Научные рассуждения о существовании души
Вопрос существования души всегда интересовал людей. Но обычно этот вопрос рассматривался как философский или религиозный. Но у этого вопроса существует и вполне практическое значение. В Конституции РФ сказано, что каждый гражданин РФ имеет право придерживаться любой религии или не придерживаться никакой. И не допускаются никакие ущемления прав по религиозному признаку. В то же время среди ученых распространено мнение, что наука доказала, что души нет. Из этого следуют сразу два вывода. Во-первых, если человек думает, что у него есть душа, то ему, видимо, нельзя доверять руководство научными исследованиями, а, может быть, ему и вообще нечего делать в научной организации (т. е., по существу, дискриминация и запрет на профессию). Во-вторых, одна из отраслей науки — психиатрия. Все мы время от времени проходим различные медосмотры, и факт состоит в том, что на медосмотре у психиатра, невропатолога, психолога и любого врача о душе лучше помалкивать, иначе можно получить психиатрический диагноз. Единственный разумный выход из этого противоречия, видимо, научно доказать, что наука не доказала, что души нет.
Основания думать, что душа существует или не существует.
Отметим, что вопросы о существовании бога и существовании души — разные. О боге мы научно знать вообще ничего не можем по определению. А душа, предположительно, как-то таинственно соединена с телом и взаимодействует с ним. Проблема в том, что она кроме тела ни с чем больше не взаимодействует и не фиксируется никакими приборами. Но основание думать, что душа существует все же есть. Это наши чувства и ощущения. Интуитивно кажется, что материя не может ничего ощущать. Между электрическими импульсами в мозгу и ощущениями существует какое-то соответствие, но, по существу, это разнородные вещи. С изобретением роботов и искусственного интеллекта это стало еще более понятно. Робот может вести себя как человек, например, будто бы он радуется, но большинство людей, видимо, считает, что на самом деле он радости не испытывает и, вообще, ничего не чувствует. Т.е., вроде бы, получается, что электрические импульсы в его нейросети есть, как и у нас в мозгу, а ощущений у него нет. О том, что большинство людей так думает, говорит тот факт, что есть законы, защищающие права людей и животных, но нет законов, защищающих права роботов.
Доказано ли, что души нет.
«Доказательство», что души нет, обычно звучит примерно так: нет никаких доказательств и фактов, говорящих о существовании души. Или: весь свод научных знаний говорит, что души не существует. Первое высказывание содержит логическую ошибку. Отсутствие доказательства существования не является доказательством несуществования. А второе высказывание, в принципе, не является научной формулировкой. Математикам и физикам это особенно хорошо понятно. Кажущаяся очевидность без строгого доказательства в математике и физике очень часто оказывается ошибочной. Например, существует функция разрывная во всех рациональных точках и непрерывная во всех иррациональных, хотя кажется, что это невозможно. Или, например, существует функция, которая в нуле равна нулю, и все ее производные в нуле равны нулю. Но в сколь угодно малой окрестности нуля эта функция нулю уже не равна. А в физике, например, законы квантовой механики очень необычные, и их трудно понять на уровне здравого смысла.
Если забыть о том, что электрические импульсы и ощущения, вроде бы, разнородные вещи, то чем-то похожим на доказательство несуществования было бы исследование, доказывающее взаимно-однозначное соответствие между импульсами в мозгу и ощущениями. Но такое исследование, видимо, невозможно. Приборы, измеряющие импульсы, существуют, но их точность, наверно, недостаточна. А приборов, измеряющих ощущения, вообще нет. Человек просто сообщает нам, что он чувствует то-то и то-то.
Религиозно-философские представления о душе.
Исторически душе обычно приписывают два свойства: способность ощущать и способность совершать поступки (свобода воли). Про способность ощущать в предыдущих пунктах уже довольно много сказано. Способность совершать поступки означает способность принимать решения, не являющиеся полностью определенными состоянием физического мира, в том числе состоянием головного мозга. Т.е. в религии обычно считается, что решение принимает душа, а мозг далее это решение как-то воспринимает и реализует. Т.е. тело (в том числе мозг) является как бы автомобилем, котором управляет душа.
Представления, откуда душа появляется в разных религиях разные.
В христианстве считается, что душа продолжает существовать после смерти, а у ребенка она, видимо, появляется по действию бога. Хотя я слышал и вариант, что она «отпочковывается» от души матери.
В восточных религиях считается, что существует некоторый мировой дух, который соединяется с материальными объектами. Причиной соединения, возможно, является способность объекта к такому соединению. Т.е. можно предположить и соединение с роботом, а также с менее сложными, но все же структурированными объектами: дух реки, дух дерева и т.п. После смерти душа может сохранить свою структуру и продолжить существование, если достигла определенного духовного уровня.
Существует также вариант, что какими-то началами ощущений и свободы воли обладают элементарные частицы. Их соединение в сложный объект (например, человеческое тело) генерирует сложные ощущения и разумную свободную волю. В этом случае при разрушении тела, видимо, и такая душа разрушается. Можно также предположить и появление ощущений и свободной воли у роботов.
Взаимодействие души и тела.
Если допустить, что душа существует, то видно, что ее взаимодействие с телом довольно сильное. Повреждение тела может доставлять душе большие страдания. А решения, принятые душой, могут реализовываться телом в доли секунды. Казалось бы в такой ситуации не должно быть проблемы создать прибор, который бы душу регистрировал. Я могу предположить две причины, почему таких приборов нет.
Во-первых, взаимодействие души с телом происходит через очень сложную систему (головной мозг) и, видимо, через элементарные частицы или кварки. Т.е. таких приборов пока-что просто не создано.
Во-вторых, если свойство свободы воли является фундаментальным свойством души, то, возможно, существует какой-то закон природы, препятствующий регистрации души (подобно принципу неопределенности в квантовой механике). Т.е. даже если прибор будет создан, то душа будет проявлять себя так, что он ее не зарегистрирует. На первый взгляд это глупость, но элементарные частицы действительно ведут себя по-разному, в зависимости от того, наблюдают за ними или нет.
Клонирование.
Если душа существует, то почему бы ей не переселяться из одного тела в другое. В обычной жизни этому может препятствовать то, что душа структурируется в соответствии с телом, с которым она соединена. При переселении душ после смерти в восточных религиях значительная часть души деструктурируется (забывает прежние жизни). Однако, если будут создаваться клоны (генетические копии живущих людей), то, может быть, души смогут переселяться между такими генетически одинаковыми людьми. Например, при повреждении своего тела будут выгонять душу из здорового тела и вселяться в него.
Причины проблемности идеи существования души.
Большинство людей активно признает существование души или активно отвергает. Таких, которые смотрят научно, не очень много. Причин, видимо, несколько. Во-первых, душа, кроме непосредственно существования, отвечает за нашу душевную жизнь, и люди быстро переключаются на то, что с душой делать: спасать, избавляться от череды перерождений и т.п. Во-вторых, люди попадаются на софизм: раз существование души не доказано, то и не надо о ней говорить. Но ведь те, кто о душе не говорит, косвенно утверждают, что ее нет. Например, ученый может сказать мозг получил информацию, обработал ее и отреагировал. Но он не может сказать мозг получил информацию, душа отреагировала и мозг исполнил. В-третьих, по индийским представлениям, большинство людей слишком погружены в свои заботы, а для осознания своей духовной сущности нужен некоторый уровень духовного просветления. Таких людей не очень много.
Заключение.
Таким образом, признание того, что наука не опровергла существование души имеет важное практическое значение. Это и возможность без страха проходить медосмотры. И возможность занимать руководящие должности в научных учреждениях. И вопросы клонирования. И вопросы появления ощущений и свободы воли у роботов.
Свидетельство о публикации №223061501131