Зарисовка о ЦРС. Мужское и женское?

С начала года, то есть с первой половины января, я в Бийском ЦРС.  Уже привыкла вскакивать каждое утро по школьному звонку и мчаться в мастерскую. Вся моя одежда пропахла деревом, даже в комнате ощущается стойкий столярный запах, но мне он нравится: повышает настроение и держит в тонусе. В моей группе одни мужчины, но моё появление среди них они встретили вполне адекватно, без насмешек и тем более без враждебности. Я не первая женщина за историю ЦРС, пришедшая на обучение в столярку.

Павел Леонидович, наш преподаватель – человек удивительной храбрости. Он даёт в руки нам, незрячим, инструмент, к которому я и в свои зрячие времена, возможно, побоялась бы прикоснуться. 

Дисковые пилы, электролобзики, шлифовальные машины, строгальные, сверлильные, торцовочные станки. Все эти чудо-звери так и норовят, чуть зазеваешься, откусить тебе пальцы. И тем не менее все они с установленной очерёдностью приходят в наши  руки. Но только после соответствующего инструктажа. Месяц работы с ручными стамесками-рубанками, а там уже не успеваешь оглянуться, как вся мастерская подпрыгивает от гудения и визга электроинструмента.

Атмосфера мастерской – это не только аромат лака и дерева. Это настроение, создаваемое хозяином. Когда мы с группой как-то раз обсуждали, а не поздравить ли нам нашего преподавателя на 23 февраля, Один из парней в порыве бодрого зубоскальства заметил: «Решит, что подлизываемся, он нас потом своей харизмой задавит!»

Это верно, харизма! Мне немного встречалось людей, которые производили бы такое сильное впечатление. Это умение и держать происходящее под контролем, и добиться дисциплины, и, абсолютно всегда, поднять настроение. Взять хотя бы его, произносимые с соответствующей расстановкой слова: «Ну что, социальная группа, а не пора ли вам на физкультуру, повышать физическую немощь?» Или: «Евгений! Не проснёшься, пойдёшь...» «Чугуний кидать?» – жизнерадостно предполагает Женя. «Нет. Пойдёшь вон сугробы с места на место переносить. А то трактор там буксует, вот ты ему и поможешь».

Социальная группа, или попросту «социальщики» – это те, кто приехали в ЦРС для обучения ориентировке, системе брайля, домоводству... То есть всему, необходимому для самостоятельной жизни незрячего.

Мы – «профессионалы». В столярной мастерской я учусь изготавливать кадушки; мои согруппники на «Мебельном деле», и из-под их рук выходят столы и табуретки, обувные полки и даже двери.

Кстати, в «социальной» группе, приходящей сейчас на занятия в столярку, тоже есть женщина. Когда Павел Леонидович спросил, что привело её сюда, она сказала: «Просто мне это очень интересно!»

***
Помимо основных занятий я два раза в неделю хожу на факультатив по рукоделию. Когда я видела, то и вышивала, и и занималась бисероплетением, и вязала на спицах, а вот до крючка руки тогда не дошли. Потом я просила маму научить меня вязать крючком, но она не могла объяснить мне, уже незрячей, а я не могла её понять.

У Альбины Кимовны с этим никаких трудностей не возникает. Буквально после двух занятий я уже выплетала довольно сносное полотно (и ощущала себя при этом вдохновенным, прямо-таки обалдевшим от счастья паучком). А когда мне давали в руки готовые изделия, у меня аж дыхание перехватывало от нетерпения.

Чего здесь только нет! И мочалки, и шарфы -носки-рукавички, и салфетки, и игрушки... Да какие!

На занятиях у Альбины Кимовны совсем другая атмосфера. Рядом с ней, окружённый её обаянием, погружаешься в состояние уюта и покоя.  Всё получится, ты талантлив!

Ей то и дело передают приветы со всех концов страны от тех, кто учился у неё раньше. Её помнят, и, как это ни странно, она помнит всех, хоть мы проходим перед ней бесконечной чередой. Назовите фамилию и имя – и она вспомнит человека и даже разные подробности о нём.

Среди её учеников множество мужчин, и в профессиональных группах, и на факультативах. Мужчины овладевают и крючком, и макраме, и бисероплетением.

«Если позволяет время, почему не занять руки?» – пожал плечами один из них в ответ на чей-то вопрос.

Сейчас в факультативной группе вместе со мной трое мужчин и три женщины.

Так что же, мужское и женское меняется местами, границы стираются? Нет, просто люди стараются избегать ненужных условностей, каждый выбирает для себя занятия по душе.


Рецензии