Мои труды около самолётов, 3
Архипов С.В, в 16 лет в войну пришёл на завод и работал на сборке воздушных винтов фиксированного шага, с деревянными лопастями. На лопастях была надпись «Гамильтон – стандарт». Уже, будучи потом замом и начальником СКО, он непременно при разговоре на совещании или где-то ещё, когда произносилось, что надо качественно делать что-то, вставлял свою любимую присказку «Гамильтон-стандарт».
Конечно, фиксированный шаг винта ограничивал лётчику полнее использовать возможности двигателя.
И вот очевидец, то ли искавший в шкафу в кабинете Генерального конструктора
ТУПОЛЕВА А.Н. книгу, то ли рассматривавший чертёж вдали, ставший свидетелем, рассказал такой случившийся диалог.
В кабинет зашёл Главный конструктор воздушных винтов Петров. Туполев спросил:
- Что у тебя?
- Андрей Николаевич, мы подготовили изменение конструкции винта – будет винт изменяемого шага (ВИШ); разрешите поставить на приборную доску летчика кнопку.
- Можешь поставить эту кнопку себе в жопу!
А Петров был интеллигентный очень человек.
Туполев чаще был чисто по мужски конкретен, вместо длинных объяснений «намёками».
Петров застыл как изваяние, не может сдвинуться с места.
Туполев, уткнувшись в чертежи на столе, боковым зрением «чует», что Петров не ушёл, поднимает голову и „конкретно" объясняет:
-Вас у меня 40 человек (Главных конструкторов имеется в виду), и если каждый из Вас будет ставить лётчику на панель кнопку...
Вон из кабинета.
Петров выходит.
Пришлось конструкцию доработать до «АВ», то есть автоматический - винт изменяемого шага, без усложнения жизни лётчика дополнительной кнопкой.
- А ещё позднее лопасти стали изготовляться из лёгкого алюминиевого сплава, заменившего дерево.
Важно отразить технологическую особенность – шлифовать лопасть можно только вдоль пера лопасти, Поперечные риски – это концентратор напряжений и вероятная катастрофа.
В следующем эпизоде будет показано как сиё бывало на практике.
Запорожье
Двигателестроительный завод СИЧ.
Получаем телеграмму из г. Запорожья.
Там ЧП – обрыв лопасти винта АВ-68 при стендовых испытаниях двигателя.
Дело серьёзное. Нам предъявляется компенсировать нанесённый материальный ущерб более 100 тысяч рублей.
Выезжаем туда командой в 4 человека: со мной здесь зам. гл. металлурга Л.Важнов, представитель заказчика А.Суряев и ведущий конструктор из г.Ступино Николай Просецкий (от разработчика воздушных винтов).
Осматриваем место происшествия. Лопасть, оторвавшись, пробила часть стены, крышу и улетела. Двигатель, сорвавшись с места крепления, лежит на боку.
Слава Богу, никого не убило и не задавило.
Двигатель проходил очередные серийные испытании в зачёт подтверждения качества за очередной календарный период.
Организована комиссия и начинается исследование.
Оказалось.
В цехе проводились у потолка сварочные работы.
Лопасти находились как раз под этим местом. Из падавших капель металла при сварке, одна горячая струйка так "удачно" попала на лопасть, что проплавила поперечную небольшую бороздку, которая и дала начало трещины.
Бороздка была расшлифована и закрашена под цвет лопасти соответствующей эмалью.
Эмаль сняли, она не соответствовала нашей, заводской. Анодированный слой в бороздке отсутствовал (лопасть перед окраской полностью анодируется).
Манипуляция по сокрытию дефекта раскрыта, запорожцы вынуждены признаться, что нагрешили и компенсации не будет.
- Очень интересный момент. Как люди идут на такое чреватое чем угодно дело?
- Психологи должны подсказать рецепт лечения!
Можно только предположить, что, что-то неладное в системе ответственности виновника за такие действия.
Неправильно, например, когда какому-то имярек грозит в этом случае тяжеленное.
Здесь вот сварщику, например. Да он до конца жизни не выплатит этих 100 тысяч!
То есть сумма должна лечь минусом в прибыли завода! Чтобы у людей не было смысла скрывать дефект.
Допустивший брак, должен поощряться за то, что дефект не сокрыт и не приведёт к катастрофе при эксплуатации,
Свидетельство о публикации №223061601127
Юрий Полетухин 13.08.2025 17:57 Заявить о нарушении