Этапы большого пути. Рассказ в эпизодах

                "Вечером того же дня Берлиоз поскользнется на трамвайных путях,
                на которые Аннушка пролила масло, и попадет под трамвай."
                (Булгаков - "Мастер и Маргарита")

Это рассказ в эпизодах о встречах с людьми, и не очень.

Сегодня, просеивая через сито своей памяти события автомобильных путешествий, проделанных нашей семьёй, оставляю только эпизоды, наиболее поразившие меня. Невозможно описать всё, поэтому расскажу лишь о случаях, с которыми встречался на бензозаправочных станциях в разные времена, в разных городах страны.

В 1976 году мы с женой приобрели через моего отца, по очереди ветеранов ВОВ, новый автомобиль «Москвич», на котором мог ездить по доверенности (просто купить автомобиль тогда было практически невозможно). И вот мы: я, жена, дочь - 12 лет, собака породы «Боксёр» - 6 лет, едем на новой машине в далёкое путешествие: Ленинград – Киев – Крым - Одесса – Молдавия – Закарпатье, Белоруссия – Прибалтика – Ленинград.
Ночевали в палатке, где, несмотря на присутствие собаки, которая проводила ночи без сна, прислушиваясь к каждому шороху, было страшновато спать. Да и скучно одним путешествовать.

На дороге, начиная с Украины, нам встречались машины лишь с местными номерными знаками, поэтому, когда мы, дело было в Белоруссии, расположившись перекусить у дороги, увидели пронёсшийся мимо «Жигуль» с эстонскими номерами, с привязанной к багажнику на крыше палаткой, очень обрадовались.  Ведь это почти НАШИ - ленинградские! Наскоро собрав всё приготовленное к трапезе, кинулись вдогонку за эстонцами.

Промчались несколько километров. Поняв тщетность погони, слегка этим расстроенные, заехали перекусить в кафе при бензоколонке. Когда вышли из кафе, увидели парня с девушкой, стоящих около нашего автомобиля. Они о чём-то возбуждённо не по-русски говорили. В стороне я увидел тот эстонский «Жигуль». На руках у девушки была маленькая лохматая собачонка. Не нужно было ничего объяснять. Мы с ребятами радовались этой случайной встрече, словно старые друзья, которых лишь на время разлучила жизнь. А женщины даже обнялись. Ну, а уж как радовалась Цинатка, наш пёс, что теперь  она не одна собака при хозяйстве, и сможет ночью высыпаться.
Ребята объяснили, что они за километр отсюда, съехали с дороги в кустики, по нужде, (поэтому-то мы их и не заметили) и увидев из кустов, проносящуюся мимо ленинградскую машину, кинулись нас догонять...
Дальнейший путь до Эстонии мы проехали вместе.
-------------------
Молдавия – едем вдоль границы с Румынией. Бензоколонка, при ней продовольственный магазинчик. Заходим, чтобы купить хлеба. Полки пусты. На прилавке - слипшиеся от жары леденцы, с сидящими на этой сладкой массе осами. И всёёёё!!! Продавец - пожилой мужчина, орденские колодки на белой торговой куртке. Узнав, откуда мы – обрадовался, сообщив, что во время ВОВ воевал у нас, под Ленинградом.
Он достал из-под прилавка белую, не очень свежую булку, со словами:
- Возьмите в знак уважения к городу-герою. Берёг для местного доктора, да она потерпит...
-------------------
Запомнился случай, произошедший с нами в Краснодарском крае в 1983 году.
Когда я заправлял на бензоколонке свои «Жигули»(купленные на тестя, по очереди ветеранов ВОВ), ко мне подошёл мужчина, из остановившегося рядом автомобиля такой же марки. Судя по номерным знакам – местный. Человек обратился ко мне с необычной просьбой. Не буду ли я возражать, если он поедет за мной следом.
Меня, если честно, удивила такая просьба. А Вас бы не удивила?
Но мужчина успокоил меня, объяснив, что на их машине лопнуло колесо, и он поставил запасное – плохенькое, и если в дороге проткнёт ещё одно, то будет беда. А в машине маленький ребёнок.

Поскольку нам было по пути, я не возражал. Мы без приключений доехали с ними до дамбы на реке Кубань. Я остановился, чтобы сфотографировать эту мощь плотины и плакат на ней «Идёт вода Кубань реки – куда велят большевики».
Сопровождающий меня «Жигуль», тоже остановился. Мужчина в благодарность за моё содействие, преподнёс нам большой арбуз. Я поделился с ним, охватившим меня восторгом, увиденной широченной глади водохранилища, громады плотины.

Мужчина пожал неуверенно плечами и рассказал:
- Мои предки отсюда. – И он, кивнув в сторону водохранилища. – Их село, их дом с подворьем, осталось там - под водой. Всех жителей переселили на новые места, ниже по течению Кубани.
- Здорово! Там сплошные сады.
- Да, согласен. Живу хорошо, это правда. Но не могу отделаться от мысли, что вдруг плотину прорвёт или какой-нибудь ...(и тут он употребил слово, которое здесь нельзя написать) надумает взорвать её...
---------------------
Июльская жара. 1980 год. Заправочная станция где-то на просёлочной дороге под Рязанью. Заправочные колонки с дизелем и бензином установлены в ряд: первая дизельная, за ней, в трёх метрах, бензиновая. Когда я подъехал на своём «Москвиче», то у дизельной заправки уже стоял огромный грузовик, и могучего вида кавказец, шофёр того автомобиля, держал в руках заправочный пистолет, чтобы вставить его в горловину бензобака. Заправка такого огромного бака занимала не меньше пятнадцати минут. Следом за этой машиной уже пристроился следующий грузовик, закрыв собой доступ к бензиновой заправке. Я, подойдя к кабине второй машины, окно которой было опущено, обратился к водителю:
- Здравствуйте! Вы бы не могли подать назад на пару метров, я суну зад своей машины в промежуток и смогу быстренько заправиться.
Поскольку ответа не последовало, я повторил свою просьбу громче. Тогда водила, не поворачивая ко мне лица, громко произнёс с раздражением:
- Я не для того проехал полстраны, чтобы тут на два метра назад сдавать.

Я понял, что с ним говорить бесполезно и отвернулся. Кавказец, водитель впереди стоящей машины, подозвал меня:
- Слушай, дорогой, не расстраивайся. Подожди минутку, этот сердитый мужчина отъедет. Обещаю. – И с этими словами он, повесив обратно на крючок колонки заправочный пистолет, стал внимательно рассматривать колесо своего грузовика.

Задний водитель, от нетерпения «бибикнул», и высунувшись из кабины, выкрикнул:
- Нашёл время колёса разглядывать. Заправляйся быстрее.
- Слушай, дорогой, зачем кричишь? Я проехал полстраны, чтобы тут не смог колёса свои проверить? – И помолчав секунду, добавил – и окна ещё в машине помыть?
Побагровев от злобы, грязно выругавшись, вредный водитель подал немного назад свой грузовик, дав мне возможность заправляться. Я поблагодарил кавказца. Тот в ответ:
- Слушай, дорогой, ты не думай, пожалуйста, что он плохой человек. Он хороший. Просто он это пока не знал, а мы с тобой ему это сейчас хорошо объяснили...
-------------------
Холодная осень 83-го. Я на своей машине подъехал к бензоколонке в Псковской области. Наше двухнедельное путешествие подходило к концу, до Ленинграда было совсем недалеко. Ничего не предвещало неприятностей...
Машин на заправке нет. Вставил пистолет в бак. Подошёл к конторке заправщицы, расплатился "ворованными" талонами для государственных автомашин, купленными накануне у какого-то шофёра, за полцены. (рассчитался из расчета 1/3 – за 20 литров бензина, отдал талонов на 60 литров), Подошёл к своей машине. Придержал рукой заправочный пистолет, чтобы он не выскочил при заправке. И вдруг случилось что-то, в первый момент непонятное. Меня накрыло ледяной волной...
Оказалось, что резиновый шланг был повреждён, а заправщица, забыв об этом, не предупредив, чтобы я воспользовался другой колонкой, включила подачу топлива. Хлынувшая из дыры в шланге мощная струя бензина, окатила меня с головы до ног, попав и в рот, и в глаза. Повезло, что тётка увидела этот момент и сразу же (почти сразу) отключила подачу бензина. Она, выскочив из здания заправки, громко запричитав матом, называя меня теми, псковско-русскими эпитетами, которые я, по её мнению, сейчас заслуживал, потащила к рукомойнику. Я, чуть отдышавшись и проветрив свою одежду, заправил машину и поехал дальше, пообещав, что жаловаться не стану и впредь буду следить за всеми дырками во всех шлангах.

П.С.
Нам в то время казалось - живём мы нормально, только бы не было войны. И только сейчас понимаешь, что «масло-то Аннушка, уже тогда пролила".


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.