Могила Густава Эрикссона. Гл. 12. Вот тебе, бабушк

ГЛАВА  12.  ВОТ  ТЕБЕ,  БАБУШКА,  И  ЮРЬЕВ  ДЕНЬ.

        Без пятнадцати час я вышел из «Красных ворот» и по Садовой-Спасской дошёл до проходной Министерства сельского хозяйства, где на меня уже был выписан пропуск. Я поднялся на четвёртый этаж и ровно в час зашёл в кабинет Сергея. Хозяин кабинета радушно меня поприветствовал, а я от удивления чуть не остолбенел на пороге. На вид Сергею было лет 58. Он как две капли воды был похож на Василия Ланового в этом возрасте. Нечто среднее между английским лордом и поручиком Ширвинским. Дорогой и элегантный строгий костюм. Очень молодые и весёлые, если не сказать озорные, глаза. Бывает же такое сходство! Хорошо построенная литературная речь с правильной и несколько актёрской акцентировкой. Дружелюбные манеры. И по всему видно, что человек вполне состоятельный. Отличный потенциальный клиент.
        После положенного для начала обмена любезностями я спросил:
        - Так Вам нужен человек, хорошо знающий Кашин с точки зрения краеведения?
        - Точно так.
        И я начал рассказывать Сергею о городе Кашин. А надо тебе сказать, любезный мой читатель, когда я пытаюсь охмурить своих потенциальных клиентов и потом провожу для них экскурсионную программу, я меньше всего похож на бывшего подпола, чудовищно изуродованного профессиональной деформацией. Какой там трёхэтажный мат, какая там феня, - и близко нет. Кажется, что перед тобой профессор истории или искусствоведения, который к тому же прекрасно умеет витийствовать. Если уж вспоминать Ланового, то просто «Обнял меня. Облобызал троекратно. И прослезился…» Деньги мне были нужны позарез, поэтому я с самого начала вышел на полную запроектированную мощность.
        Сергей слушал меня, вежливо улыбаясь. Но, видимо, человек он был до крайности берегущий своё время. И минут через шесть он прервал мой высокий полёт мысли:
        - Простите, Юрий, всё это очень интересно. Но сам город Кашин меня совершенно не интересует.
        Опаньки! К такому повороту событий я был явно не готов.
        - А что же тогда Вас интересует? – озадаченно спросил я.
        - Скажите, что Вы знаете о Густаве Эрикссоне?
        Ура! События развиваются в правильном и нужном мне русле. Я опять примерил на себя образ профессора истории Санкт-Петербургского университета, и меня понесло… Я во всех подробностях описал двойнику Ланового борьбу за трон, развернувшуюся в семействе Ваза, рассказал о юности принца Густава, его занятиях алхимией и уже хотел переходить к источникам, однозначно утверждавшим, что то ли в Вильно, то ли Браунсберге шведский принц сумел получить тот самый философский камень… Но тут Сергей меня опять прервал:
        - К сожалению, у нас не так много времени. Я восхищён Вашим знанием темы. Однако, позвольте перевести наш разговор в практическую плоскость. Вы уверены, что Густав Эрикссон похоронен именно в Кашине?
        - А почему у Вас возникают сомнения?
        - Были в последнее время некоторые публикации о Калуге…
        - Это когда в 13-м году рядом с церковью Рождества Богородицы в Никитской слободе обнаружили захоронение рыцаря в доспехах?
        Сергей посмотрел на меня с нескрываемым удивлением:
        - А Вы владеете материалом! Ну и что Вы скажете об этой находке?
        - Совершенно неизвестно, кто был похоронен у Никитской церкви, но я готов Вам доказать, что это точно не Густав Эрикссон.
        - Докажите.
        - Первое и главное. Захоронение ничем не датируется, кроме доспехов. Они сохранились плохо. Но специалисты уверенно заявляют, что кираса была изготовлена в первой половине XVI века. Кирасы современные жизни принца категорически от неё отличаются, у них ребра жёсткости нет.
        - Это ещё ничего не доказывает.
        - Второе и немаловажное. Густав был человеком науки, а не войны. На всех известных прижизненных изображениях он в партикулярном платье. С чего бы вдруг его хоронить в латах?
        - Ну принц всё же. Пока что Вы меня не убедили.
        - Третье. Будучи с 1599 по 1601 год удельным Калужским князем, Густав в Калуге никогда не был. Въезжал он в Московию в августе 1599 года через Себеж и Новгород, а потом безвыездно до 1601 года куролесил в Москве. Во всяком случае ни один источник не упоминает, что он в это время путешествовал по России.
        - Согласен. Но источники вообще много чего не упоминают. Дальше?
        - А вот Вам аргумент, который не бьётся. Когда у нас принц умер в Кашине? – мне решительно нравился наш разговор, по всему было видно, что Сергей тоже в теме.
        - По сообщениям Конрада Буссова, а у нас нет никаких оснований ему не доверять, 22 февраля 1607 года. И есть записки пастора Мартина Бера из Нойштадта-на-Орле о том, что он сам погребал принца у Дмитровского монастыря в Кашине и получил за сие 20 рублей в награду от Василия Шуйского.
        - Так точно, Сергей, Вы совершенно правы! А теперь давайте вспомним, что в это время происходило в Калуге. С декабря 1606 года по конец мая 1607 года царские войска под командованием князей Фёдора Ивановича Мстиславского и Михаила Васильевича Скопина-Шуйского осаждали в Калуге повстанческие войска Ивана Болотникова. И всё это время бои шли ожесточённые и упорные. Так что Густав Эрикссон никак не мог быть похоронен в Калуге. А похоронен он в Кашине, и это подтверждается сразу несколькими источниками, вполне заслуживающими доверия.
        - Молодец, Юрий! Я всё ждал, когда же Вы мне расскажете об осаде Калуги. Вот теперь Вы меня полностью убедили.
        Честно говоря, я был восхищён собеседником. Впервые я встретил клиента, который был бы так глубоко в теме и так владел предметом. Интересно, зачем тогда ему гид?
        Сергей же продолжал меня экзаменовать:
        - А скажите-ка, дружище, что нам известно о конкретном месте захоронения принца Густава в Кашине?
        - Не так уж мало. Здесь мы можем опираться на три вполне надёжных источника: на хронику Конрада Буссова, на записки пастора Мартина Бера и на письма посланника шведского короля Карла IX Петра Перссона де Ерлезунд. И все трое указывают, что могила находится в берёзовой роще между Дмитровским монастырём и рекой Кашинкой.
        - Саша мне сказал, что Вы знаете Кашин, как свои пять пальцев. Я, конечно, понимаю, что за четыреста лет многое изменилось. И всё же, что эта берёзовая роща представляет из себя сейчас?
        Ох, как плохо врать! С другой стороны, как хорошо изучать карты мест, куда предстоит поехать. И я ответил без запинки:
        - Не слишком пологий склон между руинами Страстной церкви и Троицкого собора и рекой Кашинкой. Сейчас эта территория ограничена улицами Инны Константиновой, Социалистической и Красной улицей. Этакий прямоугольник сто на сто метров. Растут там всякие деревья, не только берёзы. По логике вещей, могила была расположена на вершине холма, то есть как раз между руинами церквей, скорей всего ближе к руинам собора Страстной иконы Божией Матери.
        - А как Вы думаете, Юр, в советское время или уже в наше никому не приходило в голову обустроить в этом лесном массивчике что-то вроде парка?
        Как же здорово, что я люблю изучать карты! Всякие спортивные и детские площадки на карте Кашина аккуратно помечены. А рядом с руинами Дмитровского монастыря никаких значков нет.
        - То есть, Серёж, Вы хотите сказать, а не перемешали ли там культурный слой, если парк устраивали?
        - Вот именно!
        - Могу точно сказать, никакого благоустройства, по крайней мере последние сто лет, там не проводили.
        Я смотрел на мистера Сельхоза с удивлением – неужели ему действительно так важно, рылся кто-нибудь на этом склоне или нет? Похоже, важно, да ещё как.
        - Это, дружище, для нас самое главное. Смотрите, что у нас получается. Мы имеем участок площадью около гектара. Но если Вы говорите, что по логике могила была расположена на вершине пригорка, это ещё сужает круг наших поисков.
        Я решил, что рыба полностью проглотила наживку, и пора подсекать:
        - Ну, так и поехали в Кашин искать могилу Густава Эрикссона!
        - Да я бы с удовольствием, дружище, поехал с Вами, но, к сожалению, не могу. Дела, дела, будь они неладны… Так что в Кашин Вы поедете один.
        Последняя фраза была сказана совсем другим тоном, чем всё предыдущее. Это был приказ, не подразумевающий обсуждения. Я перестал понимать происходящее:
        - Как один?
        Я полагал, что рыба попалась на крючок. Сергей тоже, видно, решил перейти к конкретике:
        - Вы поедете в Кашин один. Там Вы попытаетесь установить с максимально возможной точностью, где именно в этой берёзовой роще была расположена могила принца Густава. Допустимый зазор – плюс-минус два метра. Но не более того. Саша мне рассказывал, что Вы человек порядочный и отвечающий за свои слова. Это так?
        Я реально был сбит с толка происходящим, поэтому ответил машинально:
        - Да, за свои слова я всегда отвечаю.
        - Прекрасно! Я в этом и не сомневался. Поэтому убедительно Вас прошу, если действительное местонахождение могилы нельзя будет определить, - не надо мне рассказывать, что она находилась вот там. Договорились?
        - Ну что ж, договорились, - ситуация представлялась мне всё более и более странной.
        - Когда Вы вернётесь из Кашина, начертите мне план того места. Техническое исполнение меня совершенно не волнует. Главное, чтобы было побольше ориентиров, точное направление по компасу и точно измеренное расстояние. Два ориентира, руины одной церкви и другой, - не пойдёт. Постарайтесь, чтобы привязок было как можно больше, ну хотя бы штук шесть. Тогда локализация будет точной. За всю эту работу Вы получите 250 тысяч рублей перед отъездом и 250 тысяч после возвращения. Разумеется, при условии, что Вам удастся локализовать могилу. Если это окажется невозможным, гонорар в 250 тысяч оставите себе, за остальное – не взыщите. И я ещё раз надеюсь на Вашу порядочность. Да, и вот ещё что. Когда Вы там на месте будете этим заниматься, постарайтесь не привлекать к себе внимания. Ну, как Вам такое предложение?
        Вот тебе, бабушка, и Юрьев День! Теперь мне всё стало понятно. Я-то всегда думал, что Сашка – самая занудная зануда в мире, и был убеждён: он и чувство юмора – понятия несовместимые. Давненько я в людях так не ошибался! Вон как красиво этот интеллигентик меня разыграл. Прямо Шнобелевскую ему за это! Хотя, конечно, по нашим голодным временам розыгрыш довольно-таки злой. Ладно, главное не терять чувство собственного достоинства. Я встал из-за стола:
        - Что ж, Сергей, очень приятно было с Вами познакомиться! Мы с Вами отлично поговорили об истории Смутного времени. А когда я уйду, Вы сможете от души посмеяться. Поклон от меня Саше, и передайте ему – прекрасный розыгрыш. За сим позвольте откланяться!
        - А ну-ка сядьте! Вы, стало быть, решили, что я шутки шучу. Хорошо, у меня есть аргумент, который убедит Вас в обратном.
        Сергей достал из ящика своего стола пачку пятитысячных купюр и протянул их мне:
        - Вот Ваш гонорар. Здесь 50 бумажек, можете не пересчитывать.
        Я взял деньги. Да, это были настоящие деньги, обычные пятитысячные бумажки. Машинально сунув их во внутренний карман куртки, я поймал себя на том, что по спине забегали мурашки. Всё происходящее постепенно теряло очертания реальности. Я много чего повидал в жизни, но такого не было никогда. Полляма за такое не платят. Тут явно что-то не то.
        Терпеть не могу, когда меня используют в тёмную! Давай-ка прикинем, на кой ляд нашему английскому лорду могила Густава Эрикссона. Что не из праздного научного интереса, - понятно. Слишком много платит. Да и вряд ли он представляет интересы шведского правительства, решившего увековечить память национального героя. К тому же принц Густав шведским национальным героем никак не является. Он, скорее, персонаж нашей отечественной истории, а не шведской. В любом случае, если бы это чумовое предположение имело право на жизнь, шведское правительство действовало бы по официальным каналам.
        Тогда что? Сокровища? Вот ведь неувязка! Когда Густав въехал на территорию Московии, он был нищеброд нищебродом. Его финансы настолько пели романсы, что в Новгороде его даже пришлось переодевать в присланные Годуновым одежды, чтобы он хоть как-то соответствовал статусу потенциального царского зятя. Да, во время пребывания в Москве царь Борис обеспечил ему роскошную жизнь. Но когда не выдержавшего испытания медными трубами принца сослали в Углич, там всё было уже значительно скромнее. А в Спасском монастыре в Ярославле его держали на цепи, как опасного государственного преступника. Во время его недолгого житья-бытья в Кашине обращались с ним, как с королевичем, и содержали вполне сносно. Но не о каких несметных сокровищах, которые он мог унести с собой в могилу, и речи быть не может. Так что кладоискательство у нас отпадает. Или всё-таки не отпадает?
        Густав Эрикссон был выдающимся учёным своего времени. Химиком и алхимиком. Он был настолько успешен, что своё прозвище «новый Парацельс» получил не за красивые глаза. В Угличе он только и делал четыре года, что занимался наукой. Занимался ли он своими экспериментами в Кашине? Источники об этом молчат, зато мы имеем этому мощное фактическое подтверждение. В 1606 году, прямо в разгар Смутного времени, ни с того ни с сего в Кашине начинается изготовление свинцовых белил. В городе появилась новая Поганая слобода, а местные купцы на этом деле сильно приподнялись.  Собственно, и название своё слобода получила из-за постоянного смрада, стоявшего вокруг сараев, где травили свинец уксусной кислотой. Больших затрат не требовалось: свинец отливали небольшими листами, которые сворачивали в трубки и помещали в глиняные ступки. Потом их заливали уксусом и ставили в яму под навесом, уксус разъедал свинец и превращал его в белила. На гербе уездного города Кашина три таких ступки. Причём их расположение на гербе подозрительно похоже на шведские «тре крунур». Итак, химией Густав Эрикссон в Кашине занимался, и это можно считать доказанным фактом. Но ведь не глиняную же ступку хочет найти Сергей у него в могиле?
        Химией занимался. А алхимией? Вот, пожалуй, ключ и разгадка происходящему! Есть надёжные источники, повествующие о том, что во время своего пребывания в Великом княжестве Литовском Густав преуспел в изготовлении философского камня. В алхимии это считается высшей степенью мастерства. Что мешало ему заниматься алхимией в Дмитровском монастыре? Ничего. А что, если в его могиле лежит философский камень или колба с эликсиром бессмертия?
        «Что за бред?» - скажет просвещённый читатель. – «Неужели автор верит в такие алхимические бредни, как философский камень и эликсир бессмертия?» Конечно, не верю. Но вы побеседуйте с профессиональными историками, специализирующимися на изучении европейских источников с XIV по XVII век. И они вам совершенно авторитетно объяснят: в этих источниках, особенно XVI и XVII века, алхимические прибамбасы встречаются на каждом шагу. И повествуется о них спокойно и сдержано, как о чём-то обыденном и реальном. Более того, если углубляться в эти источники, там полно событий, изложенных в стиле обычных хроник, объяснить которые отрицая существование эликсира бессмертия и философского камня невозможно.
        Это что же получается? Наш скромный начальник департамента в Министерстве сельского хозяйства охотится ни много ни мало за философским камнем? Тогда полмиллиона – это вообще не деньги. Так. А нашу милую светскую беседу имеет смысл продолжить.
        - Простите, Сергей, мою вспыльчивость. Я, безусловно, принимаю Ваше предложение. Однако, согласитесь, Ваше задание выглядит довольно-таки странно и отдаёт мистикой.
        - Соглашусь, - улыбка у Сергея была открытой и располагающей.
        - Вам Саша, наверняка, рассказывал, что я отставной сыщик?
        - Рассказывал. Я к людям Вашей бывшей профессии отношусь с уважением и симпатией.
        - Спасибо за комплимент. Тогда, наверное, Вы должны понимать, выполняя эту миссию я должен знать, что я делаю?
        Неожиданно Сергей рассмеялся:
        - А ведь признайтесь, Вы уже прикинули все возможные версии в голове и пришли к совершенно логичному выводу, что я охочусь за философским камнем.
        Умный дядька, очень умный! И симпатию вызывает и расположить к себе умеет.
        - Ну, извините, Серёж. Этот вывод напрашивается сам собой. Я тоже хочу магистерий. Или эликсир бессмертия. Ну, или на худой конец миллион долларов.
        - А Вы уверены, что Вы хотите знать, зачем выполняете это задание? Может быть, просто найдёте эту могилу и так будет спокойней? – нет, он надо мною не издевается, а вроде бы пытается от чего-то предостеречь. Интересно, от чего?
        - Нет уж, друг мой. Я, знаете ли, привык к жизни беспокойной. Ведь Вы хотите, чтобы я привёз из Кашина не фуфло, а реальный результат, даже если это будет отсутствие результата. Вот и потрудитесь мне объяснить, зачем Вам это. Только хочу предупредить. Давайте говорить в открытую. Моя бывшая работа развила во мне шестое чувство. Когда человек мне врёт очень правдоподобно и связно, я всё равно чувствую, что он врёт. Так что, могу я рассчитывать на правдивый рассказ?
        - Знаете, Юр, когда мне Саша Вас подробно рекомендовал, я уже тогда понял, что придётся объяснять смысл задачи. Не уверен, что этот правдивый рассказ Вас порадует. Да и времени займёт много. Впрочем, у меня сегодня день не напряжённый, до половины шестого я собой располагаю.
        - Ну, а я, как Вы понимаете, после получения гонорара вообще никуда не спешу. Так что – я весь внимание.
        - Да нет, просто рассказать не получится. Придётся нам с Вами выяснить суть задачи в режиме диалога. Вы готовы задать мозгам приличную работу?
        - В режиме диалога – так в режиме диалога. А пораскинуть мозгами я люблю, как говаривал профессор Плейшнер.
        - Тогда приступим?
        - Сделайте одолжение.


Рецензии
О-очень интересно...
Куда там Гарри с метёлкой...
читаю продолжение.

Ольга Андрис   12.12.2023 12:50     Заявить о нарушении
Да уж, мисс Ролинг скромно курит в сторонке. Причём курит очень обиженно: ей-то приходилось свой волшебный мир выдумывать, а у Вашего покорного слуги вся жизнь, как волшебная сказка, правда, довольно страшненькая...
Очень Вы правильно сделали, что сразу взялись, без перерыва, за 13-ю главу. Так интрига только нагнетается.

Юрий Владимирович Ершов   12.12.2023 13:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.