Мои труды около самолётов, 3

   Наш завод начал существование с того момента, как приехавший в г. Павлово высокий чин из Москвы, посодействовал отобрать, для более важных нужд страны, у инструментального завода, понравившуюся ему территорию на которую тот собрался переезжать.

   Архипов С.В, в 16 лет в войну пришёл на завод и работал на сборке воздушных винтов фиксированного шага, с деревянными лопастями. На лопастях была надпись «Гамильтон – стандарт». Уже, будучи потом замом и начальником СКО, он непременно при разговоре на совещании или где-то ещё, когда произносилось, что надо качественно делать что-то, вставлял свою любимую присказку «Гамильтон-стандарт».

Конечно, фиксированный шаг винта ограничивал лётчику полнее использовать возможности двигателя.

И вот очевидец, то ли искавший в шкафу в кабинете Генерального конструктора
ТУПОЛЕВА А.Н. книгу, то ли рассматривавший чертёж вдали, ставший свидетелем, рассказал такой случившийся диалог.

В кабинет зашёл Главный конструктор воздушных винтов Петров. Туполев спросил:
- Что у тебя?
- Андрей Николаевич, мы подготовили изменение конструкции винта – будет винт изменяемого шага (ВИШ); разрешите поставить на приборную доску летчика кнопку.

- Можешь поставить эту кнопку себе в жопу!

   А Петров был интеллигентный очень человек.
Туполев чаще был чисто по мужски конкретен, вместо длинных объяснений «намёками».

Петров застыл как изваяние, не может сдвинуться с места.

   Туполев, уткнувшись в чертежи на столе, боковым зрением «чует», что Петров не ушёл, поднимает голову и „конкретно" объясняет:
-Вас у меня 40 человек (Главных конструкторов имеется в виду), и если каждый из Вас будет ставить лётчику на панель кнопку...
Вон из кабинета.

Петров выходит.
Пришлось конструкцию доработать до «АВ», то есть автоматический - винт изменяемого шага, без усложнения жизни лётчика дополнительной кнопкой.

-   А ещё позднее лопасти стали изготовляться из лёгкого алюминиевого сплава, заменившего дерево.
Важно отразить технологическую особенность – шлифовать лопасть можно только вдоль пера лопасти, Поперечные риски – это концентратор напряжений и вероятная катастрофа.

В следующем эпизоде будет показано как сиё бывало на практике.

Запорожье
Двигателестроительный завод СИЧ.

Получаем телеграмму из г. Запорожья.

Там ЧП – обрыв лопасти винта АВ-68 при стендовых испытаниях двигателя.

   Дело серьёзное. Нам предъявляется компенсировать нанесённый материальный ущерб более 100 тысяч рублей.
   
   Выезжаем туда командой в 4 человека: со мной здесь зам. гл. металлурга Л.Важнов, представитель заказчика А.Суряев и ведущий конструктор из г.Ступино Николай Просецкий (от разработчика воздушных винтов).

   Осматриваем место происшествия. Лопасть, оторвавшись, пробила часть стены, крышу и улетела. Двигатель, сорвавшись с места крепления, лежит на боку.
Слава Богу, никого не убило и не задавило.
Двигатель проходил очередные серийные испытании в зачёт подтверждения качества за очередной календарный период.
   
   Организована комиссия и начинается исследование.

   Оказалось.
В цехе проводились у потолка сварочные работы.
Лопасти находились как раз под этим местом. Из падавших капель металла при сварке, одна горячая струйка так "удачно" попала на лопасть, что проплавила поперечную небольшую бороздку, которая и дала начало трещины.
Бороздка была расшлифована и закрашена под цвет лопасти соответствующей эмалью.

   Эмаль сняли, она не соответствовала нашей, заводской. Анодированный слой в бороздке отсутствовал (лопасть перед окраской полностью анодируется).

   Манипуляция по сокрытию дефекта раскрыта, запорожцы вынуждены признаться, что нагрешили и компенсации не будет.

-  Очень интересный момент. Как люди идут на такое чреватое чем угодно дело?

-   Психологи должны подсказать рецепт лечения!
Можно только предположить, что, что-то неладное в системе ответственности виновника за такие действия.
Неправильно, например, когда какому-то имярек грозит в этом случае тяжеленное.
Здесь вот сварщику, например. Да он до конца жизни не выплатит этих 100 тысяч!

То есть сумма должна лечь минусом в прибыли завода! Чтобы у людей не было смысла скрывать дефект.
Допустивший брак, должен поощряться за то, что дефект не сокрыт и не приведёт к катастрофе при эксплуатации,


Рецензии
Интересные вещи. Если бы вы Вы написали серию рассказов с подробными воспоминаниями о Вашем бесценном (именно так) опыте работы в авиационной промышленности, то, думаю, эти рассказы нашли бы своего читателя.

Юрий Полетухин   13.08.2025 17:57     Заявить о нарушении
Надо подумать и предпринять меры.

Василий Рябов Слабов   18.08.2025 06:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.