Глава 236. Герр. Скрипичная соната

Элизабет-Клод Жаке де ля Герр
Соната для скрипки и континуо №2 ре-мажор
Ансамбль Bizzarrie Armoniche
Сальваторе Карчьоло (клавесин)

evocatus: Хочется, как Паниковский, причмокнуть губами и с чувством сказать: — Какая фемина!

Lyudmila_Semenchuk: Элизабет Жаке де ла Герр (настоящее имя— Элизабет-Клод Жаке де ла Герр) принадлежала к числу выдающихся музыкантов при французском дворе эпохи Людовика XIV, сумевшая добиться невероятного успеха на музыкальном поприще. Женщина-композитор, достигшая высших ступеней музыкального Парнаса, — явление чрезвычайно редкое во все времена и часто им приходилось проявлять недюжинную силу воли, чтобы отстоять свое право сочинять.
  При дворе короля-мецената Людовика XIV было очень много знаменитых дам — в первую очередь, конечно, актрис Королевской Академии музыки, но не только. Большой известностью пользовались клавесинистки, не менее славились своим искусством и французские органистки. Женщины-композиторы проникали и в Королевскую Академию музыки в Париже. Однако путь в театр для французских женщин-композиторов открыла в конце XVII столетия Элизабет Жаке де ла Герр. Она родилась в Париже в 1665 году в семье мастера по изготовлению клавесинов. В возрасте пяти лет девочка впервые играла на клавесине перед королем Франции Людовиком XIV. Музыкальное образование она получала при дворе под присмотром Мадам де Монтеспан. В двенадцать лет Элизабет была уже довольно известной клавесинисткой. Еще в 1677 году «Галантный Меркурий» писал о ней:

«Все те, кто играет на клавесине, а таких очень много, не перестают удивляться ей и восхищаться, как и все прочие, и подпадать под ее магию, которой не обладает никто иной»

  Благодаря Жаке де ла Герр обрели известность многие сочинения французских композиторов того времени. В двадцать два года она выпустила первую книгу своих композиций: «Пьесы для клавесина» и вскоре начала сочинять музыку в других жанрах.
  В 1684 году Жаке де ла Герр cтала супругой органиста Марена де ла Герра и таким образом вошла в хорошо известную в Париже музыкальную династию ла Герр. Однако судьба не всегда была к ней благосклонна. В двадцать девять лет блестящий расцвет ее таланта был жестоко оборван неудачей оперы «Кефал и Прокрида», которая стала первой оперой во Франции, написанной женщиной. После провала оперы Элизабет Жаке де ла Герр окончательно отказалась от создания музыки для театра и долгое время вообще не публиковала своих сочинений.
  В эпоху «междуцарствия» во французской музыке, когда уже не стало Люлли и еще не был известен Рамо, Элизабет Жаке де ла Герр принадлежала к числу авторов, стремившихся к обновлению французской традиции. Обновление происходило во многом за счет освоения итальянских жанров — в первую очередь кантаты и сонаты. Это было время самых ранних сонат во Франции — первая французская трио-соната «Нации» Ф. Куперена была создана в 1692 году. Все парижские композиторы были в это время, так сказать, заражены сочинением сонат в итальянской манере. Но сонаты эти все же значительно отличались от современных им итальянских сонат, несколько напоминая французские же сюиты. Две сонаты для скрипки и basso continuo и четыре трио-сонаты, созданные Жаке де ла Герр в 1695 году, — типичные образцы сочинений этого рода. Некоторые из них целиком написаны в одной тональности. Количество частей, их темпы и характер не регламентированы. Это вполне укладывается в ту характеристику жанра сонаты, которую приводит С. де Броссар — автор нескольких сочинений в этом жанре — в своем знаменитом «Музыкальном словаре»: «Сонаты — это в сущности большие пьесы, фантазии или прелюдии, развивающие все виды темпов и выразительности, с гармониями изысканными или необычными, с простой или двойной фугой».
  После пятидесяти лет Жаке де ла Герр не особенно стремилась к публичному признанию своего таланта. Более того, смерть почти всех близких ей людей (мужа, единственного сына, матери) чуть было окончательно не отвратила ее от занятий композицией. Новый прилив вдохновения пришелся на 1707 - 1715 годы. Именно в это время увидели свет ее кантаты (11 духовных и 3 светских), новые инструментальные и вокальные сочинения. Будучи вдовой и располагая достаточными средствами для существования, она могла позволить себе музицировать и сочинять музыку для собственного удовольствия. В итоге многие ее произведения, к сожалению, так и не были опубликованы при жизни и, как следствие, затерялись в архивах наследников. И все же память о сочинениях Жаке де ла Герр, ее игре на клавесине и в особенности о её вдохновенных импровизациях надолго пережила эту замечательную женщину. А в 1729 году, в год смерти Элизабет Жаке де ла Герр, была выпущена медаль с ее портретом, на которой в качестве девиза была выбита последняя строка четверостишия Р. Брюмуа:

«Великих музыкантов я достойна славы»

Volovikelena: Жаке де ла Герр оставила яркую страницу в барочной музыке. А как женщина, да еще и француженка, она остается прекрасной и сквозь века.


Рецензии