Глава 391. Бах. Пятый органный концерт

Иоганн Себастьян Бах
Концерт для органа №5 ре-минор
Транскрипция концерта А. Вивальди Op.3/11 RV565
Лео ван Дуселар (орган)

Volovikelena: Не очень люблю переложения вивальдиевских концертов для органа. Даже баховские. Скрипка Вивальди — это всегда полет, она земле не принадлежит. Но орган всё к низу тянет. Слышала не раз, как органисты просто вязнут в фактуре, исполняя Вивальди, а для него вязкость невозможна. Концерт уже неповоротливым крабом слышится.
А здесь вдруг зацепило. Особенно вторая часть. Никакой вязкости и так по-вивальдиевски проникновенно.

sir Grey: Согласен с каждым Вашим словом. Мне кажется, что у Баха просто не было под рукой скрипки (двух), а орган под ногами был.

И это исполнение тоже очень хорошее, на мой вкус.

А вторая часть — одно из моих любимых произведений Вивальди.

А можно Вам задать вопрос? В самом начале, перед аккордами граве, где расходящиеся гаммы, мне слышится что-то странное. То ли си бекар вместо си бемоля, то ли до диез вместо до. Не пойму. У меня, правда, слух никогда особенно хорошим не был, а становится все хуже и хуже. Но какая-то странная гамма. Вы не согласились бы послушать еще раз самое начало?

Volovikelena: Дорогой Сэр Грей, на мой слух ничего неестественного не было, кроме призвуков, которые в звучании органа естественны. У скрипок всё прозрачно, а у органа звуковое эхо дольше и, возможно, обертоновая шкала дает о себе знать более звучно, чем на фортепиано или скрипке. Но это уже к специалистам по акустике надо.
Гаммы у Вивальди здесь перед Граве двух видов — натурального и мелодического лада ре. (Я, правда, слышу ми бемоль минор, но это либо особенности записи, либо настройка органа на полтона вверх. Такое бывает.) Перед Граве звучит мелодический лад с YI, YII повышенными ступенями (на полтона), но в средних голосах затесался след от YII натуральной ступени, поэтому и такое переченье в органном исполнении возникло.
Сейчас для верности глянула в ноты. Точно: перед Grave идет расходящееся гаммообразное движение в двух голосах: вниз — натуральная, а вверх — мелодическая с повышенными ступенями гаммы. То есть до бекар внизу и до в верхнем голосе. Но не не одновременно, до бекар раньше. У скрипок это могло быть незаметным, а на фортепиано заметно, если взять педаль.


Рецензии