Володя, сними кепочку!

 

   Слегка шлёпая уголками, простыни ласково колыхались на ветру.

     Белоснежные словно снег на вершине гор, они отливали голубизной и словно флюгер ловили каждое его дуновение.

       Когда я была маленькой, то всегда смотрела на них и думала.

     -- «Как так..., у соседей они желтоватые и висят словно осенние листья, а у моей мамы, как весенняя ледяная сосулька, или вода из крана, -- белоснежные.

       Это сейчас, спустя не один десяток лет, я понимаю, что глупо сравнивать постельное бельё с водой или льдом, -- но тогда, сидя у окна в ожидании когда мама придёт с работы, мне ничего не оставалось кроме как глазеть на улицу считая ворон, и завидовать играющим на улице ребятам.

     Почему, именно эти колышущиеся белые простыни запали в мою память, я не могу сказать.
 
      Может они и мама её шершавые, натруженные тёплые руки, стали для меня одним целым, стали прекрасным воспоминанием счастливого детства.
 
    Не один раз я слышала, как соседки язвительно спрашивали её.

  -- Рай…, открой секретик, как ты бельё стираешь?

   Мама только улыбалась, и в том же тоне весело отвечала,

-- Могу научить…, как раз сегодня в отделении баня, буду бельё менять. Бабёнки вылупляли глаза и сразу шли на попятные,

-- Да ну тебя Райка…, сама своих полоумных обстирывай, -- обиженно поворачиваясь  и ворча они уходили в свои покосившиеся бараки, построенные ещё во время войны, когда в наш городок свозили эвакуированных.
 
    Мы же с мамой жили в служебном помещении при больнице, - мама работала санитаркой в психиатрической больнице, и у нас была не большая комнатка на первом этаже хозяйственного корпуса.

 Красное кирпичное здание больницы, было построено ещё до революции, его огромные арки и просторные коридоры, всегда внушали мне трепет и страх.

     Иногда мы с мамой приходили в бухгалтерию расположенную в главном корпусе, там всегда было сыро и холодно. Высокие потолки, и огромные площади, так пугали меня, что от страха, я всем телом прижималась к худенькой маминой фигурке и вцеплялась в её руку так, что отпечатки от моих ногтей, врезавшихся в кожу её ладошки можно было увидеть ещё долго.

Мама всегда смеялась над моими страхами,-- она снимала меня со своей руки и каждый раз, говорила одно и тоже.

-- Анька ты как клещ…, смотри оставишь без руки, сама пойдёшь полы мыть.
Маме было весело, а мне так хорошо и спокойно рядом с ней.

    Бывали дни большой стирки: тогда, я выходила во двор и помогала ей вывешивать бельё,а если  мне надоедало то я пряталась меж белоснежных полотен и ждала,--притаившись выжидала тот момент, когда  мама начнёт меня искать, и точно знала: она меня найдёт...,обязательно найдёт и обнимет, прижмёт к себе, и тихо скажет.

-- Больше так не делай, а то бельё замараешь.

   А потом мы вместе шли домой.

   Как-то раз выйдя на улицу я увидела паренька, стоящего не далеко от неё. На вытянутых руках он держал кипу сухого, снятого белья,-- дождь уже накрапывал, мама торопилась и не сворачивая просто кидала бельё ему на руки. Посмотрев, я встала рядом и тоже вытянула свои маленькие, тоненькие как палочки ручонки.

    Ветер крепчал, я и сейчас помню ту простыню, которая под натиском урагана вырвалась из кучи белья, наваленного на его руки.

     Простыня упала на грязную землю, но он даже не шелохнулся, я удивилась и посмотрела на него, -- парень стоял словно столб, улыбался и смотрел в небо.

    Подняв голову, я проследила за его взглядом: тёмное, в серо - чёрных разводах оно напугало меня, я прижала к себе бельё, которое успела поймать и спряталась за незнакомца.

    Руки мамы продолжали метаться среди верёвок, хватая подсохшее бельё.

   Первые тяжёлые капли, хлестанули по листьям деревьев, мама подскочила и схватив за руку паренька и меня потащила в подъезд, тут же за нами хлынул ливень.

    Вот тогда-то, я впервые и увидела Володю.

    Но лишь спустя много лет, я смогла узнала его историю.
 

    Володя был аутист, и жил в больнице почти с рождения, у него не было никого из родных, его никто не навещал, он был настолько незаметен и тих, что иногда про него даже забывали.

    Только я, не могу забыть Володю до сих пор, в каком-то смысле именно он, повлиял на выбор моей профессии, и на всю мою жизнь.

     После того случая с дождём, я долго не видела Володю, и уже почти забыла про него, но как-то раз, выйдя из дома я столкнулась с отрядом людей, проходящих мимо.
 
    Больных каждое утро водили на трудотерапию,-- собирать картонные коробки, в этот раз Володя оказался замыкающим, и я сразу узнала его.

     Он шёл высоко запрокинув голову, смотрел в небо, и едва поспевал за остальными, я хотела позвать его, но не стала, -- почему-то испугалась.
 
     Вечером, когда мы ужинали, я спросила у мамы,

 -- Почему Володя всегда смотрит в небо?

    Мама удивлённо посмотрела на меня,

     -- Какой Володя?
    
-- Ну тот, который тебе с бельём помогал,

    Мама грустно улыбнулась,

-- А откуда ты знаешь, как его зовут?

   -- Так, на его куртке было написано, «ВОЛОДЯ» 2 отделение.

    Мама погладила меня по голове,

     -- Анечка, здесь больница, где лечат больных людей, и Володя тоже болен.
  Вот он и делает то, что хочет.

    Я удивлённо смотрела на маму,

    -- А почему, они могут делать то что хотят…?

    -- Потому что они больны!

     -- Мама, так значит мы тоже больны…? Мы же тоже, можем делать то, что
 хотим...?!

      Мама опять посмотрела на меня, но в её взгляде что то изменилось,он стал более жёстким и туманным. Она откусила кусочек хлеба и положила его рядом с тарелкой.

   -- Нет, не можем! Наконец сказала она.

  -- Почему…?

    -- Потому что у здоровых людей,-- есть правила, и законы,-- мы должны им следовать.

   Запихивая в рот последний кусок булки, я еле открывала рот, но всё равно спросила,

    -- Значит у больных их нет..., и они могут делать всё, что, захотят…!? Всё-
 Всё!

Мама сидела молча, и уже смотрела не на меня, а в окно,

-- Наверное да...!

-- А почему, у нас есть правила, а у них нет?! Не отставала я.
 
За столом наступило молчание.

Я была мала, и конечно не понимала, что задаю абсолютно неразрешимые вопросы, на которые даже сейчас ответить почти невозможно: и я хорошо помню, как тогда мама, взяла мои руки и смотря прямо мне в глаза строго сказала.

-- Аня! Ты должна запомнить, здесь лечатся больные, и ты не должна к ним подходить.

-- Поняла…! Дай мне слово.

Я почему-то испугалась, быстро и замотала головой в знак согласия, но сама всё равно никак не могла понять,

 «Почему же, они больные, если не лежат в постели? И почему, если мы здоровы, то не можем делать то, что хотим…?

 Может тогда лучше быть больным, и делать что захочется!»

   Но детство тем и прекрасно, что оно как "грибной дождик",-- уже на следующий день вечерний разговор с мамой, вылетел из моей маленькой головки, мама ушла на работу, а я пошла гулять с подружками.

 Перед обедом, возвращаясь домой, я опять увидела Володю, он стоял на улице рядом со своим отделением, в окружении своры галдящих воробьёв и бросал им кусочки хлеба.
Голова Володи была обращена к небу, и он как всегда улыбался.
 
    Тут же забыв наставление мамы, я подошла к нему и встала рядом.

    Воробышки весело шныряли вокруг него, запрыгивали на коричневые больничные тапки, дрались, шлёпали друг друга крыльями пытаясь отобрать крошки, а он кидал им хлеб, улыбался и смотрел в небо.

    Я тоже подняла голову и посмотрела, -- небо было голубое-голубое, и чистое, ни одного облачка.
.
-- Дать ещё хлеба? -- спросила я, увидев, что его пальцы замерли.

Он даже не пошевелился, он словно не слышал моих слов.

 Воробьишки, продолжали прыгать по его ногам доклёвывая остатки.

 Повернувшись, я побежала домой, -- пока бегала думала только о том,
 «Что же там в небе…, что видел он, чего не видела я, -- Может если я принесу хлеб, он покажет мне, что там!
 
  Схватив со стола оставшуюся от завтрака булку, я помчалась назад надеясь что Володя не ушёл, и всё еще стоит у нашего подъезда,

-- Вот возьми…, -- задыхаясь от быстрого бега сказала я и протянула хлеб.

Володя не двигался, он поднял руку, но хлеб не взял, только ещё сильнее запрокинул голову, и зашевелил губами словно что-то нашёптывал.
 
   Тогда я медленно подошла поближе и вложила хлеб в его ладонь, на минуту замерев, он перестал шептать и улыбнулся ещё шире, потом оторвал глаза от неба и посмотрел на меня.

   Я никогда не забуду эти глаза: голубые, прозрачные словно озера, в них светилась бездонная доброта и детская вера, он не боялся меня, он не боялся этого мира, он и был сам мир, сама Вселенная!
Именно в тот момент, ещё будучи ребёнком я поняла,-- он, видит и знает то, что, не дано, а возможно и не положено знать нам.

    После его взгляда я не спала несколько ночей, я не сказала маме о нашей встрече, и я больше не хотела знать, что он видел в небе. Я как будто узнала что-то запретное,-- нашу с ним тайну.
 
    Несколько недель я не видела Володю.

    Настала осень, я подросла, и пошла в первый класс.
 
    Как-то возвращаясь из школы, я услышала сильный гогот мальчишек и заглянула во двор больницы, там был Володя и несколько пацанов которые смеялись и показывали ему рожи.

-- Дурачок! Дурачок…! Выкрикивали они, прыгая вокруг него,

-- Володька дурачок, сними кепку! Сними кепку дурачок...!

     Володя стоял в окружении пацанов, улыбался, и как всегда смотрел в небо.
Снимая и одевая серую в горошек, старую, помятую кепку он следовал приказаниям мальчишек словно робот.

Я не могла этого стерпеть, подняв с дороги камень я подошла к веселившийся компании.

-- Оставьте его в покое, чего привязались, -- дрожащим голосом выкрикнула я.

-- Ой посмотри-ка защитница нашлась, -- засмеялся один,

 -- И что ты сделаешь?

-- А вот что!

Размахнувшись, я бросила камень под ноги обидчиков.

-- Валим отсюда…, она больная, -- закричал самый маленький из ребят и рванул прочь, вся ватага последовала за ним.

   Володя продолжал стоять, зажав кепку в руках, в его лице ничего не изменилось, небо всё так же владело его мыслями. Я подошла, взяла его за руку, и повела в отделение.

Мы уже подошли к двери, я позвонила в звонок вызывая дежурную, и тут на меня что-то нашло, я посмотрела на Володю и вспомнив мальчишек сказала,

-- ВОЛОДЯ СНИМИ КЕПОЧКУ!


Желание власти над миром,
Желание власти над людьми,
Самое пагубное из трилистника,
который рождается и умирает вместе с человеком.

 


Рецензии
Душевная тема. Душевно больные, а больные ли? Может напротив это они здоровые? По крайней мере в душевном плане. Были у меня два ученика, два брата - Дауна. Добрейший люди, а как они работали по дереву! Мне было в пору у них поучиться.

А аутисты знают об этом мире что-то такое, что неведомо нам...

С уважением и улыбкой Анатолий

Анатолий Меринов   03.12.2023 05:47     Заявить о нарушении
Здравствуйте Анатолий! И спасибо за внимание!
В нашем мире, ни какая информация просто так не плавает на поверхности)))!
Вы правильно заметили про категории людей, которые выделяются из основной массы. Многие их отвергают и лишь потому, что сами не далёки)). Они считают так,-- "Если я, этого не вижу или не слышу, то этого не может быть в принципе." А тот, кто видит и слышит больше меня: должен обратится к психиатру....
Банальная, примитивная, человеческая близорукость,-- Как понять "ТАКИМ людишкам", что им просто не дано..., не заслужили!!!!
Удачи, обязательно прочту что нибудь ваше)))!

Марина Пигулевская   03.12.2023 07:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.