Смекалка - спасительница не только солдата

По-моему достаточно интересная случилась приключенческая история у меня в рабочей биографии.

Дело было в декабре 1969 года.
В Ташкенте на самолётостроительном заводе.

К нам на завод пришла претензия - ослабление затяжки гаек на 16-ти шпильках крепления воздушного винта АВ68И к фланцу двигателя, после контрольных облётов самолёта АН-12. Конец месяца - караул! "Горит" годовой план выпуска самолётов – SOS!

Меня гонят туда в командировку.
Вместе с инженером из отдела эксплуатации от Главного конструктора воздушных винтов (город Ступино) вылетаем из Москвы в Ташкент. 4,5 часа лёта на самолёте ИЛ-18.

Прилетели. прибыли на завод. Идём по территории завода, видим, на разгрузочной площадке у рельсов валяются в кучах под разными углами в самом бесформенном состоянии ящики с новыми лопастями с нашего завода, Некоторые разбитые. "Хорошо" разгружают?! И это при надписи на ящиках «не бросать, не кантовать»,
Молодцы узбеки, великие хлопкоробы.

  Собираемся всей комиссией у самолёта, чтобы проверять моменты затяжки гаек М20х1,5 после сборки перед контрольным облётом и после контрольного облёта. Представители завода, Генерального конструктора, военной приёмки и из Киева и местные заводские. Человек 12.

   Взбираемся на площадку поданной тележки к первому винту и начинаем процесс. Слесарь берёт динамометр и тут представитель разработчика винта Пургин Павел Васильевич заявляет.

- Не пойдёт, в инструкции по эксплуатации винта, да и самолётной, что записано: затяжку производить специальным тарированным ключом МИ-500. Подаёт председателю комиссии полковнику инструкцию. Тот начинает брыкаться. Пургин неумолим, он знает толк в порядках – раньше работал в частях по обслуживанию самолётов.

   Спор, шум, гвалт разрастается постепенно чуть не до драки. Одним – ключ, другим – динамометр.

Думаю - дело дрянь, в смысле время грозит затянуться  сколько угодно. А уже 30 декабря, в голове мысль – опоздаем возвратиться домой до встречи Нового 1970 -го года, а вроде бы неплохо успеть.
   
   И вот, когда дело дошло до очень горячего, у меня сработала смекалка - осенило.

Почти кричу:
- Стоп!
Все смолкают и застывают как в «Ревизоре» Гоголя,

Говорю, есть предложение.
На ключе МИ-500 на ручке отверстие же.
Давайте цепляем динамометр за это отверстие, плечо один метр, и записываем отдельно показания момента крутящего и по динамометру и по ключу. А там и разберёмся.
Полковник вякнул, что, мол, ключ-то будет гнуться. Ну и что, говорю, так он и должен гнуться…

И начали так работать.
Затянули 5-6 гаек, результаты и по ключу и динамометру естественно абсолютно одинаковые. Ключ динамометром тарировался.

Полковник приказывает:
- «бросай динамометр, с ключа будем только снимать показания, а то до морковкиного заговенья не кончим»

Инцидент прекрасно закрылся.

Для полноты картины опишу дорогу домой.
На следующий день 31 декабря, смотрю как же добраться хотя бы не до моего города Павлово, а до города Горького, там у знакомых было приглашение к Новому году. На руку то, что время в Ташкенте на 4 часа вперёд. И лететь можно из Ташкента  через много городов,  от Челябинска до Харькова.

Но ничего подходящего, кроме АН-10 до Куйбышева (нынешняя Самара) не нашлось, а оттуда Ан-24 до Горького с вылетом около 22-х часов.

   Прилетаем в Куйбышев. Самолета АН-24 из Горького нет ещё. Есть много желающих лететь до Горького. Начинается разведка, чей экипаж самолёта? Знатоки есть - если куйбышевский, то всё, никакого Горького нам не видать. Хотя рейс есть и его никто не отменял, но экипаж легко выдумает неисправность самолёта и рейс точно будет отложен - куйбышевцам тоже надо Новый год встретить.

Самолёт прибыл. "Разведка" установила - экипаж горьковский - УРА! Всё, значит, летим.
   
   Прилетели в Горький;
в 23 часа 20 минут, ловим такси. Еду, и на правом берегу р.Оки, от Канавинского моста бегу вдоль берега к Ромадановскому вокзалу, к нужному дому.

Вот этот дом, какой-то замысловато кривой. А где же квартира нужная мне? Кручусь туда-сюда - нет и всё, ни на втором, ни на первом этаже.
 Поднимаюсь на второй этаж, стучусь в квартиру, открываю, тут праздник в полном разгаре, спрашиваю:

-  простите, только из Ташкента прибыл, где же квартира № 7 в вашем доме? Мне надо туда.

Встаёт женщина, берёт меня за руку, ведёт в конец коридора к окну и показывает на светящееся окно на первом этаже
 - вон она.
 - спасибо, век не забуду Вашу доброту.

Бегу вниз, нахожу, вхожу в квартиру. Народа много, бьют куранты, – Новый год!

Из-за авиации случилось приключение, но и авиация же помогла удачно его завершить.


Рецензии
У вас случился день, как год.

Николай Андреевич Гардба   16.06.2023 19:13     Заявить о нарушении
Да, и очень насыщенный. Спасибо за отклик.

Василий Рябов Слабов   17.06.2023 00:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.