Глава 397. Дебюсси. Бергамасская сюита

Клод Дебюсси
Бергамасская сюита (Suite Bergamasque) для фортепиано
Жан-Эффлам Бавузе (фортепиано)

Inkognito: Есть такая музыка и такое исполнение музыки, во время слушания которых появляется внутри такое ощущение первозданности, если можно так сказать, то есть сочиненного естеством, нутром, правдой композитора, без надуманности. Это, как дышать. Может быть, это грубо у меня получается, но, надеюсь, что меня поймут правильно. Слушая, невольно возникает мысль: «вот так дышал композитор и музыка дышала в нем».

Aelina: Да, дышащее, пульсирующее, естественное, искреннее исполнение.

musikus: Наводил давеча порядок в своей фонотеке, наткнулся на диск Дебюсси и понял, что соскучился по нему, особенно оркестровому. И стал слушать. Налегал не на перлы, а на вещи относительно редко звучащие, в том числе «крайние» — ранние и поздние: «Дева-избранница», «Весна», «Игры», «Камма», «Ящик с игушками» и пр. Мало звучат и такие вещи как замечательная фантазия для фортепиано с оркестром. Или вот «Печальные жиги» и «Весенние хороводы» из «Образов», которые задавлены «Иберией» и как бы подзабыты… Потом, разохотившись, то же учинил и с Равелем. Я не буду «разбирать» их вещи, мое дело потребительское, но вот что хочется сказать: эти ребята были людьми на-редкость умиротворенными, мудро спокойными по жизни, любили природу, ее красоты и не рвали страстно на себе одежды, не истериковали как, увы, иные и прочие. Светло эти люди жили, и музыка их светла и человечна. Конечно, есть оттенки: «Святой Себастьян» или тот же «Пеллеас» — вещи сумрачные да и в целом Дебюсси явно по-прохладнее Равеля. …И еще хочется составлять пары: Дебюсси – Моне, Равель – Ренуар. Последний, уже был старцем, когда, увидев соблазнительную рыжую субретку, вздохнул: «Эх!! Такую бы!». …Я часто думаю о мирах, которые творят большие художники (а ведь не у всех, даже самых великих, есть свой мир). Те, кого нарекли «импрессионистами», были творцами своего мира — счастливого, надо сказать, не говоря уж о том, что их мир по определению прекрасен.


Рецензии