форму, школьные принадлежности, оплачивали школьное питание или давали денег на питание отдельно. В столовой особо ребятам не продавалась еда, но после уроков все же можно было купить перекус. Я помню, что на 40 копеек можно было очень плотно и вкусно пообедать. На третье – любимый томатный сок.
Помню уроки внеклассного чтения и обсуждения рассказов о детях, героях и подвигах.
Выпускной вечер в начальной школе. Как долго мы к нему готовились, все участвовали. Стихи, песни: сколько всего готовили! Особенно помнится финальная песня Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом… Торжественное вручение дипломов об окончании. 10 отличников в 3 классе. Получить пятерку у Людмилы Павловны было непросто.
Итак, начальная школа позади, а впереди среднее звено, где формировалось наше мировоззрение в любви и дружбе к ближнему.
Свидетельство о публикации №223061501042