3. 1. Александр Людвигович Камбиаджио

     К  биографии Людвига  Валентиновича Камбиаджио.
       3. 1. Александр Людвигович Камбиаджио
    В Тифлисе 3-го февраля 1859 года у коллежского советника Л.В.Камбиаджио, католического исповедания и его законной жены Аграфены Степановны,православного исповедания родился сын, который при крещении протоиереем Иоакимом Романовым 5 октября 1859 года в Тифлисском Кафедральном Успенском соборе  получил имя Александр. Восприемниками были: генерал-адъютант, барон Александр Евстафьевич Врангель (б. начальник  Каспийской области, а затем военный губернатор   Шемахинской губернии)  и  Екатерина Петровна Книппер (ур. Альбрехт), вдова генерал-майора Федора Евстафьевича Книппер,начальница Закавказского девичьего института Императора Николая 1.  Свидетельство за надлежащей подписью и с приложением казенной печати выдано 18 июня 1860 года(68). 
    Учился Александр в Тифлисской 1-ой классической мужской гимназии(69). С 1875 года вносил пожертвования в «Общество попечения о раненых и больных воинах «.  В 1878 году закончил курс учебы и в этот же год поступил в Петербургский институт путей сообщения Императора Александра 1 (ПИПС). 28 мая 1882 года А.Камбиаджио окончил курс наук со званием гражданского инженера с правом производства строительных работ(70,2). 
    21 сентября 1882 года приказом по Министерству путей сообщения он определен на службу и причислен к Техническо-инспекторскому комитету железных дорог. С этого времени вся его жизнь будет связана с проектированием и устройством железных дорог Российской Империи.
    2 октября 1882 года А.Камбиаджио назначили начальником партии на правительственные изыскания по Миллеровской ветви для сооружения железной дороги Миллерово- Саратов, которая предполагала выход к южным портам(71).
    Одновременно его подключают к проектированию железных дорог на Северном Кавказе и Закавказье.О необходимости возобновления строительства железных дорог в этом регионе Империи заговорили сразу после завершения русско-турецкой войны (1877–1878 гг.).
    Еще в 1872 году была проложена железная дорога на линии Поти-Тифлис, которая прошла через горное поселение Сурами, расположенное у стратегически важного Сурамского перевала. После присоединения Грузии к Российской империи,Сурами с его превосходным горным климатом и минеральной водой, стал развиваться как климатический курорт. Но крутые уклоны горного участка Закавказской железной дороги вызывали большие затруднения для нормального железнодорожного движения. К западу от станции Сурами высокий перевал преодолевался поездами благодаря помощи паровозов-толкачей. Растущий с каждым годом грузооборот, особенно бакинской нефти, требовал расширения этого узкого места. 
    Наместник на Кавказе Вел. князь Михаил Николаевич представил подробную записку, в которой конкретно указал на «немедленную  постройку железных дорог, связывающих Закавказье, в том числе 4-километровый тоннель через Сурамский перевал».
    В 1882 г. правительство предложило правлению ЗКВ железной дороги  разработать проект полного переустройства горного участка. К концу 1883 года проект обходного пути протяженностью 22 км, из которых 4 км приходилось на тоннель под Сурамским хребтом, был готов. Авторами его были известный проектировщик дорог и тоннелей Ф.Д. Рыдзевский, К.Н. Симберг, Н.А. Виноградов, А.Л. Камбиаджио и Ф.Ф. Дараган.
   2 мая 1883 года Указом Правительственного сената по Департаменту герольдии Александр Людвигович был утвержден в чине коллежского секретаря со старшинством (Х класс). 20 июня 1883 года он назначен начальником партии по производству правительственных изысканий Ростово-Донецкой железной дороги. 3 сентября 1883 года коллежский секретарь инженер путей сообщения Камбиаджио назначается начальником партии для производства правительственных изысканий линий железной дороги от Ромны до Кременчуга(72).
   4 сентября 1882 года Тифлисское дворянское депутатское собрание    причислило Людвига  Валентиновича Камбиаджио с сыновьями Александром и Алексеем к дворянству Тифлисской губернии и уезда. Указом Правительствующего Сената по Департаменту Герольдии  20 августа 1884 года решение дворянского собрания  от 04.12.1882 года  было утверждено, но только в отношении отца. Сыновьям было отказано, так как отсутствовали документы о службе и сведения о состоянии их под судом и следствием (65).
    10 декабря 1884 года Тифлисское дворянское депутатское собрание повторно рассмотрело их прошения и 9 августа 1885 года Указом Правительственного  Сената они были причислены к потомственным дворянам рода Камбиаджио (родоначальник Онофрио -Валентин- Людвиг- Александр- Алексей)(73).
    В 1884 году Александр Людвигович получает очередное разрешение на свободное проживание в Петербурге по ул. 6-ая Рота Измайловского полка дом № 23 кв. № 1.   
21 июня 1885 г. А.Камбиаджио получает чин титулярного советника (IХ класс). Александру Людвиговичу уже 27 лет, и он решил жениться. В жены он выбрал 19- летнюю девицу Екатерину, православную, дочь надворного советника Николая Данилова.  Но одного их желания было мало. Согласно семейного права того времени, кроме согласия   их родителей,  лица, состоящие на госслужбе, как гражданской, так и военной, должны были получить разрешение, удостоверенное письменным свидетельством от ведомств, где служили(74).
    25 апреля 1886 года инженер Александр Людвигович обращается с прошением дать  разрешения вступить в законный брак и прилагает  подлинное метрическое свидетельство  о  рождении  и крещении своей невесты(23 февраля 1866 г.) . 
    30 апреля 1886 года  руководство  Министерства путей сообщения не нашло препятствий  и 1 Мая  выдало  свидетельство  за № 3801 о разрешении на вступление в  брак  с девицей Екатериною Николаевной Даниловой. Когда и где произошло их бракосочетание, неизвестно.
    25 мая 1886 года пришло скорбное сообщение о смерти отца -Людвига Валентиновича. 28 мая Александр получил отпуск на двадцать восемь дней и выехал в Тифлис. Эти скорбные дни  он провел дома вместе со своей семьей.
   26 мая 1886 года титулярный советник инженер А.Камбиаджио был причислен к Департаменту железных дорог на должность Начальника партий изысканий. Он опять получает разрешение на свободное  проживание в Санкт-Петербурге(75).
   С 1886 года началось строительство Сурамского тоннеля. Согласно сведений Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации(76), главным инженером стройки был д.д.с.,инженер Фердинанд Донатович Рыдзевский, которому помогали А.Л.Камбиаджио и гражданский инженер Н.А.Виноградов.
    На время проведения этой работы ,Александр вместе с женой Екатериной проживают в Тифлисе.Там и случилось новое горе- 26 ноября 1886 года   от воспаления брюшины умирает «жена инженера путей сообщения Екатерина Николаевна Камбиаджио». Ее похоронили 28 ноября на Тифлисском Кукийском кладбище. Погребение совершали: священник Евгений Зверев, диакон Иосиф Берадзе и псаломщик Александр Маголдадзе(74а).
   В 1887-1888 годах общее управление работами 2-го казенного участка и большого тоннеля, при строительстве обходной линии Сурамского перевала, осуществлял начальник работ Ф. Д. Рыдзевский. А.Л.Камбиаджио был производителем работ западного отдела(76а).
    15 ноября 1887 года А.Камбиаджио получил свою первую награду за усердный труд- орден Св.Станислава 3 ст. Это самый младший в иерархии орденов Российской империи, главным образом, для отличия чиновников. 
    13 октября 1888 г. оба хода тоннеля встретились. Сурамский тоннель стал первым железнодорожным тоннелем в России и долгое время считался самым длинным. Инженеры, построившие этот шедевр инженерного искусства, принимали поздравления. На торжестве присутствовал министр путей сообщения Константин Николаевич Посьет. Его высокопревосходительству был подарен альбом фотографий «Сурамский тоннель» с 18-ю видами строительства Сурамского тоннеля (1887-1888 гг.), которые были выполнены фотографами Д.И.Ермаковым(№2-10) и А. Германом(№1,11,13-19). Предполагаем, что на фото среди участников торжества присутствовал и А.Л.Камбиаджио. Открытие Сурамского тоннеля  состоялось 16 сентября 1890 года(76).    
     1 июня 1888 года А.Л. получил статус коллежского асессора (VIII класс)и
 был назначен начальником 1 и 2 участка  Аткарско-Вольской линии Рязанско-
 Уральской железной дороги.  Для развития производства и экономического возрождения окрестных территорий необходимо было проложить железнодорожную ветвь от Аткарска до ст. Вольск.  Из-за сложного рельефа местности при подходе к Вольску пришлось прокладывать дорогу извилистым маршрутом с большими обходами. Линию строили в несколько этапов.      
    Согласно формулярному списку, Александр Людвигович  21 августа 1891 года вступает вторично в брак. Женился он на Надежде, дочери надворного советника Николая Данилова, отца и первой его жены-Екатерины. Обе дочери родились 23 февраля 1866 года и были близнецами. Детей в первом браке не было. Бракосочетание проходило в Соборе Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка Петербурга(75).
    В связи с таким важным событием в жизни, министерство продолжило срок отпуска  Камбиаджио  еще на две недели(76а).
    22 июня 1892 года  у Александра и его законной супруги Надежды родился сын, который при крещении в православной церкви получил имя- Петр. 10 июля 1894 года родилась дочь Ксения.
    1 сентября 1893 году проложили ветку от Аткарска до Вольска. Регулярное движение поездов до Петровска открыли 25 сентября 1894 года, а от Петровска до станции Привольская –1 сентября 1895 года. В городе построили Петровский вокзал, который активно использовался в дальнейшем для грузовых и пассажирских перевозок. Есть сведения, что какое-то время  Александр Людвигович  жил в г. Петровске, Саратовской губернии.
   Затем Александр Людвигович участвовал в строительстве железной дороги Саратов-Москва, которая в 1896 году прошла через станцию Раненбург  Рязанской губернии , где до 1 апреля 1896 года он проживал со своей семьей(72). 
   15 ноября 1896 г. в семье родился сын Сергей Александрович. Согласно сведений Волкова(2), он родился в Смоленской губернии. 30 декабря 1898 г.  в семье  родилась дочь  Мария.
    По всей вероятности, Александр Людвигович в 1897 году  с семьей опять вернулся в Петербург и был принят на работу в Министерство путей сообщения. Во всяком случае, в справочнике «Весь Петербург «  за 1897 год(т.е. до  октября 1896 года)  о нем нет никаких сведений(77).   
   В 1901 году инженер А.Камбиаджио получил чин надворного советника (VII класс) и, согласно адресного справочника за 1901 год,   с семьей проживал   на Фонтанке 151-20 (78).
   До 1903 года он участвует в строительстве Транссибирской железной дороги, посещает Харбин. После окончания Русско-японской войны 1904—1905 годов строительство магистрали было продолжено по территории Российской империи.
    В июне 1911 года А.Л.Камбиаджио назначают Начальником изысканий Черноморской (Побережной) железной дороги, которую предлагалось провести вдоль морского берега. Уже составлялись штаты служащих дороги( 79). Идея о ее сооружении зародилась еще в 1870-е годы.  Первые исследования «с целью выяснения целесообразности постройки железной дороги между Новороссийском и Сухумом» провел в 1897-1898 гг. инженер Р.К. фон Гартман. В 1903 году была запланирована постройка линии Армавир-Туапсе-Сухум- Новосенаки. Но возвратиться к этому вопросу   удалось только в 1907 г. В 1908 году было образовано частное Общество Владикавказской железной дороги, но оно не сумело осуществить задуманное.
   По информации газеты «Кавказ» 8-го сентября 1911 года  начальник изысканий Черноморской железной дороги статский советник А.Л.Камбиаджио представлялся Наместнику Его Императорского Величества на Кавказе И.И.Воронцову-Дашкову(80). Тифлис, как и вся Российская  Империя, в эти дни  скорбел о смерти Петра Аркадьевича  Столыпина , предательски убитого в городе Киеве- »матери всех русских городов»,евреем Багровым.
    1 июля 1912 года ,    Высочайшим приказом  по гражданскому ведомству от 15-
  го июля 1912 года  и по ведомству министерства путей сообщения,  состоящий
  штатным по министерству инженер путей сообщения V  класса, статский советник,  начальник  окончательных  изысканий Черноморской железной дороги Александр  Камбиаджио  был уволен от  занимаемых  им  должностей, за окончанием означенных  изысканий и по случаю причисления его к министерству(80а). 
   Строительство железных дорог на Кавказе продолжалось, но все они шли к Тифлису в обход Главного хребта Кавказских гор через Петровск и Баку. Вопрос строительства кратчайшего пути с каждым годом приобретал все большее экономическое, политическое и стратегическое значение. Наместник Кавказский И.И. Воронцов-Дашков расценивал строительство такого пути, «как жизненно важную коммуникацию между Кавказом и остальной Россией».
    Еще в период Крымской войны возникла идея прорезать Главный хребет Кавказских гор и проложить прямой путь от Тифлиса к внутренним губерниям империи. В 1890–1892 гг. инженером Ф.Д. Рыдзевским было предложено соединить Владикавказ- Тифлис через Архотское направление с 11-верстным тоннелем.    
    Споры и разные мнения по поводу строительства «перевальной железной дороги» шли годами на самом высоком уровне. С 1908 по 1913 гг. было издано более 30 трудов по изучению вопроса о перевальной железной дороге и по разработке железнодорожной сети Северного Кавказа и Закавказья.  Согласно утверждению  С. В. Дарчиевой и др., существовало три принципиально разных точек зрения на разрешение этого вопроса, главным в котором была стоимость перевальной дороги(81).
    22-го июля 1912 г. Высочайшим приказом  за № 47 по гражданскому ведомству
   Министерства путей сообщения, причисленный к министерству инженер путей сообщения, статский советник А.Л. Камбиаджио  назначается штатным  по министерству инженером V класса, и сверх  того:  с  10-го июня—начальником  изысканий перевальной через Кавказский хребет  железной дороги(81а). 
    В 1912 г. Комиссия Министерства путей сообщения под руководством инженера А.Л.Камбиаджио всесторонне исследовала вариант выхода железной дороги на Владикавказ через Тарское ущелье. Результаты комиссии подтвердили предпочтение Владикавказскому варианту строительства перевальной дороги, несмотря на его большую строительную стоимость в сравнении с направлениями на Слепцовская-Назрань.  Это было связано с тем, что город Владикавказ уже являлся одним из крупнейших по населению губернских и областных городов Кавказа(81). 
    А.Л. Камбиаджио опубликовал в 1913 году » Записку об экономическом значении и грузообороте проектируемой Перевальной через Кавказский хребет железной дороге», где изложил выводы комиссии  о целесообразности  такого варианта строительства железной дороги от Тифлиса (82 ).
    Возвращался к этому вопросу Камбиаджио и в 1915 году(83). Доклад инженера Камбиаджио (Комиссии под председательством товарища министра путей сообщения инженера Думитрашко) по проекту сооружения Перевальной железной дороги сохранился в Российском государственном историческом архиве(84). Этот проект, несмотря на большую важность, не реализован до настоящего времени. Железнодорожный путь к Тбилиси лежит через Баку.
    В начале 1912 г. опять вернулись к вопросу сооружения железнодорожной линии вдоль Черноморского побережья, «крае, где леса, недра и воды – так разносторонни и обильны, что вряд ли можно подыскать другое такое место, которое бы, давая и морские и горные, чудные виды, способствовали бы созданию целого ряда курортов и представляли бы благоприятные условия и для самых разнообразнейших культур»(85). 
    Постройка новой дороги имела чрезвычайно важное значение не только для Черноморского побережья Кавказа, но и для всей России.12 августа 1912 г. был утвержден Устав Общества Черноморской железной дороги.
   С 1 января 1914 года Высочайшим приказом №15 от 19 марта 1914 года по гражданскому ведомству Наместника, ст.советник А.Камбиаджио,  состоящий штатным инженером путей сообщения У класса Министерства путей сообщения  и наблюдающий за окончательными изысканиями постройкой Черноморской железной дороги,    назначается инспектором  за постройкой Черноморской железной дороги с окладом в 12 000 руб.(86,86а).
    1 января 1914 года  статского советника А.Камбиаджио назначают Инспектором за постройкой Черноморской ж-дороги  с окладом в 12 000 руб.(86). Эта инспекция осуществляла наблюдение за изысканиями   частным Обществом Черноморской   железной дороги  вариантов  ширококолейной  железной дороги  от  г. Туапсе на ст. Екатеринодар  , Энем  и Абинскую, а также Новороссийск-Анапу- Керчь  и  железнодорожных ветвей, соединяющих |Черноморскую дорогу с  г. Романовском, с  Ткварчельскими каменноугольными копями и со Сванетским лесничеством. К работам по сооружению дороги Общество приступило 15 июня 1914 г. Сооружение дороги было сопряжено с большими трудностями- только тоннелей нужно было пробить через горные склоны до 18.   
    В сложных условиях начавшейся в 1914 году первой мировой войны, сооружение дороги продолжалось, но на ходе строительства к марту 1915 года сразу же начали сказываться тяготы военного времени: убыль рабочих, перебои с доставкой необходимого оборудования, машин, взрывчатых материалов.
   22 марта 1915 года  Камбиаджио А.Л. получает чин действительного статского советника. С 10 мая 1915 г. он работает инженером Управление внутренних водных путей Министерства путей сообщения(87).
  В начале  1916 года  министерство  назначает  инженера  Камбиаджио     инспектором  по изысканиям   перевальной  железной дороги( 87а).
  Летом 1916 года Черноморская железная дорога стала стратегически важной и ее строительство ускорили с тем, чтобы завершить ее   в  апреле 1917 года. Еженедельно сводки о состоянии работ  доставлялись  в Тифлис.
   А.Л. Камбиаджио ,  при вступлении   на службу   Инспектором за постройкой Черноморской ж-дороги в 1914 году(как и другие чиновники всех рангов) в присутствии священника и начальников ведомства, принес клятву:
» Обещаю и клянусь Всемогущим Богом, пред святым Его Евангелием в том, что хочу и должен Е. И. Величеству Великому Государю Императору Николаю Александровичу, и законному Е. И. Величества Всероссийского престола Наследнику Алексею Николаевичу, верно и нелицемерно служить,…стараться споспешествовать пользе государственной, об ущербе же   интереса, вреде и убытке, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допускать…,   вести и поступать  благопристойно , и как  пред Богом и судом Его страшным в том всегда ответ дать..». Затем обычно  подписывали  её печатный текст (присяжный лист), который хранился в личном деле (79). 
     Александр Людвигович не  на словах, а на деле  был верен своей клятве,  что подтверждается архивными документами. Так, в работах по проходке туннелей в Гагры и в районе Пицунды принимала участие на подряде французская фирма «Аллар, Дольфюс и Вирио». Монахи Новоафонского монастыря, которые имели свой литейный цех, в 1916 году успешно исполнили заказ "медного и чугунного литья на сумму до 300 руб. для сооружения тоннелей" в пользу  этой  фирмы.
     Тем не менее, к началу 1916 года, вместо выполнения земляных работ на 76% по предвоенному плану, фактически их было выполнено 10%. Нарушение темпа работ по проходке вызвало нарекание инспектора Камбиаджио и отмечено в его докладе о срыве сроков на сложном Мюссерском участке(85).
    На ходе строительства Черноморской железной дороги сказались  революционные события 1917 года. Экономический кризис привел к тому, что к началу лета 1917 г. денег на строительство не было.
    В своей работе об истории строительства Черноморской железной дороги Ольга А. Леусян  пишет: «В августе 1917 г. инспектор Камбиаджио докладывал: «… судя по ныне наблюдаемому успеху производства работы, весьма мало вероятия, что сквозное по линии движение может быть открыто 1 февраля будущего года» и добавлял, что «если работы Пицундского побережного участка не будут окончены до ноября, когда начнется период морских штормов, открытие движения не стоит ожидать ранее июня-июля 1918 года»(85). К концу 1917 г. работы были почти полностью свернуты из-за отсутствия средств. Полностью Черноморская железная дорога была достроена только в годы Великой Отечественной войны – в 1943-1944 г.
    О сыне инженера путей сообщения, д.с.с. А.Л.Камбиаджио-Сергее Александровиче существует информация  Малюги  В. В. и др.(88,89). Сергей в 11 лет в 1907 году поступил в 1-й Его Императорского Величества  Кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Это военное учебное заведение, где шла подготовка офицеров для службы в российской армии. Там готовили «усердных и преданных Отечеству и Государю слуг» и воспитывали в них  чувство патриотизма, любовь к своему народу, чистоту нравов, твердость духа и характера.
    В архиве сохранилась личная характеристика юнкера: «…опрятный, симпатичный, скромный. К правилам относиться строго. Хороший товарищ – любит, чтобы его приняли за авторитета. Учиться прилично. Юнкер хорошо сложен и развит, исполнительный, тихий, сосредоточенный даже угрюмый иногда, учиться хорошо, любит строй – строевик хороший, любознательный – интересуется, часто спрашивает, просит объяснения и пояснения, когда он не уверен. Красивый, видный, но манера держать себя, походка и осанка могли бы быть лучше – мало военного, он как бы сонный или недовольный. Надо полагать из него выйдет хороший офицер».
    Сергей  окончил курс корпуса  в 1915 году. Всем выпускникам в качестве награды выдавали личные значки из серебра с позолотой и эмалью. Размер 38,9x29,6 мм. Вес 26,49 г. Получил его и Сергей. И надо такому случиться, что он сохранился и выставлен в интернете на сайте аукциона к продаже. Гравировка на оборотной стороне знака: под винтом — «19 25/IV 15» и внизу по краю — «С.А. Камбiаджiо »(90).
    20 июня 1915 года юнкер , потомственный дворянин  Сергей Камбиаджио переводится в привилегированное военное училище Российской империи-  Николаевское кавалерийское училище в С-Петербурге. Выпуск был ускоренным(т.н. "офицеры военного времени")  и состоялся 1.02.1916 года , уже в Петрограде. Дополнением к Высочайшему приказу от 1 февраля 1916 г.  юнкера были произведены в прапорщики, со старшинством с 1 октября 1915 г.   С 1916 года Сергей Александрович Камбиаджио -младший офицер пограничного конного полка Отдельного корпуса пограничной стражи(ОКПС). 
   12 ноября 1917 года в Святой Царице- Александринской церкви при Николаевском Киевском военном училище 1-го округа города Киева бракосочетались поручик 3-го гусарского Елисаветградского полка Сергей Александрович КАМБИАДЖИО, 21 год, православного вероисповедания, первым браком и дочь уездного врача Тамара Леонидовна МАРИНИЧ,19 лет православного вероисповедания, первым браком. Поручители: по жениху- поручик 8-го Уланского полка Павел Владимирович ГУДИМ-ЛЕВКОВИЧ и поручик 12-го драгунского Стародубского полка Димитрий Николаевич Де-ВИТТ; по невесте-подпоручик Гвардии Кексгольмского полка Михаил Димитриевич МАЛАВСКИЙ и шведский подданный студент политехнического института Императора Александра III Борис Иванович РУЛСЕН (91).Об участие в военных действиях во время Первой мировая война сведений нет. 
   В Российском государственном историческом архиве есть некоторые сведения о дочери Александра Людвиговича- Ксении(92).Так, 3 июля 1912 г. Ксения  Александровна Камбиаджио-Вахарловская   подает  прошение в Совет женских  архитектурных курсов Елены Феликсовны Багаевой  о принятии ее слушательницей.Прилагает аттестат(среднего учебного заведения) и метрическое свидетельство о рождении(10 июля 1894 г.). Фотографию обещает представить позже. Проживает в  С-Петербурге, по Греческому проспекту 13 кв .4.
    Дополнение к своей фамилии, по-видимому, произошли в результате замужества. Кто точно был ее избранником, нам установить не удалось. На наш взгляд, им мог быть сын известного русского военачальника Всеволода Николаевича Вахарловского – Владимир Всеволодович, 1891 г. рождения, который окончил Институт инженеров путей сообщения Императора Александра 1. 
     Женские курсы высших архитектурных знаний в 1912 году получили статус высшего учебного заведения и перешли в ведение Министерства торговли и промышленности. Для учениц обустроили библиотеку с архитектурно-художественными, техническими альбомами и пособиями, музей, приборы и модели по геодезии и строительному искусству.
    Каждая из них до начала семестра вносила плату за обучение (150 руб. на первом и втором курсах, и 200 руб. на третьем и четвертом).В преподавательский состав входили достаточно известные в области архитектуры, живописи и инженерно-строительных наук профессора. С 1912 года пост директора занимал Николай Константинович Рерих, возглавлявший художественное объединение «Мир искусства». Сведений об окончании этих курсов мы не обнаружили. Аттестат Ксения  забирает из канцелярии 5 мая 1917 года, о чем расписывается на своем прошении от 1912 года.
    Императорская Академия художеств упразднена в апреле 1918 года. Так как свидетельство, которое выдавали выпускницам курсов, не предоставляло прав на производство строительных работ, Ксения Александровна решила продолжить учебу.
     В 1922 году организован Ленинградский высший художественно-технический институт, куда на архитектурный факультет она поступает на учебу. За время пребывания в Государственном архитектурном институте она прослушала теоретические курсы и выполнила практические занятия по нижеследующим дисциплинам: физика, химия, технология строительных материалов, техническая и строительная механика, строительное искусство, санитарное зодчество, организация производства работ и сметы, градостроительство, политэкономия, история архитектуры, сельско-хозяйственная архитектура, исторический материализм и пр. Практические занятия включали рисование, акварель, декоративное искусство ,архитектурную композицию, проектирование и др.
    15 декабря 1925 года К.А.Камбиаджио-Вахарловская подверглась испытаниям в Государственной квалификационной комиссии при Ленинградском  высшем художественно-техническом институте и защитила квалификационную работу по теме: Здание цирка в столице. На основании постановления Народных Комиссаров  РСФСР от 8 апреля 1925 года и п.п. 11 и 12 Положения о квалификационной комиссии, ей присвоили звание архитектора и удостоверили это  подписью ректора и председателя комиссии Эдуарда Эдуардовича  Эссена,секретаря П.Наумова и приложением печати. Документ имел  №261. 
      Больше никаких сведений нами не было обнаружено. Ссылка  сайта(93) на полную биографию Ксении Александровны,преследует цель увеличить  его посещаемость, так как две строчки на странице,отведенной К.А.:»Всероссийская Академия Художеств.1912  - 1925 Обучение в ВАХ проходило на архитектурном факультете»,  не только не содержат никакой информации, но даже некорректны, так как Всероссийская академия художеств была образована только в 1932 году.
     Дальнейшую судьбу Александра Камбиаджио, достойного сына Людвига Валентиновича, его жены  Надежды Николаевны , его жены Надежды Николаевны, сына Петра и дочерей  Марии и Ксении,  установить не удалось.
     Что же касается Сергея Александровича, то он эмигрировал за границу и, проживая в Сараево, подавал заявление о розыске: Кадет 1-го кадетского выпуска 1915 года просит откликнутся своих товарищей по выпуску, как и бывших юнкеров Николаевского Кавалерийского Военного училища (5-го ускоренного выпуска), как и своего лучшего друга Щебетева Анатолий, офицера 4-го Драгунского полка».  Все сведения просил направлять на следующий адрес : С. Камбиаджио , Первомайская ул … брой 17/111 , Сараево 71000 Югославия . Кадетскому объединению в Венесуэле.  Ко Дню 25 - летнего юбилея (93а). К сожалению,  полностью с книгой ознакомиться не удалось.

Фото: Отправление министра путей сообщения К.Н.Посьета  в Сурамскую тоннель для производства последнего взрыва 13 октября 1888 года. Возможно там присутствовал А.Л.Камбиаджио.


Рецензии