Глава 227. Шостакович. 1917 год

Дмитрий Дмитриевич Шостакович
Симфония №12 ре-минор «1917 год»
Оркестр Ленинградской филармонии
Евгений Мравинский (дирижер)

Sovet: Это была первая симфония Шостаковича, которую я услышал в детские годы, еще не понимая, что это. В те времена к 7 ноября по телевидению показывали мультфильмы с праздничной тематикой. Так вот, был такой мультфильм: «25-е, первый день...». И там звучало это произведение.

musikus: Если кого интересует, приведу два отрывка из писем Дмитрия Борисовича Кабалевского ко мне, где он пишет о Двенадцатой симфонии Шостаковича:

«28. 11. 1961: Я согласен со многим, что Вы об этом сочинении говорите. В частности, я даже еще более высоко склонен оценивать вторую часть — по-моему, это музыка чрезвычайной большой содержательности и глубины. Согласен с Вами, что в симфонии много и других замечательных мест. А вот в целом симфония меня все же не удовлетворила, особенно в финальной части. Мне кажется, что, если так можно выразиться, программность в некоторой степени подменила в ней подлинно музыкальную драматургию, вступив в то же время в некоторый компромисс с «обжитой» 4-х частной симфонической схемой. При всем этом Шостакович остается Шостаковичем, и все, даже неудачные его сочинения (а, может быть, я ошибаюсь, думая, что новая симфония не относится к его удачам) содержат уйму интересного…»

«18. 07. 1968: Двенадцатая симфония, по-моему, просто очень неудачное произведение. И остается лишь удивляться и огорчаться, что Ленинскую премию Шостакович получил именно за это — одно из самых слабых своих сочинений. А об «Октябре» и говорить нечего. Только тяжелым состоянием Дмитрия Дмитриевича после перенесенных болезней и, одновременно, искренним желанием откликнуться на торжество 50-летия, я могу объяснить «выход в свет» этого сочинения, которое никто и никогда не стал бы ни играть, ни слушать. Если бы на нем не стояло гипнотизирующего имени Шостаковича»

Mikhail_Kollontay: Шостаковичу все равно уважение. Дошел до состояния перезрелого Сибелиуса в Двенадцатой и Тринадцатой симфониях, но как же вывернулся дальше! Кажется ведь, что все, исписался. Но нет. А попробуй вот так вильни хвостом, сбрось груз навыков, выскочи из пробитой до ступиц колеи! Очень ценно.

Может быть, для того и болезнь ему была послана. Чтоб опомнился.


Рецензии