ОКС, или отлучение от святого

История делает свои витки по спирали, не взирая на статус участника. Эта история не про страну и власть, а про людей и обстоятельства в которых они оказались.
Моего отца дважды отлучали от святого для нас с ним дела. Он любил рассказывать байку о Винстоне Черчилле:
Однажды журналисты спросили у Винстона, что нужно для подготовки высококлассного инженера? Черчилль не раздумывая ответил, Нужно наличие трёх дипломов о Высшем образовании. Журналисты оживились, столь необычному ответу и попросили уточнить, на его взгляд какие вузы нужно закончить? Черчилль, улыбнулся и ответил: "Вы не правильно меня поили, нужен диплом Деда, диплом Отца, и собственный диплом".
Мой Дед Генрих Карлович как и два его родных брата Станислав и Мечислав, были Горными маркшейдерами. Станислав Карлович старший из трёх братьев, стал Доктором наук, и по его методике, добычу угля активно практикует Китайские специалисты горного дела. Один из сыновей Мечислава Карловича, Юрий Мечиславович, после первого курса НПИ, где он учился на Горном факультете, спустившись в шахту во время практики, твёрдо решил, что не станет продолжать семейную традицию, и перевёлся на Строительный факультет, выбрав специальность ВиК. Демобилизованный из СА, мой Отец Вячеслав Генрихович, был встречен, разоружён, и призван к дисциплине, Юрий Мечиславовичем в Новочеркасске. Отец рос без Отца, Генрих Карлович пропал без вести в 1941 году при непонятных обстоятельствах. И молодость моего Отца прошла на Кавказе, Юрий изъял у Вячеслава финку, ремень с заточенной бляхой, видимо рассказал ему эту историю про Черчилля.
Так мне суждено было пойти по стопам своего отца и получить свой Диплом с Отличием Новочеркасского политехнического краснознамённого института имени Серго Орджоникидзе.
Отец быстро сделал карьеру, но не смотря на то, что был человеком принципиальным, когда речь шла о святом, о нашей с ним профессии. В КПСС, дважды отстраняла его от профессии, и будучи инженером-строителем, он уходил в Промышленное и гражданское строительство. Наш с ним диплом позволял проектировать и строить здания до 5 этажей.
И вот новый виток в истории нашей семьи, и меня уже не КПСС, но всё ещё люди из бывшего КПСС, решили отлучить от святого, от Водоснабжения.
Я работал Директором Минераловодского водоканала, и стечением обстоятельств, о которых стоит написать отдельно, мне предложили должность Главного инженера Кисловодского Водоканала, я не согласился и хлопнул дверью.
Друг моего Отца, работавший у него Заместителем директора Кавминводоканала до выхода Отца на пенсию, и принявший моё приглашение работать со мной в Минеральных Водах, был родом из Анапы. Он договорился с Главой города Анапа, который отдыхал в санатории Горный воздух в Железноводске, что бы он со мной встретился.
В Анапе, сложилась ситуация, что главный инженер Анапского Горкомхоза отказался от вакантной должности своего Начальника, в силу предпенсионного возраста.
Я в назначенное время зашёл в санаторный номер и представился Главе города Анапа.
Разговор был коротким, узнав, что я ни разу не был в Анапе, он предложил мне две недели, пока у него не закончится лечение в санатории, пожить в Анапе в санатории всей семьёй и тем временем познакомится с Коммунальным хозяйством города и района. Так мы и сделали.
В назначенное время, я был в приёмной Главы города Анапа, и что то пошло не так.
В назначенное время меня не пригласили, попросив немного подождать. Тем временем, раздался звонок моего школьного товарища. По одной из причин, по которой меня отлучили от Профессии, по этой же причине, в отставку отправили Главу города Ессентуки, и это отдельная история. Так вот власть в городе Ессентуки практически подобрал, Скоморохин. Константин спросил, где я сейчас? Я в двух словах объяснил, что в приёмной Главы города Анапа, жду назначения.
Скоморохин, сказал: "Ты сам знаешь, что сказать Главе Анапы, но Ты мне здесь нужен". Я положил трубку, и меня пригласили на аудиенцию к Главе города Анапы.
С первых шагов по кабинету, видя выражения лиц, я почувствовал, что что то идёт не так с моим назначением. Я подошёл, к столу, пожал руки присутствующим, и сказал: "Вижу что вас гложут сомнения, по этому вы знаете как меня найти, если сомнения рассеются". Развернулся и оставив позади себя, толи в недоумении толи в облегчении, присутствующих вышел из кабинета. Могу сказать, только одно, люди, которые пролоббировали собственное назначение на эту должность, привели Главу города Анапа, на скамью подсудимых, ровно через год, как я вышел из этого кабинета.
Надо пояснить, почему Скоморохин сделал мне этот звонок.
Дело в том, что уже во взрослой жизни, мы с ним пересеклись в Москве в гостинице Россия, где рассказали друг другу как у нас сложилась на тот момент жизнь. Он уйдя с воинской службы из за хронических задержек довольствия и не решения бытовых потребностей, занялся бизнесом, и со своим товарищем Игорем Дорониным они занимались торговлей. Я работал Заместителем Главы города Железноводска.
Когда в Ессентуках были объявлены внеплановые выборы Главы города, Константин не найдя моего телефона, позвонил моему брату Игорю за три дня до дня голосования, так же выпускнику нашей с Костей школы. Игорь, приняв сторону конкурента Константина, бывшего преподавателя НВП, всё той же нашей школы, когда услышал от Константина: "Игрь, выборы та мы Выиграем, но кто будет работать, нужны опытные парни", ответил ему: "Константин, ну за три дня мы тебе не поможем, а если Выиграешь и посчитаешь нужным ещё раз позвонит, то мы в твоём распоряжении".
Через день после выборов, Игорь позвонил и поздравил Константина с победой, а тот попросил нас подъехать в удобное для нас время.
Когда мы встретились, и получили предложения войти в команду управления горододом, Игорь будучи предпринимателем, не горел желанием госслужбы, а я после 6,5 лет работы в Администрации города Железноводска, наконец таки вернулся к профессии, и работал Директором Минераловодского водоканала.
Но запомнилось из той встречи два момента.
Первый. Когда Константин представил Игоря Доронина и сказал, что так как  деньги на выборы они потратили общие из своего совместного бизнеса, он планирует назначить Доронина Первым заместителем. Я тогда ему возразил, что если захотят по тебе ударить, то ударят не по тебе а по твоему Первому. И Константин прислушался и назначил Доронина Заместителем на общественных началах.
Второе, я пообещал написать блок схему первого и второго срока пребывания в должности Главы города. Через пару дней мы опять встретились, и я передал ему тезисы на пяти страницах. Он внимательно прочитал, обсуждая каждый пункт, и согласился что это полезный совет. Но было одно возражение с его стороны. В разделе "Что после второго сока", он не согласился с тем что нужно к моменту завершения второго срока стать  Депутатом Думы РФ. Я не учёл тот факт, что в законе были внесены поправки, которые этого не позволяли действующему Главе города. Но что можно сказать, Конечно, заработанный авторитет в городе за два срока, был обусловлен далеко не следованию моей блок схеме, однако как известно, Скоморохин Константин Борисович Стал Сенатором РФ от Ставропольского края.
Но вернёмся в начало первого срока.
Моя встреча со Скоморохиным была омрачена Терактом на электричке в Ессентуках в 2003 году. Я был на месте трагедии, и слышал раздирающие  тишину звонки мобильных телефонов пассажиров в электричке, на которые не суждено было получить ответ, со словами: "Не беспокойтесь милые, со мной всё в порядке".
Так начался мой первый день в должности Начальника ОКС Администрации города Ессентуки.
Прежнее моё место работы был Минераловодский водоканал. В 2001 году я принял его с полу тысячным коллективом. И планам капитального ремонта 1600 тыс.  рублей в год. К концу года мы выполнили 3800 тыс. руб. При формировании тарифа и бюджета, проведя дефектацию всего оборудования и самих сооружений, Я попросил Хадзакоса Николая Александровича Генерального директора ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" поддержать, и утвердить бюджет в размере 10 000 тыс. руб. на капитальный ремонт. Параллельно, численность водоканала я довёл до 640 человек, в том числе порядка 100 человек ИТР. И в связи с необходимостью устранения последствий наводнения 2002 года, мы собственными силами освоили порядка 18 000  тыс. руб. и 2 000 тыс. руб. привлечением подрядных организаций.
И вот я принял ОКС, 7 человек включая водителя. Полное отсутствие финансирования городских объектов, как следствие отсутствие технадзора, что собственно и является непосредственной задачей. Но не так страшно, отсутствие финансирования, как видеть, растерянность инженеров технадзора, которые многие всю жизнь проработали в этой сфере, и просто не понимали, как ещё можно зарабатывать и кормить семьи. Я не могу себя считать богатым человеком, но на их фоне, я вынужден издать приказ: "До появления финансирования, не смотря на установленный Главой города Ессентуки оклад в размере 15 000 тыс. руб. Установить Начальнику ОКС Администрации города Ессентуки, оклад в размере 1 руб.". Другими словами, Не платить себе я не мог, за это была предусмотрена уголовная ответственность в РФ, а денег не было.  Из действующих объектов, реконструкция Ессентукской Грязелечебницы. И можно было бы гордиться своей причастностью к реконструкции Памятника Архитектуры, визитной карточки города, но дело в том, что реконструкция касалась, емкостей хранения грязи, которые вряд ли все работники Грязелечебницы видели, не говоря о Курортниках. Так что атмосфера была удручающей. Работая в Железноводске, мне посчастливилось быть ответственным за Реконструкцию Пушкинской галереи. Бурная работа, не только организаторская, но инженерная приносила максимум удовольствия.
Однажды Скомарохин, находясь в Москве в командировке, вызвал меня к себе и я как Начальник ОКС подписал договор о строительстве в Ессентуках жилья для расселения из ветхого и аварийного жилья.
На следующей недели, назначено совещание по этому вопросу. Мы в приёмной с Начальником земельного комитета и Архитектором ждём назначенного времени, но секретарь просит зайти только меня. За поставным столом друг против друга сидят Скоморохин и Зампредседателя правительства СК Орешков Николай Александрович.
Поприветствовав обоих, Я присел рядом со Скоморохиным рядом, напротив Орешкова.
Орешков, видимо ознакомившись с кем будет разговаривать, начал с далека.
Вы Станислав Вячеславович, свои связи в различных структурах власти, должны использовать согласовывая с нашими планами. А далее он понёс какуе-то ерунду, из которой я понял, что Он был сильно обескуражен, когда приехав в Москву вместе с Аврамцом Петром Сергеевичем, имея при себе проект микрорайона "Лазурный" в посёлке Иноземцево, вдруг узнаёт что какой то Комоцкий уже был в министерстве и подписал договор на освоение этих денег в Ессентуках.
Дело в том, что землю под проектирование этого микрорайона, отводил я, будучи Первым заместителем главы города Железноводск, и как куратор строительного сектора я был в курсе, что Аврамец, не довёл дело до конца, и потащил Зампреда в Москву с сырым проектом. Когда Орешков, закончил изливать своё недовольство, и я понял что от меня ждут объяснений, Я вместо того что-бы просто сказать правду, и испортить отношения Скоморохина и Орешкова, поступил иначе.
Сперва я на пальцах дал понять, что наш проект, законченный и готов для открытия федерального финансирования, поле я размазал эскизное планировочное решение по микрорайону "Лазурный", и в завершение я спросил у Орешкова, на повышенном тоне: "У Вас, что есть ко мне лично претензии?"
Орешков с учётом своей должности, достаточно пафосно, ответил: "Вы не столько работаете, что бы у меня к Вам были личные претензии".
В ответ, я открыл десяток документов, которыми он тряс, как аргументами в пользу его проекта, время высказывания свои претензии и показал на них свои согласующие или утверждающие подписи.
Сказав в завершение, "Думаю это Вы ещё не так долго работаете, что бы у Вас были ко мне претензии личного плана".
Ситуацию разрядил Скоморохин, и имея всю необходимую информацию, которую я таким образом ему сумел довести, предложил компромиссное решение, которому в прочем не суждено было сбыться так как Орешкова сняли с занимаемой должности, а мы продолжили восстанавливать наш город.
Но должно вспомнить, и ситуацию, когда ко мне пришёл предприниматель, у которого было кафе на перекрёстке улиц Анжиевского и Островского. На этом же перекрёстке, находился один из входов в Курортный парк, и как всё в парке, он находился в удручающем состоянии. Так вот, этот предприниматель, достал из барсетки 100 000 руб. и не взяв ни какого документа, попросил отремонтировать этот вход в парк.
Я приехал к Главе горда Ессентуки, и представив полученную сумму, рассказал об инициативе. Деньги были приняты на Внебюджетный счёт Администрации, глава пригласил предпринимателя, и с благодарностью, вручил ему вместе с Почётной грамотой документ, об оприходовании денег.
История парка начинается с Графа Орлова, который дабы солдатам было чем заняться, задействовал их в разбитии верхней части парка. Чуть позднее проведя мелиоративные мероприятия, и осушив нижнюю часть прилегающей к парку территорию, была посажена и разбита нижняя часть Курортного парка.
2003 году дренажная система пришла негодность, грунтовые воды сильно насыщенные минеральными водами, начали губительно действовать на гордость любого Парка, его деревья. Глава города Константин Скоморохин, пригласил меня и спрашивает: "Что делать с парком? Курортный парк в то время ещё не полностью был передан на баланс города, с баланса Профсоюзов. Дело в том, что мы оба учениками средней школы №4, провели уйму свободного времени катаясь на велосипедах и купаясь в фонтане "Капитанский мостик". Не взирая на лечебные свойства, мы пили минеральную воду из питьевых бюветов, и нас не отпугивал даже сероводородный источник. И эти воспоминания, были сопряжены не только с нашим беззаботным детством, но и великолепным уходом и содержанием всей курортной инфраструктуры в городе и в Курортном парке в частности. Что-ж.90- оказались пагубными не только для людей, но и для курортных объектов. Те объекты, что уже передали на баланс города были в ужасном состоянии, да и те которые остались в собственности Профсоюзов так же не улучшали внешний вид курортного парка.
Я созвонился с друзьями из Пятигорского телевиденья, и предложил снять сюжет о Курортном парке. Мы отсняли материал, и заехали в Администрацию. Я первым зашёл в кабинет Главы, попросив телевизионщиков немного подождать в приёмной. Константин Борисович, не стеснялся в эмоциях, когда узнал, что в приёмной "Студия 2К". Дело в том, что политики не сразу умеют работать с камерой, этот опыт приходит к ним со временем, и я обладавший этим опытом в прошлой моей работе, не учёл этого в отношении Константина. Я попросил его выдохнуть, и выслушать меня. После чего мы проговорили, о чём снят материал, какие вопросы будут заданы, а главное о чём нужно сказать в конце интервью от себя, что мы хотим этим сюжетом о Курортном парке добиться.
Константин Борисович, остыл, собрался и попросил секретаря приготовить чай, сам вышел в приёмную и пригласил ожидающих репортёров.
Сюжет вышел в эфир, и цель была достигнута. Не ища виновных, в сложившейся ситуации, мы привлекли внимание к проблеме Курортного парка.
После этого я распечатал у Измайлова Валерия Даниловича в "Кавказкурортпроекте" карту Ессентукского курортного парка, предварительно от фотографировав все курортные объекты, а вернее то что тот них осталось на тот момент. И эти фото были распечатаны вокруг карты парка. Это был мой ответ Скоморохину, и мы с Ним поехали к Гонтарь Юрий Афанасьевич, Председателю Думы СК, и ему как Инженеру-строителю такой подход понравился. Прошло 20 лет, и в этом видео я вижу эту же карту но с уже приведёнными в порядок курортными объектами. Мне приятно увидеть свою идею, но ещё более приятен результат. И Я посчитал нужным вспомнить людей кому больно было смотреть на разруху и благодаря которым Парк получил финансирование и был приведён в порядок.
В результате многоплановой комбинации "Сурин", люди стоящие за рейдерским захватом Желатинового завода, имеющие генеральское звание и чин Заместителя министра МВД РФ, выдернули меня из под щита Главы города Ессентуки. Константин, мой уход с должности воспринял как личную обиду, хотя за все годы дальнейшего общения вида не подал.
P.S.
Через месяц после моего увольнения, раздался звонок Главного бухгалтера ОКС.
Не сдерживая смеха, она рассказала что как только я передал дела, новому Начальнику ОКС, к ним заявилась так называемая "Плановая проверка", о которой я не имел ни какого уведомления. Новы й начальник, не смотря на установленные законом правела проведения проверок, открыл полный доступ ко всем документам.
Я перебивая её смех, говорю, ну что тут странного или смешного, это всегда так бывает, хот не должно так быть. А она мне отвечает, так было смешно смотреть, на этих молокососов в кожаных куртках и с папками, как они просматривая документы, совместно читая ваш приказ о зарплате в 1 рубль, переглянулись и один говорит другому: "Сворачиваем проверку, смотри как этот чёрт умеет воровать, что даже от зарплаты отказался". И смешно и грустно одновременно.


Рецензии