Натовцы в Сибири. Начало. По рассказам Леонида Кем

               
    Бывает же такое: для восхождения на гору Белуха в Горный Алтай прибыли сорок девять ветеранов австрийского спецназа с четырьмя действующими офицерами!

    Дорога неблизкая: долететь до Москвы, оттуда в Барнаул, а потом проехать 600 км на автобусе. Хорошо, видно, поработала туристическая фирма, увлекательно представив маршрут на самую притягательную экстремальную точку Сибири – Белуху, или на алтайском - Уч-Сумер.

    Но что такое дороги по Горному Алтаю (а было это в 2001 году), что за автобусы – этого австрийцы не представляли.
   
    Сначала, конечно, асфальт, солнечный веселый день, остановки у маленьких рыночков с сувенирами и домашней едой.
    А потом – грунтовка.
    Типичные для того времени и тех мест ПАЗики - небольшие автобусы, знаменитые своей выносливостью, проходимостью и грязно-желтой окраской, - поначалу забавляли австрийцев. Потом смеяться перестали, когда идущие в колонне автобусы вынуждены были включать внутреннюю вентиляцию, чтоб через многочисленные щели не засасывало пыль в салон от впереди идущего транспорта. Что, впрочем, не очень помогало.
 
    День сменился вечером, потом ночью, на перевалах небо усыпали мириады звёзд, в темноте ревела Катунь и ревели на подъёмах автобусы. После десяти часов тряски, покрытые толстым слоем сибирской пыли, на негнущихся ногах туристы вывалились из автобусов перед подвесным мостом через Катунь. Никакой турбазы они не увидели. Последние триста метров до базы на другом берегу пришлось идти в полной темноте, освещая дорогу налобными фонариками: автобусам с людьми запрещено переезжать по подвесному мосту.

     Однако всё искупила-искупала баня и отличный ужин из самых экологически чистых продуктов. Чистые и распаренные австрийцы моментально забыли тряску и пыль невыносимо долгой дороги. Тем более, что специально для австрийских гостей было заказано в Барнауле пиво, которое потекло рекой в глотки расслабившихся натовских офицеров…

     После такой встречи на высшем уровне встали уж точно не ранним утром.
     Началась подготовка к походу по горным тропам через перевал вдоль реки Ак-Кем. За два дня надо пройти сорок километров с набором высоты более тысячи метров до верхней базы. Снаряжение и продукты по договору несут кони, а туристы идут налегке пешком в сопровождении гидов.

     Видно, австрийская сторона старалась максимально экономить на всех дополнительных услугах и на группу в 49 человек забронировала всего четырёх гидов. Главным аргументом было, что это военная элита НАТО, хоть и на пенсии, а значит им не нужны никакие инструкторы. Они сами всех всему научат!

     Научат-то научат, но груз у туристов оказался чрезмерным для заказанных лошадей, пришлось долго утрясать финансовые вопросы. Бывалые австрийцы были уверены в том, что опыта им и без указаний гидов достаточно, и, как мы ни убеждали их упаковать вещи в баулы так, чтоб из них не торчали ледорубы, некоторые поленились убирать их внутрь, о чём впоследствии сильно пожалели.

    Дорога шла по цветущим сенокосным лугам во всю ширь – и ни одного человека ни по пути, ни навстречу. Первый перевал высотой всего четыреста метров австрийцы одолели без особого труда, хотя уже и без шуток и разговоров. На седле перевала устроили отдых, а заодно по алтайско-шаманскому обычаю повязали ленточки на ветки деревьев, чтоб поздороваться с духами гор и попросить у них удачи в пути.
 
    И тут нас догнал и обогнал караван грузовых лошадей с нашим снаряжением. Коноводы-алтайцы сидели верхом на конях и вели в поводу каждый ещё по три грузовых коня. Кавалькада из нескольких десятков коней смотрелась очень внушительно. Особенный колорит создавали раскосые наездники с кожаными суминами по бокам коней. Они не остановились на отдых и скрылись из глаз на спуске с перевала в тайге.

    Но вот когда началась настоящая сибирская тайга, австрийцы, избалованные альпийскими тропами, несколько растерялись. Время от времени они спрашивали нас, правильно ли мы идём, не заблудились ли, не может же тропа быть так завалена стволами деревьев, камнями от оползней и моренами! Но больше всего их интересовало, как здесь может пройти наш обоз. И они это увидели.

    В середине дня мы остановились на привал и перекус. Развели костёр, заварили чай, разложили бутерброды, орехи, печенье и шоколад. И тут нас догнал караван лошадей. Вереница коней извивалась на узкой тропе, продираясь между близко стоящими деревьями и огромными валунами. На глазах у всей группы в узком месте они с трудом протискивались между камней, застревали баулами и под крики коноводов с силой прорывались дальше. Гладкие баулы легко проскальзывали, но торчащие из некоторых ледорубы зацеплялись за камень, и кони, судорожно вырываясь из западни, с треском рвали баулы.

    Австрийцы молча наблюдали за порчей дорогостоящего снаряжения. Возмущаться они не могли: их предупреждали многократно при сборах.  Признаюсь, мы почувствовали нечто вроде злорадного чувства мести.

    Дальше путь становился тяжелее, группа растянулась так, что авангард спецназовцев уже помылся в бане и поужинал, когда почти в сумерках из последних сил остатки группы подходили к Ак-Кему. Видимо, жизнь пенсионеров в излишествах еды и пива не лучшим образом сказалась на их спортивной форме. Но как ни устали – спать никто не пошёл.

    После ужина, больше похожего на полноценный обед, все собрались в большом аиле - национальной избе-юрте алтайцев, сделанной из брёвен. По форме это шестигранник на земляном полу с непременным кострищем в середине. Вдоль всех стен по кругу расположены лавки, на которых даже такая большая группа, как наша, может разместиться вокруг костра. Вход в аил через низкую дверь заставляет каждого гостя низко поклониться в знак уважения хозяевам и духам дома.

    Австрийцы расположились в аиле вокруг костра и зазвучали настоящие тирольские мелодии. По условиям контракта мы были обязаны обеспечить группу пивом в неограниченных количествах, но доставка на Ак-Кем возможна только лошадями или вертолётом, раз или два в сезон снабжающим метеостанцию и МЧС, расположенную на озере, в километре от нас.

    Однако мы не ожидали такой натренированности австрийского спецназа на пенсии в потреблении любимого национального напитка! Такого количества мы не смогли бы обеспечить при всём нашем желании, но ведь русские всегда найдут выход в безвыходной ситуации.
    Мы приготовили алкогольный напиток из мёда, настоя местных трав и спирта, по крепости чуть больше пива, и рассказали, что это местный национальный напиток алтайцев.

    На самом деле алтайцы никогда не употребляли спиртного, а те, кто в наше время начинает пить, становятся алкоголиками. Как и у большинства азиатов, в их организме нет фермента, расщепляющего алкоголь.
 
    Наш напиток произвёл настоящий фурор. За вечер были выпиты почти все запасы, которые мы планировали на несколько дней. Хорошо, что мы могли легко восполнять их на кухне в ночное время.
   
    Ваня и я стояли  на разливе с черпаками и с удовольствием помогали в уничтожении напитка. Под его влиянием мы вскоре освоили сложные тирольские рулады и мелодии, подражая хору австрийцев.
    После тяжелого дневного перехода баня, вкусная еда и «национальные» напитки под песни полностью восстановили силы ветеранов, но, как оказалось утром, не у всех.

                ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Рецензии