8. Декламация, мода... Вера Холодная

8. Декламация,  мода… Вера Холодная.


Толковый словарь В. Даля.
ДЕКЛАМИРОВАТЬ
лат. говорить или читать с большою выразительностию, как на театре; говорить с заученными приемами и движениями. -ся, быть декламируему. Декламированье ср. длит. декламировка, декламация ж. об. действ. по знач. глаг., выразительный говор, с телодвижениями. Декламатор м. -рша ж. кто говорит заученное с сильным выражением в голосе и движениях. Декламаторов, -торшин, ему, ей принадлежащий. Декламаторский, им свойственный.

     Исследователи биографии актрисы Веры Холодной, не один раз, заметными тезисами обращались к понятию… ДЕКЛАМАЦИЯ.
Например, такой редакцией страницы биографии.
«На выпускном балу в честь окончания гимназии будущая актриса познакомилась с Владимиром Холодным, начинающим юристом. Некрасивый и застенчивый, он стоял в сторонке и наблюдал за танцующими. Верочке стало его жаль, и она сама подошла к нему. Весь вечер Владимир читал ей стихи Гумилева, а потом пригласил на автодром.

Верочка пришла в назначенное время, однако Владимира нигде не было. Обидевшись, она собралась уже уходить, но тут заревели моторы, и по треку помчались блестящие красавцы-автомобили. Когда гонки закончились, к девушке подъехала роскошная машина. Гонщик, сидевший за рулем снял шлем, и Вера увидела Владимира. В этот миг она влюбилась в него без памяти. После свадьбы Вера разделила увлечение мужа автоспортом, вместе с ним принимала участие в гонках и несколько раз попадала в аварии, которые, к счастью, ограничивались синяками. А по вечерам они пропадали в театре».

Акцент на фразу, «Весь вечер Владимир читал ей стихи Гумилева…», значит, умело декламировал…Знал, понимал жанр, красиво умел преподнести.
«… стихотворение "Озеро Чад" Николая Гумилева, посвященное Анне Горенко, которая тогда еще не превратилась в Ахматову».

     Хронология в сокращении по страницам справочников.
«Красота Веры — женский идеал начала XX века: тонкий профиль под копной черных кудрей, нежная девичья шея, густая тень от длинных ресниц…»

«Осенью 1914 года Вера Холодная пришла в киноателье «Римана и Рейнхардта». Муж ее был призван в армию, и семья нуждалась в деньгах. Режиссер Владимир Гардин … «Мысленно я поставил диагноз из трех слов: ничего не выйдет», — вспоминал Гардин.

Заслуга «открытия» Веры Холодной принадлежит кинорежиссеру и художнику фирмы «Ханжонков и К» Евгению Бауэру. Познакомившись с Холодной в клубе «Алатр», он сразу угадал в ней — сквозь скованность и застенчивость — и скрытый артистизм, и человеческую глубину, и неповторимую женственность. «Я' нашел сокровище», — говорил Бауэр друзьям.

Весной 1915 года Холодная приступила к съемкам в «Песни торжествующей любви» по повести И.С. Тургенева.

«Чутье художника не обмануло Бауэра, — отмечал позже А. Ханжонков, — молодая, не искушенная даже театральным опытом Холодная своими прекрасными серыми глазами и классическим профилем произвела сенсацию и сразу же попала в разряд кинозвезд, восходящих на русском киногоризонте».

Пикантность тезиса, «классическим профилем», небольшая курносость носа будущей царицы экрана. Профиль к славянскому типу… Абсолютно все фото актрисы позже, кадры плёнок, а нос действительно классический, греческий. Возможности грима использовались сполна.
Фраза, «часами простаивать в гриме» из биографии, показательна. Непосредственную красоту, а роли разные, «убивали» гримом, он менял лицо, мимику…

«Критика отмечала ее врожденный артистизм. Журнал «Синема» писал: «Г-жа Холодная — еще молодая в кинематографии артистка, но крупное дарование и даже большой талант выявила она с первым же появлением своим на подмостках кинематографической сцены....»

Конкуренция заставляла Ханжонкова снимать картины в кратчайшие сроки: за год Вера Холодная сыграла в тринадцати фильмах! Она снимается в лентах «Дети века», «Пламя любви», «Дети Ванюшина».

… Летом 1915 года актриса получила извещение о том, что поручик Холодный тяжело ранен под Варшавой. Взяв отпуск, она выехала на фронт. В госпитале Вера не отходила от мужа и, можно сказать, вырвала его из объятий смерти.

Вернувшись в Москву, Холодная продолжила работу в кино. «Школа» Бауэра многое ей дала как актрисе. Она снялась в восьми его фильмах.

Однажды в квартире Веры Холодной появился очень худой, высокий солдат. Он привез ей письмо от мужа с фронта и с той поры стал приходить каждый день: садился на стул, смотрел на артистку и молчал. Этим солдатом был Александр Вертинский. «Я был, как и все тогда, неравнодушен к Вере Холодной и посвятил ей свою песенку «Маленький креольчик», — вспоминал он. — Я впервые придумал и написал титул — «королева экрана». Титул утвердился за ней. С тех пор ее называла так вся Россия». Вертинский посвящал ей одну за другой свои песни: «Лиловый негр», «В этом городе шумном...», «Где вы теперь?» и другие».

     До конца 1918 года,  постоянные ускоренные, изматывающие съёмки. Короткие выезды на натуру и снова салонная игра на износ. Десятки отснятых картин, хронологический перечень опубликован в энциклопедиях…
За известностью по пятам сплетни…
«О жизни Холодной ходили многочисленные слухи. Сплетни раздувались одна фантастичнее другой, совсем как в Голливуде. Рассказывали, например, что сын одесского «чайного короля» застрелился из-за неудачного романа с актрисой. Вера Холодная застраховала свои глаза на полмиллиона рублей! Всех партнеров актрисы зачисляли ей если не в мужья, то в любовники...».

Рекламные фильмы, «…салонные психологические драмы пользовались тогда успехом. Снимал их Чардынин, «актерский режиссер». Для Веры Холодной он создал даже специальный репертуар.

Но шумная реклама не радовала Холодную, а участие в фильмах с надуманными сюжетами было чуждо актрисе. Безвольная жертва своих или чужих страстей — будь то графиня, кокотка или циркачка — такова чаще всего героиня Холодной. И тщетно актриса пыталась выйти из заданного ей амплуа!»

«Артисты часто собирались дома у Холодной. На этих «академических» занятиях обычно присутствовал вернувшийся с фронта после второго тяжелого ранения Владимир Григорьевич Холодный»

Смена амплуа к классике, как трагедия…
«В 1918 году ателье Харитонова взялось за экранизацию пьесы Л. Толстого «Живой труп». Роль Маши…, Вера Холодная, несмотря на его требования, никак не соглашалась менять прическу и плакала несколько дней подряд. В то время она больше всего боялась изменить свой пленительный образ, так полюбившийся зрителям».

…  «Публика требует только Веру Холодную. И если какой-нибудь театр не делает сборов, стоит только поставить картину с участием Веры Холодной, как перед кассой вырастают очереди».

Актрисе приходилось работать в тяжелых условиях войны: ночью часами простаивать в гриме, возвращаться домой под утро с резкой головной болью и воспаленными от яркого электрического освещения глазами. Но она никогда не роптала».

     Веру Холодную знали и любили как киноактрису, но не многим известно, что наиболее полно она раскрывалась в своих концертных выступлениях.
… аншлаговые концерты в Киеве, Харькове, Кишиневе и, наконец, в Одессе. Актриса выступала в одноактных пьесах…».
Читала стихи, прозу. Много знала наизусть с детства, влияние отца, учителя словесности.
«Удивительно хорошо читала стихи на гимназических встречах…»
Душевно, с глубиной выражения сцен страстей,  ДЕКЛАМИРОВАЛА  Пушкина, Лермонтова

Игра сцен, «… много эффекта и жгучей экспрессии в глубоких глазах Веры Холодной...»
Подражание…
Позже, 60-е. Поэтесса Бела Ахмадулина, женское декламирование – ИГРА, учитель Вера Холодная? Да! Как читала стихи Вера, известно было только по рассказам очевидцев.
Жанровая декламация, игра, читка в 20-х годах одно… Отрывки драматургии, сценки… Другое, когда декламировать стихотворение. Поэты и любители поэзии помнят. Из опубликованного…

«В 60 – е годы, начинающая поэтесса Белла Ахмадулина, на поэтических выступлениях читала свои стихи. Часто выступала, женщин – поэтов единицы, среди поэтов – мужчин ей трибуну всегда давали. Много писала, сочиняла, созидала. Как начинающая, длинные тексты, несовершенные, не продуманные. Но уже был виден незаурядный талант.

К тому же, своебразная манера исполнения, когда читала, голова вверх, закатывала глаза и заунывный голос вдаль на одной ноте… в космос, в мирозданье… Разновидность шарма.
О своём личном только ей понятном, со словесными выкрутасами…

Молодой Владимир Высоцкий,
приколист, хохмач,  был далёк от организованной группы поэтов, да они его и не звали.
«Не чистокровный», то есть, песенник, не «чистый» поэт, с молвой приблатнённого пижона, но Володя посещал их «тусовки» и  высказался по Белле, были ровесниками, что не сказать - сказал, с присущей ему прямотой и откровенностью о её стиле  вирши читать.

Сам не раз побывавший в спецлечебницах, видевший «контингент» в разных вариантах при манерах поведения. Что на кого она похожа и кого ему напоминает, стало известно народу, как обычно, переросло в слухи, сплетни, молву, насмешки.
Его мнение было в компании, дальше, «только тебе одной», срочно сообщено Ахмадулиной. Естественная реакция, возмущение, обида, неприязнь.
         
Со временем, говорят, простила,… но женская обида хуже…
А её манеру читать стихи на публике, вспоминают до сих пор... отстранённо в высь, в небо…, в далёкое далёко».

Игра глазами… Женский приём закатывания глаз, виртуозный номер на многие жизненные случаи, в том числе, влиять на мужчин. В читке поэзии - ДЕКЛАМАЦИЯ, художественный приём – игра чувств, влиять на аудиторию слушателей…
И юмор… Не всем дано понять, возможны насмешки. Ответный презрительный женский снисходительный комментарий: темнота, не образованность…

«Ее красота с первого взгляда поражала всех - и мужчин, и женщин. Она была не просто красива, она имела огромную обворожительность, которую кинокамера только усиливала. Она была поразительно киногеничной, а на фотографиях выходила еще лучше. Особенно привлекали внимание ее огромные с поволокой серые глаза. Эти глаза буквально завораживали зрителей".

- Мои глаза - это мой хлеб, - повторяет Вера Холодная.
… ходить "на Холодную". Ее называют «королевой экрана»

      Мода на поэта,  ДЕКЛАМАТОРА… Модного поэта в годы 1-й Мировой войны, Владимира Маяковского. Почти одногодки, увлечение молодёжью начала века, модными  веяниями мистического «чёрного квадрата», магической МОДОЙ – «готика».
Чёрные одежды… Вера «… одевалась просто, со вкусом, но не броско, предпочитала носить чёрное», «… черное вечернее платье…» тоже. Постоянно в повседневной жизни чёрные шляпки… «Фенечки» моды тех лет – мужской или женский бант, яркой расцветки, жёлтый, красный, синий….

Маяковский выходил на сцену во всём чёрном, яркий жёлтый тонкий шарф-бант на шее.
Начинающая поэтесса Анна Ахматова  ДЕКЛАМИРОВАЛА  о «чёрном квадрате».
Возвестила:  «Над нами небо, черный квадрат».

     … Вера Холодная в рекламных фильмах (их было много), продвигала моду, была  МОДЕЛЬЮ того времени. Ей постановщики лент платили за это, коммерческий проект.
Необычность, многие ленты фильмов с Верой  после её смерти, ИСЧЕЗЛИ… Почему?
Банальная коррупция организаторов съёмок, использовали Веру Холодную. Ленты исчезали, как вещественное доказательство, чтобы власти города не потребовали налоговые платы. Война войной, а содержание города Одессы в надлежащем состоянии, отмена налоговых отчислений, была невозможна. При жизни имя её славило престиж и городских властей, многое прощали…

«Тем не менее, Веру Холодную можно с полной уверенностью назвать законодательницей мод. Наша героиня, как и другие известные актрисы 1910-х годов Ольга Гзовская, Вера Каралли, Лидия Коренева демонстрировали на экране произведения дизайнерского искусства того времени.

Часто газеты того времени отмечали внешний вид актрисы, нежели ее игру.
«Сценарий госпожи Тиссовой не блещет оригинальностью, но он дает много благодарных внешних положений играющую главную роль актрисе, – не в смысле глубины переживаний или каких-то психологических тонкостей, а именно внешней, зрительной эффектности. Этим умело воспользовалась госпожа Холодная, красиво промелькнувшая в картине, щегольнувшая красивыми туалетами, приятно ласкавшая глаз, – так отзывалась “Театральная газета” о картине “Миражи” (1916) с участием Веры Холодной.

     О времени 1-й Мировой войны и события 1918 года в Одессе…
Невиданный вселенский ажиотаж в слухах, вывоза германцами Российских сокровищ русских царей через морской порт города. Среди сокровищ, «Библиотека Ивана Грозного», наследие гречанки бабушки, Софьи Палеолог. Многочисленная греческая диаспора города, была в крайнем нервном возбуждении. Решительность противостоять грабежу наследственных и культурных реликвий отечества (какое оно есть), способствовало распространение слухов одесским «подпольем», специально, намеренно. Разжигало страсти, стоять стеной, люди были настроены воинственно…

Немецкая армия вдруг спешно к ноябрю 1918 года, засобиралась покинуть город…
Тщательный анализ того времени показал. Испуг германцев, воинственность горожан, объединились невидимой нитью – массы народа: греческими корнями жители большой диаспоры, симпатиями люди, с левыми всеми силами большевистского духа «подпольем» и силами уголовного мира.
Одесской мощной силой давления на оккупантов, предполагалась и была, большой численностью община волостей Одесского уезда и города - Черноморское казачество. Организованная часть, кто не на войне, в действующей армии, по призыву способное максимально вооружиться… Призыв к казачеству – охрана реликвии, Библии Византии, наследственное, завещанное, были готовы на всё!

«Большевики и анархисты оказали финансовую и организационную поддержку продвижению в «короли воров» Одессы своего человека — «революционера» Мишку Япончика. По-видимому, уже к октябрю 1918 года Япончик контролировал предместья Одессы, прежде всего Молдаванку, и уголовников, которых в Одессе насчитывалось до двадцати тысяч».

Одесса, разделённая десятилетиями многочисленными национальными диаспорами, сословными предубеждениями, на престижные районы и окраинные, впервые объединилась! Расовое высокомерье жителей центральных кварталов, по национальному признаку по отношению к тем, кто за межой престижности, иссякло… Война сплотила, объединила горожан, стала силой, заставила немцев ускориться, армии покинуть город…

Вот эта истинная причина вынудила немцев убраться из Одессы… Было одной из  ТАЙН  1-й Мировой войны, людская  мало вооружённая  СИЛА  без боя освободила город. 
ИДЕОЛОГИЕЙ  процесса было  КИНО!
Ажиотажный спрос горожан на кумира одесского экрана 1918 года, любимицу Веру Холодную, был подогрет нашумевшим фильмом того военного времени,
«Царь Иван Васильевич Грозный», в Одессе с шумным успехом, крутился с 1916 года. Немецкая армия в полном составе, его даже изучала после известий, что можно заполучить наяву, царскую  «тайную» «Библиотеку…» царя Грозного.

     Жители Одессы от слухов возможного хищения германцами… только образа царя Грозного по кино, входили в крайнее возбуждение.
Фильм, «Царь Иван Васильевич Грозный»… — немой, чёрно-белый фильм русского режиссёра Александра Иванова-Гая, экранизация второго и третьего действий оперы Николая Римского-Корсакова «Псковитянка» по одноимённой стихотворной драме Льва Мея. Производство «Товарищества Шарез». Премьерный показ состоялся 16 октября (по старому стилю) 1915 года в 14:00 в кинотеатре «Фатум». Единственная российская картина с участием Фёдора Шаляпина, ставшая кинематографическим дебютом как для него, так и для Бориса Сушкевича и Михаила Жарова».

Фёдор Шаляпин тех времён, мировая знаменитость, на далёких от оперы людей, действовал магическим своим голосом. И он по фильму был в роли  царя Ивана Грозного… Фильм немой, голос звучал: «Вместо синхронной фонограммы в качестве звукового сопровождения немых кинокартин использовалась живая музыка в исполнении оркестра или одиночного тапёра».
Певец был, выступал в Одессе четыре раза: в 1899, в 1902, в 1903 и 1910 годах.
Царь-бас играл в кино роль царя Грозного… Одесситы мощь голоса, мощь образа царя, воспринимали слухи о вывозе сокровищ через их город воинственно.

… «В начале XX века в России насчитывалось 6 фабрик граммофонных пластинок, выпускавших 20 миллионов штук в год, из них 5-6 миллионов производились по импортным матрицам (начиная 1897 года, выдающиеся оперные певцы записывались за рубежом, в России производства грампластинок ещё не существовало). В 1902 - 1915 годах были осуществлены записи на грампластинки исполнения многих выдающихся музыкантов, в том числе Ф. И. Шаляпина. Из всех певцов – современников Шаляпина, его голос записывали на пластинки больше всех».
Живой голос Шаляпина в Одессе, был постоянным и вне кино.

Фёдор Шаляпин  ДЕКЛАМИРОВАЛ текст сценария, драматургия… 
«… с большою выразительностию, как на театре; говорить с заученными приемами и движениями… Декламированье… с телодвижениями».
Декламация  ПЕСНЕЙ, в кино – «Декламированье… с телодвижениями».
Шаляпин  МАГИЕЙ  роли в кино царя Ивана Грозного, действовал на психику одесситов, его голос помнили, смотрели фильм, кто и речетативом подражал…

Огромная сила воздействия «немого» кино, начала ХХ века, у истоков и Королева экрана, Вера Холодная…
Кино изгнало оккупантов-немцев из Одессы, связь с актрисой Верой Холодной. Масса жителей-одесситов ходила «на кино», после просмотра, возбуждённая толпа, оккупантам казалась постоянной угрозой.
Кино, повод, объяснение режиму… Скрытая сила идеологии…
Участница мирового  ЧП, революция, война, она на Олимпе успеха в Одессе.

     … В то же время хронология 1-й Мировой войны и оккупированная германцами Одесса, энциклопедический текст такой… Акцент, что в городе по названию, была, «стояла», Австро-Венгерская армия. Мол, менее боеспособная, чуть ли не «демократичная», скорее к миру устремлённая. Деталь любопытным фактом, есть фото 1918 года, как  восторг, праздник, ликование.
«Австро-венгерские военные открывают заново памятник Екатерине, закрытый брезентом большевиками».

«Австро-венгерским гарнизоном в Одессе командовал фельдмаршал-лейтенант Эдуард Эдлер фон Бёльц. Он с 1 июня 1918 г. стал генерал-губернатором Одессы. 9 ноября, после поражения и распада Австро-Венгрии и накануне неминуемого поражения Германии, фон Бёльц покончил с собой».

«11 ноября войска Австро-Венгрии и Германии покинули Одессу»,  с  этого дня и по 17 декабря в Одессе царило тревожное ожидание очередной какой-то оккупации. С 17 декабря 1918 года начинается оккупация Одессы войсками Антанты.

     Выделим загадочную фразу, перечня многих  ТАЙН  той страшной войны, охватившей весь мир.
«11 ноября войска Австро-Венгрии и Германии покинули Одессу...»
Противоречий не счесть… Для истории остаётся разделение целей и задач: германцы только и делали в Одессе, караулили сокровища царской Российской империи.
Армия Австро-Венгрии… «стояла»? Смотрела фильмы с красавицей Верой Холодной, организовывала ей приёмы…

Потомкам раскодировка виртуозного слово оборота из многих справочников… Тезис: «Одесса во время австро-немецкой оккупации».
Но понимать надо так:
«В последние месяцы Первой мировой войны, Одесса была оккупирована войсками "двуединой" Австро-Венгерской империи».


Продолжение следует.


Рецензии