О Чехове и классиках русской литературы

Толстой великий социолог, Достоевский большой психолог, Тургенев великий художник, Гоголь гениальный комик, Пушкин и Лермонтов великие романтические поэты.
Такое вступление в лекции О Чехове в американской передаче Storyteller, конечно на английском.
  Мне нравится морализирование  Толстого,  чего только стоит характеристика причин войны 1812 года, когда Наполеон вторгся в Россию,
‘Неужели воля одного человека……..?????’’
А его Льва Толстого  ‘Учение Непротивление Злу Насилием’, по крайней мере в освобождении Индии от английской колонизации имело практический результат.
Достоевский -большой психолог?
Террорист, член тайной организации готовившей государственный переворот  уже должны были повесить, но в последний момент заменили виселицу каторгой, где он и пробыл семь лет с убийцами, насильниками, вообщем среди крупного матёрого криминала. Но разглядел в некоторых из них незаурядные натуры, которые в результате среды и воспитания проявили свои не лучшие качества. Существовало крепостное право, всё равно что рабство, крестьянина можно было продать, высечь, убить незнаю, но травили и пороли иногда до смерти, можно было женить и потом продать его детей другому помещику, при этом детей отдельно женщин отдельно. Мужик-крестьянин, который составлял основное население России был бесправен. Поэтому причин для протеста у мужиков было достаточно. Большинство населения было безграмотно, тяжёлый крестьянский труд на барина, бесправное положение и никакой перспективы улучшить его для себя и даже для своих детей, давало много поводов для
отчаяния и возмущения и  на узаконенное насилие помещиков отвечать  своим неузаконенным насилием,- вообщем эти люди пришлись по вкусу Достоевскому,.
Да многое определяется средой и обстоятельствами. Если есть большая  вода ты можешь плавать, но ты можешь и утонуть.
Но если нет воды, ты не можешь плавать, но и не утонешь.
Достоевский великий психолог, но психолог, который сам болен. Думала, что Ниточку Незванову он написал после тюрьмы и  каторги, которые мало кого просветляют. Нет оказывается до. Интересное начало повести, восьмилетняя девочка мечтает, когда же папочка придушит мамочку и её мечты наконец сбываются. В этом весь Достоевский.
Думаю, где Достоевский нашёл девочку с такими необычными мечтами. Найти не perfectly  маму живущую не в perfect  условиях жилищных и материальных легко, а вот девочку мечтающую избавится от мамочки нужно постараться. Думаю что Ниточка Незванова это Достоевский. Неплохо наделить  героя своими чертами и состоянием без сходности.
Думаю, что Ниточка Незванова подсказала Набокову сюжет для Лолиты, начало симиляр.
Вообще в предисловии к Лолите Джон Рэй{6}, д-р философии Видворт, Массачусетс 5 Августа 1955 года, почти в день моего рождения  отмечает, ‘’У меня нет никакого желания прославлять г-на «Г. Г.». Нет сомнения в том, что он отвратителен, что он низок, что он служит ярким примером нравственной проказы, что в нем соединены свирепость и игривость, которые, может быть, и свидетельствуют о глубочайшем страдании, но не придают привлекательности некоторым его излияниям. Его чудаковатость, конечно, тяжеловата.’’
После выхода Лолиты в Америке началась сексуальная революция, порнобизнес расцвёл принося огромные прибыли, может случайное совпадение, думаю что для порноиндустрии коммерческий  успех Лолиты не прошёл не замеченным. Писатель, которого никто не читал не в Европе, не в Америке, вдруг стал очень популярным, да исповедь педофила вызывала отвращение и критики отмечали это, ‘но какой язык’, что-то до этого никто не замечал необыкновенно языка Набокова. Когда ты богат и успешен, а значит силён начнётся много восхищения тобой и твоим  языком.   Поскольку Ниточка Незванова Достоевского подсказала с чего начать Набокову, наверное киношная индустрия прочесала всё, откуда дровишки берутся и увидела, что сцены насилия у Достоевского, описанные в подробностях тоже очень привлекли читателей, вызвали сильные эмоции и ловкие люди запустили поток специальных фильмов, демонстрирующие насилие и они тоже имели огромный коммерческий успех наверное и продажа оружия всвязи с этим возросла и школьники проснулись, что они отстают от жизни и пошли массовые убийства в школе, вообщем  сыграли положительную роль в лидершип, говорят и пишут, что  с этим здесь давняя проблема 

 А возможно Ниточка  метафора, существующей власти мелких  чиновников,  взносящихся суровые приговоры.  Почему у Достоевского такой мрачный взгляд на мир, что даже маленького ребёнка, да ещё девочку он наделяет чертами убийцы? Думаю что в истории его детства и юности. Был сильно зажат, рано стали обучать в четыре года уже во всю читал, в 11 в закрытом интернате с очень интенсивным расписанием занятия заканчивались в десять вечера, а в шесть был уже  подъём. Интернат был только для мальчиков. Там от нервного перенапряжения и случился у него первый эпилептический припадок. Дальше инженерное училище, серьёзное техническое образование, никаких развлечений никаких романсов. Невзрачная внешность не привлекала женский пол, а чтобы блеснуть своей эрудицией надо привлечь своим романтичным образом, да и не все поклонницы эрудиции, большинство любит substance, опять же, чтобы раскрыть Substance нужна любовь и так заколдованный круг из которого можно вырваться завоевав публику своим воображением и изложением или геройскими подвигами. Вообщем он становится и членом тайного общества, готовящим госпереворот и писателем.
Потом тюрьма, каторга, там тоже женского пола не предвиделось, ссылка и наконец женитьба на вдове   с взрослеющим ребёнком.
Единственный положительный персонаж у Достоевского и тот идиот. Конечно время Достоевского мрачные времена крепостничества, но в эти же времена творил и Толстой и Тургенев, но всё таки жизненные обстоятельства и среда открывают разное видение мира и разные его стороны. Одно дело стоять в тени, другое на солнце в одно и тоже время, быть под зонтиком или без него.
 Тургенев мелодичный эстетичный романтичный, после изучения в школе Отцы и Дети, образ Базарова вдохновлял взять какую-нибудь практическую профессию, восхитительно как умел передать любовное напряжение. После Тургенева остались светлые чувства, особенно его Дворянское гнездо и конечно Отцы и Дети.
Гоголь великий комик. Если бы у всех было чувство юмора и  смех стал оружием то действительно на земле бы наступило благополучие для всех.
 Чехов объединил всё и драматизм Толстого и психологичность Достоевского и комизм Гоголя и всё это в сжатой, скорее малой но просторной  форме, гармоничная равновесная композиция как в чудесной музыке , каждое слово предложение, интонация как  нота с необходимой тональностью стоит на своём месте и это как у Достоевского всё об обычных людях, переживающих сложные драмы. Но в отличии от Достоевского, это тебя не травмирует, не грузит, рядом с тобой всегда чуткий понимающий  медиатор, доктор.    Достоевский потрясает он обращается к тебе одинокому читателю, как будто ты виноват частично тоже, что Раскольников был доведён до такого отчаяния, что решился на убийство.
Ниточка тоже один на один с тобой. Автор не их доктор, не сочувствует  и не осуждает, он художник который просто констатирует внутренне  состояние  пациентов, конфузит и тяжело грузит твои нервы. Как сказала одна моя читательница наверное действительно лучше читать надписи над комиксами,  чем
изучать в школе Преступление и Наказание.
Где-то читала цитату Достоевского, что богатые люди впадают в депрессию и склонны к самоубийству, а бедные склонны к агрессии.
Но сколько в жизни противоположных примеров .
У Набокова в Лолите исповедь главного героя отрицательного как бы сливается с голосом самого автора. Когда читала Другие Берега исповедь Набокова о своём детстве и юности, как его баловали нежили и во всём потакали, те же интонации и даже рассказ о первой влюблённости французскую девочку, которая вызывала желание физической близости  напоминает образ девочки, который напоминала Лолита в исповеди педофила.
Хороший приём взять отрицательного героя и его устами глаголить истину, при этом эту истину ни чем не опровергая, не позицией автора, которая сохраняет нейтралитет к происходящему или рассказанному героем о происходящем, не уравновешивается это другими действующими лицами, все они выглядят ограниченными,  ничтожествами, лишёнными широкого кругозора, элегантности и эстетического вкуса, они нелепы во  всех своих проявлениях по описанию рассказа педофила и наивны до идиотизма, почему они и оказались в его руках эстета и сноба с широким взглядом на жизнь, жившего в разных странах, знающего несколько иностранных языков, воспитанного в богатой аристократической семье, где он не знал что такое нужда и работа, но где ему были привиты манеры как производить хорошее впечатление и это ему пригодилось в жизни, чтоб втираться в доверие и очаровывать своих будущих жертв.
 “Усмешечка из Достоевского брезжит как далёкая и ужасная заря .”


Рецензии