Истории мальтийского дома. Часть 2

В первой части своего рассказа я писала о том, как мы прошли первый этаж дома, но, как оказалось, помимо него, нам предстояло увидеть много всего интересного и интригующего.

То ли потому, что мой собеседник при обращении ко мне постоянно употреблял слово «доктор», то ли по причине моего громкого восхищения и неподдельного интереса, хозяева как-то по-особенному тепло отнеслись к нашему стремлению увидеть и узнать побольше. Так мы попали в ту часть Дома, которую обычно никому не показывают.

Речь идёт о подвале, который я бы скорее назвала подземельем. С рыцарских времён на Мальте остались громадные подвалы, служившие в своё время и мастерскими, и погребами, и складами. В них обязательно были колодцы для сбора дождевой воды, продуктовые запасы, а главное – самые разные станки и приспособления. Всё это (за исключением продуктов, конечно) дошло до наших дней и даже находится в рабочем состоянии. Самые разные помещения соединялись глубокими подземными ходами с многочисленными ответвлениями. Нам показали замурованную стену.

- Это вход в ещё более глубокое подземелье. Мы закрыли его. Последний раз его открывали во время Второй мировой войны, когда от бомбёжек здесь скрывалось население всего района. Здесь очень большие подземные площади, так что наши дом смог принять всех соседей.

Я и до этого была в нескольких мальтийских домах, под которыми располагаются собственные катакомбы. Меня всегда поражала как глубина и прочность этих сооружений, так и леденящая сырость, царящая там. Трудно представить, что люди, в том числе и старики, и маленькие дети, были вынуждены жить в них, выбираясь на поверхность лишь в часы редких затиший.

Мы стали подниматься с подземного этажа и продолжили экскурсию по дому. Библиотека со старыми фолиантами и теми самыми домовыми книгами, бережно хранящими более пяти веков тайну пропавшего буфета. Несколько маленьких комнат первого этажа, которые при полном отсутствии дневного света (окон же нет) прекрасно освещались старинными люстрами, самых причудливых форм.

Второй этаж. Музыкальный салон с антикварными инструментами – на одном из них мне даже позволили сыграть. Спальня с резной кроватью и вольтеровским креслом, картинная галерея с портретами прежних обитателей дома. Столовая с килограммами серебряной посуды и тончайшего фарфора. А между ними – небольшие проходные пространства, где в понятном только хозяевам порядке выстроились китайские вазы, французские и испанские безделушки, восточные сосуды для духов, настенные и напольные часы, канделябры, статуэтки и масса разных вещей, предназначение которых являло собой ещё большую тайну, чем они сами.

Больше всего меня поразила сохранность уникальных предметов быта. Я даже не выдержала и спросила: а что, этим никто не пользовался? Ответ не заставил себя ждать:
- Ну, почему же. Вещи должны служить людям, но вы же понимаете, это Дом с традициями. На каждое семейное торжество, на каждый официальный обед или приём всегда полагалась особая посуда, и чтобы она обязательно сочеталась с приборами, цветом скатерти и составленных букетов, которые, в свою очередь, зависят от повода собрания, количества и состава приглашённых.

Дааа, непростая, оказывается, эта наука принимать гостей в таком доме. Тут знающий помощник нужен: не ровен час перепутаешь, и получится, что твой ляпсус, допущенный на Рождество, будут обсуждать до Пасхи. Тут мой взгляд упал на коллекцию столовых приборов запредельной красоты.
- А эти приборы? Неужели они тоже использовались?
- Лично я помню подобное лишь один раз – на День рождения Хозяина, но это было довольно давно.
От обилия всего этого великолепия просто голова шла кругом. Иначе, как «культурный шок», свои ощущения я описать не могу. Но даже в этом состоянии глаз быстро выцепил витрину с детской игрушечной посудой. Маленькие чайные, кофейные, обеденные сервизики, которыми играли поколения и поколения девочек этой семьи, наливая в малюсенькие чашки чай и кини для кукол. Как же в далёком детстве мне хотелось иметь хоть что-то подобное.

Переходя из помещения в помещение, я почему-то постоянно возвращалась в мыслях к одному и тому же вопросу: наверное, сложно жить в таком доме, ощущая себя какой-то малозначительной частью его громадной истории, полной загадок и тайн. В очередной раз прокручивая в голове этот тезис, я как-то незаметно для себя стала понимать хозяев, затеявших своего рода революцию, так сказать, отречение от старого мира.

Вот пока и всё. Хотя – не совсем. Мы договорились созвониться по поводу изучения домовых книг.


Рецензии