Глава 040. Мендельсон. Симфония

Феликс Мендельсон
Симфония для струнного оркестра №12 соль-минор
Лондонский фестивальный оркестр
Росс Попл (дирижер)

Aelina: Ну, вот как тут не согласиться с мнением, что в тринадцатилетнем возрасте, когда была написана эта симфония для струнного оркестра, Мендельсон превзошел Моцарта ранней зрелостью таланта? Слушаешь — и мысленно восхваляешь его гений! И находишь богатую эстетическую пищу: и для души, и для ума.
А какая великолепная полифония!

Volovikelena: Мне кажется, что их сравнивать в этом возрасте не корректно. Время было разное — 1769 это не 1823. Казалось бы — полвека всего. Но за плечами у Мендельсона был огромный багаж, включавший Шуберта, Бетховена, Вебера. Это много, это очень много, учитывая и стилистику романтизма, которая уже стала поворотным моментом в отрочество Мендельсона, а Моцарт лишь делал к нему первые шаги в своей до-минорной сонате и Фантазии 1784 и 1785 гг., квинтетах, ре-минорном концерте, наконец, в Сороковой симфонии, которая Мендельсоном тут «слизана» тонально, интонационно и даже в некоторых моментах процитирована. Плюс и инструментарий моцартовский, фактически. Мендельсон не сильно экспериментировал с оркестровыми средствами — чай не Вагнер, и, слава Богу, что так.
  Я люблю музыку Мендельсона очень. Он из любимых моих композиторов. Конечно, чуть более позднюю, начиная с его семнадцатилетнего возраста и «Сна в летнюю ночь» с моих шестнадцати лет и на всю жизнь.
  Но ведь в его жизни уже был Моцарт полностью, вот с этой Сороковой симфонией, которая стала для него главным ориентиром в этом отроческом сочинении для струнного оркестра. И у Гуммеля был Моцарт, и у Бетховена и Шуберта был Моцарт. А у Моцарта в его тринадцать лет кто был? Папа Леопольд, который писал хорошо, но скучновато. Были австро-немецкие и итальянские классики и барочники, Иоганн Кристиан Бах (еще не Иоганн Себастьян), Вагензайль. Немало, соглашусь. Это все здорово и прекрасно. Но не было вот этой самой романтической добавки в виде Бетховена, Шуберта, Вебера, Россини, кстати, и себя самого позднего периода. Моцарт в тринадцать лет учился на том, что было в его скудном багаже, а Мендельсон — на своем багаже с Моцартом и Бетховеным.
  Если бы Мендельсон в этом сочинении выдал нечто настолько индивидуальное, как в «Сне в летнюю ночь», я бы согласилась с Вами. Но в этом произведении все сугубо классично: и полифония, которую Вы хвалите (ничего особо нового в приемах нет.
  Оно и понятно — ребенок пишет), и тематизм, и интонационность, и тонально-гармоническая работа. Это великолепный опыт ребенка, очень профессионально написанное произведение, учитывая оркестровку (Сережа Прокофьев, насколько помню, в свои тринадцать лет еще так не умел). Но он во многом подражательский, и как раз — Моцарту, у которого в отрочестве лет были свои кумиры для подражания. Это — лестница вековая. И Моцарт стоит ниже, но в фундаменте Мендельсона. Выдерни его из цепи предшественников — и кто знает, созрел ли бы Мендельсон настолько, чтобы стать одним из гениев романтизма. А ведь стал.


Рецензии