Ещё раз про Рай и Ад

 
 
Оставляем «за кадром» версию, что Рай и Ад были сотворены человеческим воображением для удовлетворения естественной потребности у значительной части общества, недовольной прижизненными реалиями, в «Высшей справедливости», в осуществлении «Божьего правосудия», - хотя бы «на Том Свете». 

А также, то обстоятельство, что представления о «жизни после смерти» существовали в самых разнообразных вариантах у множества племён и народов задолго до появления Библии (Торы), и одновременно с ней,- ведь «небытие» противно человеческому сознанию. *)

 Атеистов «просят не беспокоиться».
   
Признавая непостижимость Бога, мы, тем не менее, продолжаем попытки изобразить (вообразить) «устройство» потустороннего мира, и, в т. ч.  Ада и Рая, невольно перенося на него свой «земной» опыт.   

      Среди «моделей» Ада наиболее конструктивна и наглядна Дантова, с поярусным распределением грешников по видам и степеням грехов. Таким же образом, на основании чисто умозрительных рассуждений, моделируется «качество» и продолжительность процедур, проводимых с грешниками в аду. Детализация адских мучений полностью почерпана из человечьего прижизненного опыта. В т.ч. - изобилие адского арсенала пыток, изобретённых людьми. 
 
Во всяком случае, в свидетельствах евангелистов «информации» об Аде немного; разве что, - упомянутая «Притча о богаче и Лазаре», да ещё, «Тьма внешняя, плач и скрежет зубовный». (Мф 8:11).
Или Апокалипсис тоже «считается»?
Однако, (возможно, я ошибаюсь), там нет других оснований для каких-либо выводов на счёт «обстановки» в этой «тьме», помимо Страшного суда, «конкретика» которого целиком на совести художников-живописцев, - Иеронима Босха и иже с ним.   

 Воображение, помимо щипцов и сковородок, представляет ещё ряд вариантов: есть образы Танталовых мук, прикованного Прометея, Сизифова труда. http://proza.ru/2009/01/23/878

 А можно представить себе вариант адской муки в виде, например, вечного и бесконечного, непрерывного общения с тем, кого особенно остро ненавидишь при жизни.  Такая пытка может быть покруче, чем орёл, клюющий печень Прометея, - там хоть были предусмотрены перерывы на отдых:  орлу ведь нужно было время, чтобы переваривать пищу. Так что от этого чувства лучше избавиться заблаговременно.

 В христианских представлениях о Рае конкретики гораздо меньше, поскольку недостаёт «личного опыта» для аналогий. Апостол Павел рассказывает о том, как он был восхищен до третьего неба в Рай и слышал «неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать»    (2Кор.12:4).

В этом смысле больше преуспели язычники, с их лесами вечной охоты, да и мусульмане, с их фонтанами и гуриями. А ещё, например, - Свидетели Иеговы, которые выдают свою пародию на Новый Завет за истину, также изображают Рай в виде семизвездного отеля, где «всё включено» по части максимального благоустройства для наслаждений, имеющих вполне «земные» образцы.
 
Кстати, на «площади» триптиха Босха меньше всего отведено места для Рая, и предложенные воображением художника образы там тоже «бедноваты».
 
 Теперь - «нравственно-социальный» аспект.

Рай - место максимального, абсолютного позитива. А что такое в представлении человека эта максима? Это, среди прочего, - абсолютное равенство.
Всем  -  поровну,  (Мф 29:1-16).
Но ещё и  абсолютная справедливость. Значит - каждому по заслугам. За бОльшие - больше. А это уже - неравенство. 
 
Как совместить эти два полюса, чтобы удовлетворить чаяния всех «в жизни будущаго века»?   

В Евангельском представлении о «Награде на небесах» есть «отсылки» к царскому пиру. (Мф. 22:11). Заметим, что «пир» и «стол» - тоже только образы, взятые из человеческого «земного» быта, доступные предметному представлению.
 
  Теперь рассмотрим сведения в Евангелии для выводов о распределении «по справедливости» мест на пиру за райским столом, иными словами, - об иерархии в райских кущах.
Есть об этом только одно упоминание, - «Одесную и ошую». (Мф. 20:23).  Но просьба матери сынов Деведееных как раз и была вызвана привычными «земными» социальными стандартами, и не зря Иисус их «одёрнул».
А ещё Иисусом сказано: - «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не было, разве Я сказал бы вам: иду приготовить место вам?»          (Ин 14:2).
Но какие это обители? В чём их различие? Не уточняется.

Косвенно о различии «уровня наград», подобно степеням российских орденов, можно предполагать на основании   притч  «О талантах» (Мф. 25:14–30), и  «Об урожае на разных почвах». (Мф. 13:3-8)
Однако, напротив,  упомянутая  уже притча о пришедших на работу в разное время, и получивших одинаковую плату,              (Мф 29:1-16), наличие «степени наград» опровергает.
 А ещё в Евангелии говорится о том,  что больший в Царствии Небесном» должен быть меньшим, как дитя ((Мф.18:1-3).  Но что это означает в рассматриваемом аспекте?

«И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.» (Мк.9:35)
С другой стороны, по-видимому, Богом равенство не предусмотрено: Иисус взял с собой на Фавор троих «выделенных» среди прочих. Отсюда. вероятно, и произошло слово «favorite».   
 
И, наконец, ¬ аспект духовный.  Если «принять за основу», что райское блаженство - это состояние Адама и его взаимоотношения с Богом до катастрофы в результате встречи со Змеем, то понятие о «местах» вообще не имеет смысла. 

Что значит - «сидеть в Раю ближе, или «дальше», и как, вообще, на самом деле обустроен райский «стол», - нам знать не дано. Имеем лишь «умозрительные умозаключения».

 А хотелось бы получить личные впечатления и опыт.  Только бы, - не слишком скоро.
_____________
*) У некоторых народов похороны - весёлый праздник.  Однако, и для них смерть также не означает «небытие», но лишь переход в другой, «лучший» мир. Оттого и веселье. Идея реинкарнации менее оптимистична, там предусмотрен неприятный вариант, подобный Аду.  Но есть инструкция, как его избежать.

 На фото картина Пиросмани «Застолье»





 
   


Рецензии
Здравствуйте, Марк. Вы ставите очень полезные вопросы.
К сожалению Христианство пока умалчивает ответы на них, констатируя лишь фактор веры. Но Будда очень подробно разъяснял эту тему. В своей последней статье "Приятное и неприятное" я немного коснулась этой темы.Видимо стоит уделить ей больше внимания.

С глубоким уважением.Марина.

Марина Тигра   29.03.2024 21:14     Заявить о нарушении
Уважаемый Марк, как всегда, пытливый поток Вашей неугомонной мысли бурно пытается пробить брешь в стене неведения. Здоровый скептицизм и находчивая аналитика - замечательное оружие для этого занятия. Но тут, в Вашем умело-философском очерке, лишний раз, приходится сделать вывод, что есть сферы, которые не подвластны измерению обыденными штангенциркулями или даже высокомерными логарифмическими линейками :)))

Но труд сей не напрасен! Как там у современных "классиков" звучит (процитирую из "Италия. Верона – древний символ любви" http://proza.ru/2018/10/24/515, ч.12 Неожиданный дворик Джульетты): "..... Энергетика этого чувства такая мощная и созидательная, что её силы хватило, чтобы пропитать каменные стены, случайно выбранного автором итальянского дворика. Мы знаем не все законы природы, но по ощущению, можно предположить, что каждый входящий сюда посетитель, оставляет частицу своей биологической энергии, обменяв её на суммарную величину накопления. Я бы сравнил это с тем случаем, когда человек входит в виртуальный «читальный» зал со своей маленькой свечкой, ставит её на общий стол и в ярком свечении всех других свечей, наконец-то получает счастливую возможность прочесть более мелкий шрифт текста «Книги жизни». После чего человек и сам уходит просветлённым. Думаю, что кроме естественных природных «мест силы», существуют и такие рукотворные, а вернее сказать, душетворные. Есть даже точный термин для таких объектов – намоленное место. Поэтому, только какой-то особенно «толстокожий» нечувствительный посетитель может уйти отсюда с «пустыми руками», что называется, «с чем пришёл (из своей блеклой жизни), с тем и ушёл».

Словом, к своему безмерному удивлению, мы оба вышли просветлёнными и с надеждой в душе, из этого необычного дворика для «просто туристов». Такое ощущение сложилось, что мы побывали в каком-то очень важном, для себя, храме....".

Кстати, пользуясь случаем, ещё крепко пожму руку за Ваш шикарный смысловой очерк "Дефект Закона Сохранения Энергии"

С уважением, Виктор

Виктор Комосов   23.04.2024 10:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.