Квантовая муха, гл. 1

Посреди проспекта рука одного мужчины попала в дождеприёмник. Собралась кучка любопытных людей, каждый из которых старался дать дельный совет.
Я, Мак, прогуливался налегке и примкнул к данным событиям.
- Нечего было совать руки, куда попало, - говорил один задумчивый пожилой человек, видимо, находящийся в скверном настроении и до того, и не пытавшийся ничего в том положении изменить. Он то и дело отталкивал всякую чужую помощь бедняге вытянуть руку из чугунной западни. Его, кажется, все это даже забавляло.
 - Вам, наверное, больно? – Интересовалась одна из женщин с огромным фирменным пакетом. Она заглянула в пакет, схватив его за длинные верёвочные ручки, ища что-то в помощь, но ничего не найдя, затворила, озабоченно вздохнув. С ней первой из толпы мы встретились глазами. Обращаясь ко мне, она тихо проговорила:
- И надо же было такому случиться.
Кратко улыбнулась.
- Нет, - почти кричал холерический парень в данном собрании, не находя себе места, покидая круг зевак и возвращаясь назад, - вы его не вытяните! Этого чудака хоть – за хвост! Не вытащите, я вижу. Он сам не хочет! Он же впился во что-то. Золото уронил, э-э?
- Ну? – Пробурчал вопрос мужчина средних лет в сером пиджаке.
Страдалец поднял глаза и ответил:
- Я не могу это потерять. Ну, никак не могу.
- Да что там такое? – Воскликнули.
- Я просто не смогу без этого. Жизни нет…
Данное направление разговора чуть изменило форму масок присутствующих лицах. Переменчиво все переглянулись.
- Там точно, - передал холодно холерический парень, - золотое что-то.
- Ради этого на людях раком не стоят, - заметил мужчина средних лет в сером пиджаке, - это правда.
Он поглядел на меня.
«А вы ещё кто?»
- Позвольте, – я подошёл ближе к человеку, занимавшему все большее и большее внимание прохожих, спросил:
- Вы скажите, что там? Может быть, это можно проволокой вытянуть или ещё чем? Так кто-нибудь принесёт вам ее.
- Ага, сейчас! – Реплика.
- Там муха, - остро дыша, бросил в тень дождевика застрявший мужчина.
Лет тридцати. Белобрысый, редкой шевелюрой, - видна была намеченная залысина, заходящая в глубь черепа, огранённого костьми, словно жёлто-соломенный цитрин. Так все выразительно было в нем. Немного завораживающе. И когда он поднял на меня взор, едва сосредоточенный вообще на всех нас, я понял, что в чем-то не ошибся. Но точную идею: в чем ещё не уловил.
«Скульптурный нос, - редкость и для красавца, - рассуждал я, - почти голубые глаза, отдающие тоном светлой бирюзы, краткая усмешка в тонких волевых губах - тем не менее, по которым можно было прочесть - пока не вытащит «муху» - не отступится".
- Какая ещё муха? – Задалась женщина с гастрономическим пакетом.
- Он имел в виду что-то другое.
- Какое другое?
- Какая муха, молодой человек? – Спросила вновь подошедшая дама в красных растоптанных туфлях.
- Му-ха, - протянул искатель, - муха в коробочке!
- Граждане! – в толпу вошёл полицейский. – В чем дело?
Мельком бросив на всех взгляд, согнул коленки, придерживая форменные брюки, нагнулся к причине истории.
- Что вы тут делаете?
- Он муху потерял, - оскалившись во все тридцать три, сказал парень холерического типа.
- Это понятно, - ответил полицейский.
Никто реплику не дал. Переглянулись, понимая, что беседа, вероятно, вот-вот пойдёт профессиональная.
- Вы поднимитесь, пожалуйста, - требовал полицейский, ухватив страдальца за рукав, и с усилием потянул вверх. У последнего рука взятая пошла в свободном движении, но та, что – за мухой, ни краем не сдвинулась. Глаза забегали его, он, наверное, осознал возможность фиаско.
Мне на миг показалось – человек просто чудит. И, возможно, сумасшедший. Но в бирюзе зрачков, как я увидел, отсвечивающей солнечные зайчики неба столь прекрасной нынешней погоды, наблюдалось полное отчаяние.
- Подождите, - сказал я, - подождите, - повторил с тем, чтобы непременно обратить внимание представителя власти.
- Что ещё? – Полицейский поднял голову. Лицо его раскраснелось.
- У меня случайно есть вот такая шутка.
Я вынул из своей походной сумочки свёрнутый барашком держатель мобильного телефона, который приобрёл только что в магазине компьютерной техники.
- Это - надо! – воскликнул ищущий, вынул ведущую руку молниеносно из дождеприёмника и бросился ко мне. Никто не успел никак отреагировать – моя вещица уже ёрзала по дну канализационного приёмника.
- Надо на один край этой хреновины верёвочку бы привязать и как бы эдак прихватить, - прошептал холерический парень громко, чтобы все слышали, заглядывая через плечо женщины в красных туфлях, которая в свою очередь, кивнув головой и почесав ухо, одобрила пришедшее решение.
- И точно! – Подхватил ещё кто-то.
Полицейский уже стоял на коленах, не замечая того, невольно увлекаясь всей это мухиной забавой.
- Тебе сказали что?! – Направил он мысль в нужное русло.
Ищущий мужчина, закрыл рот, упрятав вывалившийся язык, глаза его горели в предвкушении победы, покорился все же. Вынул штатив. Дама из большой сумки - виток бельевой верёвки.
- Такая вот, да, пойдёт! – Решили все и смотрели, как поисковик аккуратно навязывал на один из рожков моего совершенно нового держателя телефона узелок.
Сделав дело, он запустил прибор в самый широкий просвет дождеприёмника.
Прошло ещё четверть часа, когда потеря была вынута.
Это – пластиковая квадратная коробочка, с прозрачным верхом. В таких раньше хранили наручные механические часы. Ещё того времени…
Никто толком не разобрал, что там было внутри: какая такая муха?
Горе-искатель сунул коробочку в карман спортивных брюк.
Полицейский поднялся и сообщил:
- Прошу, господа, разойтись. Не порядок! А вы, ещё раз…
Он прищурился на нарушителя. Если ещё был бы свисток, то свистнул бы в него. Но вместо этого – каждому многозначительно вельможно посмотрел в лица. Всем стало ясно – дело закончено, толпиться некуда. Увы. Разошлись.
Победитель пошагал в противоположную сторону всем зевакам, пересекая проезжую часть в неположенном месте. Полицейский на то махнул рукой, тронул сморщенный кончик носа, ещё подумал о чем-то, направился дальше.
Я же и не думал преследовать нашего героя, если бы …
Если бы не мой штатив, который оставался в руках мухоискателя.
- Гражданин! – Отозвал я его.
Тот не обернулся. Он шёл все более ускоряющимся шагом. Мне пришлось добавить темп.
- Товарищ! – Вырвалось у меня. Кто-то из прохожих с укором бросил на меня вид.
Мухолов добрался до первого проулка, и скользнул в него. Я – за ним. В груди поддало юностью.
«Как в бывшие времена», - вспомнил я молодые годы частного детектива.
- Эй! – Крикнул в кольцо, сомкнувшихся пятиэтажек, когда оказался посредине просторного двора. Мухолов исчез, и лишь мой пинкертоновская сообразительность дала знак: где-то в стороне бухнула подъездная дверь. Наугад и удачу бросился туда.
По литым широким лестницам я преследовал ботаника, пока не настиг его, задыхающегося от погони на третьем этаже. Он присел на корточки, едва сводя лёгкие.
- Что вам нужно? – Спросил он, - от меня?
- Вы, извините, мою вещь забрали! – Воскликнул.
- Ах-х, эту, что ли? – Он разжал кулак, штатив выпал.
- Берите, - меня тон на вежливый, обратился он.
Я предчувствовал той же интуицией, что дело не пресное, и не торопил события. Медленно нагнулся за своей покупкой.
Мухолов внимательно наблюдал за действиями. Я поднял законную свою вещь, оглядел ее, стряхнул грязь. Ещё раз взглянул в зрачки моего подопечного.
- Вы Макс? – Выронил тот.
- Да, - ответил я.
- Тот самый? То есть, Мак Маг?
- Тот самый.
- Ну, как  же вы мне очень нужны!
- Что такое?
- Я вам и письма писал. Только мне сказали – даром. Он, мол, далеко не со всеми знакомится, отвечает. Ведь у вас такое дела. А мы… Но как вы оказались тут?
- Я - проездом. В гостинице. А что?
- А то, дорогой, уважаемый, - мухолов поднялся и представился, - Стас. Стас Нальчиков, собственной персоной.
Впервые я заметил на нем какие-то невзрачные почти рваные и нечищеные ботинки.
Он протянул руку. Я ответил, пожав ее. Ухват был в ту меру, когда человек, действительно, проявляет интерес и рад знакомству и той мерой, что обещает быть не чересчур навязчив. Однако загоревшие морской волной бирюзовые глаза его говорили об обратном.
- Вы, - спросил он, - может быть, зайдёте?
- Куда?
- Ко мне домой. Мне нужно эту муху в коробку посадить.
- Хорошо, но…, - посмеялся я, - что за муха такая?
- А-а-а! – Зашагал по лестнице известный персонаж, - я вам сейчас все расскажу. Это же надо: просто чудеса! Сам Мак Маг!
На пятом этаже под ржавым пятном потолка, где видимо недавно протекала крыша, Стас остановился, указывая на номер своей квартиры.
- Вот тут - я!
Порылся в брюках. Не найдя ничего, порылся ещё раз. Скорбный взгляд поднял на меня, сообщавший однозначно - ключ потерян.
Ему пришлось вытянуть все из карманов, в том числе и коробочку. Только теперь я заметил за мутной крышечкой ее, мечущуюся муху. Она была обыкновенной, - серой, крохотной, волосатой.
- Сейчас я! Вот! – Мухолов обыскал все карманы и вынул ключ на тонкой омеднённой радио проволоке.
Сунув ключ в замочную скважину, несколько раз провернул.
Я наблюдал за мухой в коробке. Она затихла в нижнем углу и кажется любовалась мной.
Мы прошли в коридор.
Приятной прохладой от жаркого дня здесь можно было перевести дух. Ничего неприятного не ударило в нос. Пахло какой-то рыбой разве. Запах шёл из кухни в конце коридора. Данная планировка мне была знакома.
Стас разувался, поглядывая на меня, чтобы я повторил то же самое. Мне - ничего не стоило.
Впервые я, наконец, рассмотрел нового героя.
Повторюсь: это был довольно молодой человек лет тридцати с лёгким налётом мудрости, чем могла приключить его природа жизни. Стрижка –помпадур, - волосы из области чёлки зачёсывались назад на затылок, за счёт чего - объем сверху («памп»).
Серо-голубые большие глаза. Узкий подбородок, который удивительно преображался, в виду меняющихся эмоций, наполняясь морщинками где-то в аккуратной полу луне бородки. На щеках иногда проявлялись ямочки. Рот в улыбке непременно раскрывался полностью, прорисовывая ровный ряд широких зубов.
- Вот, - пригласил он, - проходите.
Пропустил вперёд. Впереди я видел лишь свет из распахнутой двери кухни.
Но мой друг остановил меня, толкнув дверь в смежной стене.
- Пожалуйста, сюда.
Я вошёл.
Это была небольшая комнатка с ореховым столом у огромного окна давних ещё времён, прикрытой гардиной. На столе лежало толстое стекло.
«Раньше модно было так»- подумал я.
На столе ещё: небрежной стопкой – какие-то бумажки с записями и чернильная ручка, брошенная кое-как.
Шкафы с не закрывающимися дверцами с боку, откуда вываливалась одежда. Книжные полки на шкафах, вовсе не прибитые к пёстрым обоям.
На трёх них, выстроенных в вертикальный ряд, едва сдвинувшейся лесенкой – три книги. На каждой полке – по книге. Какой-то словарь, старый том энциклопедии, ещё одна книжица, название которой было заклеено, ввиду самостоятельной реставрации переплёта.
Муха в коробочке была с размаху установлена в центр стола. Она подпрыгнула в ней, как на батуте, неловко и виновато, как показалось мне, перебирая лапками, крутясь собачкой на одном месте. Обернувшись ко мне мордочкой, замерла, глядела.
- Сука! – Дал название Стас ей, - еле поймал.
Невольно меня разобрал смех.
- Интересная штука эта муха! – Передал я, - и стоило, чтобы ее ловить? Она же, - я приблизился к ней и не находил в ней хоть чего-нибудь интересного.
- Обыкновенная, комнатная, - заключил я.
- Квантовая, - уточнил Нальчиков, - кван - то - вая!
Мой новый приятель прочитал во мне нескрываемое удивление. И - не без удовлетворения.
- Ну, знаете, муха, которая, когда ты начинаешь ее ловить - она исчезает, - пояснил он.

2


Рецензии
Любопытное начало

Елизавета Орешкина   16.06.2023 17:31     Заявить о нарушении