14. 8 Обозначение Единства. Материя или Дух

«В сущности даже безразлично, что выбрать для обозначения единства – материю или дух.  Можно стоять на том, что всё материально, рассматривать мысль, как тонкую материю. И можно стоять на том, что всё духовно, рассматривать материю, как создание духа. Но только необходимо стоять твёрдо на чём-нибудь одном. Нельзя смешивать дух и материю. Нельзя представлять вселенную частью духовной и частью материальной. Это просто логически невозможно. А если признавать одно начало у вселенной, то совершенно безразлично, какое, важно только знать, что это одно. Считайте мысль такой же материальной как стол. Здесь будет меньше ошибки, чем думать, что мысль о столе и сам стол нечто различное, из разного материала. Вся задача именно в том, чтобы понять и признать единство материи и духа. А в каких терминах, под каким флагом, будет сделано это признание – это уже не существенно. Важно, чтобы человек, смотря на стол, на материальный стол, стоящий перед ним, ясно понимал и отдавал себе отчёт, что этот стол ничем не отличается от его мыслей. Важно, чтобы человек понимал, что материя и мысль – это одно и то же».

                Материя и дух разные названия (символы), одного и того же.

«Таким образом, принципиально неважно, что считать началом дух или материю. Важно признать их единство.

Но раньше было показано, что материальное представление вселенной имеет большие неудобства. Неудобства заключаются главным образом в том, что, представляя себе духовный мир материальным, человек представляет его себе в то же время трёхмерным. А трёхмерное представление духовного мира – это уже явный абсурд, - ведущий к другим абсурдам.

В результате соображений о тонких состояниях материи или психофизических эманациях человек непременно должен прийти к заключению, «что … если и впрямь существует Господь, это есть только вид кислорода».

Поэтому в интересах правильного мышления необходимо сразу представлять себе началом дух, то есть сознание. Это избавит от многих ненужных блужданий по окольным путям и по тупикам.

… если вообще признавать существование сознания, то необходимо признать, что существует только одно сознание, и больше ничего.

Но что же такое материя?  Спросит «позитивист».

 Логическое понятие, то есть форма сознания, отвечу я (Успенский). Вы никогда не видали материи и никогда не увидите её, вы только мыслите её.

- Ну, а вот это дерево, вещество из которого сделают стол, что это такое?

Комплекс ощущений, проектированный в пространство.

- Но это дерево существует?

Существует, но истинной природы его существования мы  не знаем. Всё, что мы знаем о нём – это форма нашего восприятия его».

                Что создаёт нам эту форму? Сначала мы испытываем ощущения, затем происходит восприятие этих ощущений, и возникают представления благодаря сознанию в нас. Почему тогда у всех людей одно и то же представление об объектах.  Одни и те же ощущения?  С раннего детства мы закладываем в сознание ребёнка формы объектов, показывая ему готовые образы объектов.  Тогда как же первые люди на земле формировали образы окружающих объектов? Вариант первый – их научили высшие силы. Вариант второй – просто именно так они представляли разные окружающие объекты, определёнными образами, а мы теперь пользуемся ими.  Например, дерево. Таким мы  ощущаем его и представляем себе его образ, но оно может быть сгустком определенных энергий, воздействующих на наши органы чувств?

«- Но если нас не будет, оно будет продолжать существовать?

Да, для сознаний, работающих в аналогичных с нами условиях восприятия, оно будет существовать в тех же формах, как для нас. Но само по себе это вещество будет существовать как-то совершенно иначе, - как, мы не знаем. Но, несомненно –  не в пространстве и времени. Вероятно, всё одинаковое дерево разных веков и разных частей света образуют массу – одно тело – может быть, одно существо. Несомненно, что отдельного существования то вещество (или та часть вещества), из которого сделан этот стол, иначе, как в нашем восприятии, не имеет».

                То есть мир вокруг нас существует, но не таким, как мы его видим и ощущаем?  Но форму отдельную имеет? Или мы сами создаём эту отдельность своими мыслями, когда из дерева делаем стол?

Источник информации книга П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира» (стр. 130).


Рецензии