Керосин авиационный

     Впервые познакомился я с авиационным керосином только на аэродроме, когда мы начали летать на Л-29 на первом курсе училища. С удивлением увидел, что керосин этот прозрачный, а не желтоватого цвета, как я привык с детства видеть керосин, что мы дома заливали в примус или керогаз.
 
     При дальнейшей службе тема керосина авиационного всегда присутствовала. Хочется сразу отметить, что проблемы нехватки или отсутствия керосина для полётов, никогда не было и в помине. Об этом даже не задумывались. Даже как-то слышал рассуждения одного нашего лётчика, который успел до лётного училища поработать на нефтяных промыслах. Он говорил о том, что когда работал на промысле, то удивлялся, - куда идёт эта нефть, прорву которой добывали на промыслах. А когда стал летать, то задавался вопросом, - откуда берётся этот керосин, который мы сжигаем тоннами.

     Количество ГСМ в добрые советские времена казалось неиссякаемым, что и было недалеко от истины. На Чукотке в 80-х, в Угольных Копях, например, была военная база ГСМ, куда раз в год в навигацию завозили новые запасы бензина, солярки, авиационного керосина. Так вот, когда приходил танкер с новыми запасами, а некоторую часть ГСМ некуда было закачивать, поскольку ещё оставались старые запасы, то эти «старые» запасы просто сливали в тундру, чтобы залить «новые»…

     На аэродроме керосин расходовали не только самолёты, так же топили бани, периодически небольшие аэродромные котельные. В Гудауте, например, через авиагородок проходил трубопровод, по которому качали керосин с ЖД станции на аэродром. Так жители, что жили в отдельных домиках, ослабляли хомута трубопровода, набирали керосин и топили домашние печки. Нехватки керосина никто не ощущал.

     Авиационный керосин был ещё и лекарством. Я сам брал на ГСМ чистый керосин, пока в него не добавили жидкость «И», - была такая добавка в керосин. Жена моя лечила детей от простуды, смазывала керосином горло, делала компрессы, это было нормой.

     Ещё была одна чисто авиационная особенность керосина. Я долго не мог понять, почему на любом чужом аэродроме при перелётах местные аэродромные собаки принимают меня за своего и весело помахивают хвостами. Оказывается, все лётчики и техники «пропитаны» одинаковым запахом сгоревшего керосина из самолётных сопел, коим наполнена аэродромная атмосфера.

- на фото: - однокурсник Гена Тихонов заправляет керосином Л-29.

- фото автора.

08.06.2023 – Севастополь.


Рецензии