Османизм и кемализм
Мустафа Кемаль (самопровозглашённый "Отец турок") в свете нынешних реалий весьма подходящая политическая фигура для Российской Федерации, но вовсе не для жителей Османской империи накануне Первой Мировой войны. Попытаемся объяснить причины:
1. Османская империя (Высокая Порта) представляло собой впавшее в кризис державу мусульман-суннитов, последний халифат.Ответственность на всех лежала колоссальная. СССР отказался от всех царских долгов и империалистических притязаний и вообще не считал себя наследником царской России ни в какой мере. Его прошлое-это скорее Парижская Коммуна. Неоцаристские черты, спрятанные за фасадом левацких доктрин, стали шаг за шагом появляться лишь при Джугашвили- потомственном холопе из грузинского села Гори.
2. Российская федерация была изначально задумана таким образом, что даже после выхода из СССР всех республик, это обстоятельство не могло иметь фатальных черт и привести к массовому обнищанию и бесправию граждан.
Османская как и Британская империя теряли несравнимо больше. До распада они контролировали богатейшие территории.Просто так взять и отказаться от имперского наследия было нельзя.
3. Позднеосманскую идеологию в научной литературе принято называть "квазинационализмом Новых Османов". Турецкий национализм той эпохи предлогал в качестве рецепта для спасения страны следующий алгоритм действий:
а. Ускорение процесса вестернизаторства в том числе внедрение западных технологий и перестройку Вооружённых сил по западному образцу. Этот процесс позитивно был воспринят прежде всего Кайзеровской Германией, весьма заинтересованной в сильном союзнике против растущего самосознания славян на Балканах. Османская держава в таком случае выступала в роли щита против России и её союзников или,по крайней мере, оттягивала на себя часть их военных ресурсов.
b. Османским гражданам предлогалось предоставить равные права и возможности вне зависимости от "миллатов" (религизных общин). На деле такое равенство делало всех военнообязанными, до этого же немусульмане чувствовали себя относительно комфортно, занимаясь тогровлей и приумножая богатства, тогда как мусульмане гибли на фронтах бесчисленных войн.
c. Стремительно поднимавшейся турецкий национализм мечтал к Османской империи добавить чужие земли с тюркским населением.Этот проект "Туран'а догъру" (к стране Туран, под которой подразумевалась некая "страна всех тюрок") предусматривал обширные территориальные приобретения вплоть до Казани и Якутии включительно. Ярким выразителем этих идей явл. поэт и философ Зия Гёкальп. Эти идеи исходили от прогермански ориентированных лиц и сводились в конечном счёте к противоборству с Россией и Британской империей. Никаким боком германские интересы они не задевали. Таким образом, аппетиты "младотурок" шли гораздо дальше намного более простых султанских амбиций- сохранить то, что имеем. В практическом плане увлечение "пантуранизмом" должно было воодушевить тюркоязычное население Высокой Порты и, если удачно сложатся обстоятельства, растворить в этническом плане нетюркских по-происхождению граждан османского государства.Тюркские националисты Высокой Порты видели спасение в численном превосходстве тюркского населения, в увеличении удельного веса собственно тюрок. Османские правители хотя и не выступали против, но расценивали всё это как очередную романтическую мегаломанию, никак не согласованную с реальными возможностями страны.
4. Львиная доля тех изменений, которые кемалисты приписывают "Ататюрку" на самом деле начали осуществляться в период поздней Османской империи. Однако при любых процессах в Османской державе, правящий Дом Османов ничего не терял, а с ним вместе оставался и незыблимым халифатский принцип- сунниты одна община- нация и во главе их Османгази огъуллары. Всё это прекрасно осознавал выходец из алевитской семьи- молодой офицер Мустафа Кемаль.Точно так же как холопу из Гори требовалось максимальное разрушение царской России для создания диктатуры собственной, Мустафа Кемаль мечтал о полном разрушении наследия османов. Отсюда и растут ноги кемалистских демагогических призывов к "Тюрк миллети", вместо положенного в Османской империи "Мюслюман миллети, османлылар".
Османская империя старательно избегала крупномасштабной войны, так как была осведомлена о плачевном состоянии экономики, незавершенности реформ и слабости армии. Тем не менее,Германия и младотурки втянули её в войну. В дальнейшем, с крахом Османской империи, Мустафа Кемаль (находившийся в плену у русских) сумел развернуть кипучую пропагандистскую деятельность, получить военно-техническую помощь от большевиков и придти к власти на гребне побед над греческим экспедиционным корпусом. Причём все эти победы были одержаны под лозунгами "защиты ислама".
В реальности "Ататюрк" присвоил себе чужие заслуги, чужие победы (турки воевали против греков за ислам, а не вестернизаторство), вместо чего первым же делом ликвидировал халифатские устои и отбросил Высокую Порту к идолопоклонству. С точки зрения ислама "кемализм" есть предательство интересов мусульманско-суннитской общины и возрождение идолопоклонства в худшем его виде. Мустафа Кемаль - разновидность сирийского Асада, схдство дополняет и тот факт, что оба они алевита и оба получили военно-техническую помощь из России, без которой бы просто не выжили в прямом смысле слова.
Свидетельство о публикации №223061600475