Глава 105. Бетховен. Сонатина для мандолины

Людвиг ван Бетховен
Сонатина для мандолины и фортепиано до-мажор
Алон Сариэль (мандолина)
Михаэль Цалка (фортепиано)

Andrew_Popoff: Славная штука. Хочу нотки. Мандолина у меня есть.

balaklava: Это что-то типа лютни?

Andrew_Popoff: Да, только поменьше раза в два, строй как у скрипки — восемь сдвоенных струн, играют медиатором. В классике самый знаменитый пример использования мандолины — вступление и ритурнели в серенаде «Дон Жуана» в опере Моцарта.

sir Grey: А в чем смысл сдвоенных струн? Просто громче? И медиатором цепляются сразу две? Отсюда такой звук? Они дребезжат, да? Обе струны совершенно одинаковые, или одна тоньше?

Andrew_Popoff: Поскольку у меня есть мандолина, и я на ней даже что-то тренькал, скажу так: да, громче, но это не главное; главное, за счет неполного резонанса (идеально никогда настроить нельзя), звук получает дополнительный объем. Ну, и тремоло удобнее медиатором играть.

victormain: Про тремоло, думаю, одна из главных причин. И форшлаги получаются одним движением.

Andrew_Popoff: Ну да. На одно движение руки два звука. Разумно и удобно. А то смотришь на балалаечников — в глазах рябит, им в два раза быстрее тремолировать нужно с тем же результатом.

victormain: Зато они всей кистью, с оттяжкой: лихо! Вообще, дико красивые инструменты по звуку, что один, что другой.

Andrew_Popoff: Абсолютно! Да и все щипковые. В них загадка живых струн, которые соприкасаются с человеком непосредственно.

victormain: Кстати, балалайка именно щипком совершенно бесподобно звучит, гораздо интереснее, чем tremolo. Ну, или одинарным ударом еще, когда плясовая. А щипком — душевнее не бывает.
Забавно, у меня дома как раз и балалайка есть, и мандолина (папина, он на ней по слуху любую музыку играл, вплоть до «Хованщины»).

Aprile: Чистая радость эта сонатина!

Volovikelena: Посмотрела ноты — нет посвящения. Возможно, потому что не было публикаций многих ранних сочинений Бетховена при его жизни. А история была очень симпатичная.
Людвига в первое его посещение Праги пригласили в свое поместье граф Кристиан Филипп и его жена, графиня Жозефина из Клэри-Олдринген.
Жозефина была ученицей Иоганна Баптиста Кухарца, композитора и органиста, который также был мандолинистом и первым исполнителем на мандолине канцонетты в опере Моцарта «Дон-Жуан» в первой постановке в 1787 году.
По словам Джозефа Браунштейна, австрийского писателя и музыканта, изучавшего жизнь и творчество композитора, Бетховен написал сонатину в 1796 году, после встречи с Жозефиной в Праге. Он также «переработал» вторую из своих работ 1795 года — Адажио для мандолины и клавесина для графини, добавив посвящение «для прекрасной Жозефины». По словам американского профессора истории искусств Роберта Каммингса, научного сотрудника галереи Тейта, все произведения Бетховена с использованием мандолины были написаны для графини и были обнаружены в коллекции ее мужа.
Музыка раннего Бетховена, наверняка, влюбленного или, по крайней мере, очарованного графиней, такая солнечная, светлая. Он еще не знал, что болезнь уже подстерегает его. Первые годы в Вене, столько счастливых надежд...


Рецензии