Мои труды около самолётов, 3

   Наш завод начал существование с того момента, как приехавший в г. Павлово высокий чин из Москвы, посодействовал отобрать, для более важных нужд страны, у инструментального завода, понравившуюся ему территорию на которую тот собрался переезжать.

   Архипов С.В, в 16 лет в войну пришёл на завод и работал на сборке воздушных винтов фиксированного шага, с деревянными лопастями. На лопастях была надпись «Гамильтон – стандарт». Уже, будучи потом замом и начальником СКО, он непременно при разговоре на совещании или где-то ещё, когда произносилось, что надо качественно делать что-то, вставлял свою любимую присказку «Гамильтон-стандарт».

Конечно, фиксированный шаг винта ограничивал лётчику полнее использовать возможности двигателя.

И вот очевидец, то ли искавший в шкафу в кабинете Генерального конструктора
ТУПОЛЕВА А.Н. книгу, то ли рассматривавший чертёж вдали, ставший свидетелем, рассказал такой случившийся диалог.

В кабинет зашёл Главный конструктор воздушных винтов Петров. Туполев спросил:
- Что у тебя?
- Андрей Николаевич, мы подготовили изменение конструкции винта – будет винт изменяемого шага (ВИШ); разрешите поставить на приборную доску летчика кнопку.

- Можешь поставить эту кнопку себе в жопу!

   А Петров был интеллигентный очень человек.
Туполев чаще был чисто по мужски конкретен, вместо длинных объяснений «намёками».

Петров застыл как изваяние, не может сдвинуться с места.

   Туполев, уткнувшись в чертежи на столе, боковым зрением «чует», что Петров не ушёл, поднимает голову и „конкретно" объясняет:
-Вас у меня 40 человек (Главных конструкторов имеется в виду), и если каждый из Вас будет ставить лётчику на панель кнопку...
Вон из кабинета.

Петров выходит.
Пришлось конструкцию доработать до «АВ», то есть автоматический - винт изменяемого шага, без усложнения жизни лётчика дополнительной кнопкой.

-   А ещё позднее лопасти стали изготовляться из лёгкого алюминиевого сплава, заменившего дерево.
Важно отразить технологическую особенность – шлифовать лопасть можно только вдоль пера лопасти, Поперечные риски – это концентратор напряжений и вероятная катастрофа.

В следующем эпизоде будет показано как сиё бывало на практике.

Запорожье
Двигателестроительный завод СИЧ.

Получаем телеграмму из г. Запорожья.

Там ЧП – обрыв лопасти винта АВ-68 при стендовых испытаниях двигателя.

   Дело серьёзное. Нам предъявляется компенсировать нанесённый материальный ущерб более 100 тысяч рублей.
   
   Выезжаем туда командой в 4 человека: со мной здесь зам. гл. металлурга Л.Важнов, представитель заказчика А.Суряев и ведущий конструктор из г.Ступино Николай Просецкий (от разработчика воздушных винтов).

   Осматриваем место происшествия. Лопасть, оторвавшись, пробила часть стены, крышу и улетела. Двигатель, сорвавшись с места крепления, лежит на боку.
Слава Богу, никого не убило и не задавило.
Двигатель проходил очередные серийные испытании в зачёт подтверждения качества за очередной календарный период.
   
   Организована комиссия и начинается исследование.

   Оказалось.
В цехе проводились у потолка сварочные работы.
Лопасти находились как раз под этим местом. Из падавших капель металла при сварке, одна горячая струйка так "удачно" попала на лопасть, что проплавила поперечную небольшую бороздку, которая и дала начало трещины.
Бороздка была расшлифована и закрашена под цвет лопасти соответствующей эмалью.

   Эмаль сняли, она не соответствовала нашей, заводской. Анодированный слой в бороздке отсутствовал (лопасть перед окраской полностью анодируется).

   Манипуляция по сокрытию дефекта раскрыта, запорожцы вынуждены признаться, что нагрешили и компенсации не будет.

-  Очень интересный момент. Как люди идут на такое чреватое чем угодно дело?

-   Психологи должны подсказать рецепт лечения!
Можно только предположить, что, что-то неладное в системе ответственности виновника за такие действия.
Неправильно, например, когда какому-то имярек грозит в этом случае тяжеленное.
Здесь вот сварщику, например. Да он до конца жизни не выплатит этих 100 тысяч!

То есть сумма должна лечь минусом в прибыли завода! Чтобы у людей не было смысла скрывать дефект.
Допустивший брак, должен поощряться за то, что дефект не сокрыт и не приведёт к катастрофе при эксплуатации,


Рецензии
А что же ничего о катастрофе в Баренцовом море
АН-22, летевшего в Чили? Причина доказана: винт
разрушился, вибрация, повреждения разрушили с-т.
Маляр при покраске делал риску на законцовке, для
"красивой" и точной границы между "синим и жёлтым".
Ребята, склонные к изобретательности в авиации опасны.
Почитал, интересно!

Валерий Слюньков   18.07.2024 23:53     Заявить о нарушении
Я не в курсе этого случая, да и вибрация здесь была не от рисочки между синим и жёлтым кончиком. Для отрыва кончика слишком мала центробежная сила массы кончика. это лапша на уши обывателю.

На АН-22 у винтов АВ-68Д сер.06А лопасти не с накладками электрической противообледенительной системы, как на АВ-68И сер.04А, а с канавкой вдоль передней кромки , по которой подаётся спирт.

А лётчики экономили спирт себе и его подачу не включали. Вот тебе и ведро спирта на выпивки.
И сильная наледь на лопастях с вибрацией разрушительной для самолёта, попавшего в зону обледенения.

Василий Рябов Слабов   19.07.2024 04:58   Заявить о нарушении
Риска по дюралю пера на границе окраски доказанная
причина разрушения винта. Это самое напряжённое
места лопасти, так как на законцовке, где самая
высокая нагрузка. Но не спорю. Это из того обзора,
что нам на ЛИС еженедельно доводили по случаем в
авиации. А пилотяги, думаю, не самоубийцы. Спирта
в ВТА без такой экономии хватает. Но Вам виднее...

Валерий Слюньков   19.07.2024 12:19   Заявить о нарушении
Нет, не хватает. Кто это его из начальства даст просто так!
А дураков не планируют, они сами родятся.

Василий Рябов Слабов   19.07.2024 12:28   Заявить о нарушении
Василий, не был вхож к Туполеву и прочим, но много
лет был в составе бригады, оправлявших машины в полёт.
Видел, как по команде командира, под шуточные упрёки, заливался
из канистр спирт-антиобледенитель, если экипаж знал, что
по маршруту есть предпосылки для его применения. Летевшие по
маршруту над Северами, знали что это такое и. уверен, не экономили.
Спирт на самолётах ВТА был есть и будет всегда. И те, кого сильно
он волновал, летали недолго, списывались. А ребята, не
таких серьёзных машинах как АН-22, уверен, были нормальные,
и закон им "был писан". Не надо так лёгонько по их памяти. Нехорошо -с...

Валерий Слюньков   19.07.2024 12:53   Заявить о нарушении
Ладно, пусть будет так.
А на Ан-22 дело куда серьёзнее, тем более на Мрии.
К слову.
Мне показали в своё время в Киеве Мрию. И вот предо мной открытая платформа и смотрю вдоль - по правому и левому бортам диаметром метра полтора вдоль всего фюзеляжа - связки проводов! Мама родная, как это всё оччччень серьёзно.

Василий Рябов Слабов   19.07.2024 13:31   Заявить о нарушении
Был на "Антонов" в Святошино в момент, когда ещё только
в огромном корпусе стоял деревянный макет машины. А "Антей"
разве мал? Стоишь на верху рампы и вниз как эскалатор
метро. Обтекатели шасси по размеру с ф-яж АН-24. А провода...
в своё время удивлялся, что на ИЛ-28 их около...25 километров.
Про "Мрию" и говорить не приходиться.

Валерий Слюньков   19.07.2024 14:51   Заявить о нарушении