Дорогая Юлик

«Дорогая Юлик» — так Борис Кустодиев называл свою жену Юлию Прошинскую, ставшую для него всем. Она была его женой, любимой, другом, музой и ангелом-хранителем. А когда художник оказался в инвалидной коляске, стала частичкой его самого. Сложно представить, как ей далось решение об операции мужа, которая могла сохранить только одну функцию — ног либо рук.. Женщина выбрала второе. В итоге он ещё десять лет смог творить, хотя навсегда потерял возможность передвигаться…

Юлия Прошинская родилась 11 марта 1880 года. Её отец Евстафий Станиславович Прошинский был польским дворянином, предводителем дворянства. Он умер довольно рано, считается, что застрелился, проигравшись в карты. О матери ничего не известно, даже имени не осталось. Скорее всего, дети её не интересовали, ибо она отдала пятерых девочек на воспитание друзьям — сёстрам Евгении, Марии и Юлии Грек, у которых в Костромской губернии было небольшое имение Высоково.

Так в раннем детстве Юлия Прошинская осталась сиротой. Одна из сестер Грек стала ей приёмной матерью. Сохранились рисунок и портрет, на которых Борис Кустодиев изобразил приёмную мать Юлии. Через несколько лет девочку определили на учёбу в Александровское училище при Смольном институте. Зимой она жила на казённой квартире министерства иностранных дел, где прежде работал её отец.

После окончания училища Юлия устроилась машинисткой при Петербургском Комитете министров. Параллельно она посещала школу Общества поощрения художников. Там брала уроки у Яна Ционглинского и мечтала поступить в Академию художеств. А на лето всегда уезжала к своим опекунам в Высоково.

Семья
Кустодиев и Прошинская познакомились в 1900 году. Молодой художник вместе с другом по академии Константином Мазиным жил в селе Семёновское-Лапотное рядом с имением Высоково.

Именно там Борис познакомился с Юлией и практически сразу потерял голову от любви. Уезжая в Петербург, будущий художник попросил разрешения писать возлюбленной письма. Но переписка держалась в секрете. Опекуншам очень не нравился этот роман с бедным художником. Они не сомневались, жизнь с юношей из провинции не принесёт счастья, поэтому стали искать ей богатого кандидата в мужья. Но судьба распорядилась по-своему.

8 января 1901 года Борис Михайлович Кустодиев и Юлия Евстафьевна Прошинская вступили в законный брак, обвенчавшись в церкви святых Константина и Елены при гимназии Императорского Человеколюбивого общества. Вскоре у них родился сын Кирилл.

Счастью не было конца
Казалось, счастье будет длиться вечно. Рождение первенца, диплом академии, золотая медаль за конкурсную работу и поощрение в виде годовой пенсионерской поездки за границу… Покорять Европу они едут все вместе. Поселилась молодая семья в Париже, но художник разъезжал по западноевропейским странам, изучал и копировал работы старых мастеров.

В Россию они вернулись в 1904 году. Жизнь улыбалась Кустодиеву. Илья Репин пригласил живописца к участию в создании монументального полотна «Заседание Государственного совета». Борис Кустодиев становится членом-учредителем «Нового общества художников», работает карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» и исполняет циклы иллюстраций к классическим произведениям…

Семья разрастается. В 1905 году на свет появилась дочь Ирина, через два года — сын Игорь. Становится ясно, что Кустодиевым нужен свой дом, где они могли бы проводить лето. Глава семейства приобретает землю в Костромской области и возводит там похожую на терем усадьбу с флигелем и баней. Проведённые там годы стали самыми счастливыми. Кустодиевы приезжали каждое лето, отдыхали, работали, сажали огород, ходили в гости и принимали гостей. Здесь написаны известные произведения: «Лето», «Японская кукла», «Прогулка верхом», «Священник и дьякон», «Портрет Ю. Е. Кустодиевой».

Однажды Борису Михайловичу заказали выполнить иконы для одной из церквей под Астраханью. Художник написал богоматерь с жены, а младенца — с сына Игоря. Видевшие икону вспоминали, что всегда грустные глаза Юлии Евстафьевны на этот раз были особенно печальны и так же пронзительно с иконы смотрел мальчик.

Художник без рук жить не сможет
Первая беда в дом пришла в 1907 году, когда от менингита, не прожив и года, умер Игорь. Потом Борис Михайлович вдруг стал жаловаться на боли в руке и жуткую мигрень. Диагноз оказался неутешительным: опухоль спинного мозга. Последовала операция, которая не принесла особого облегчения.

К 1916 году у Кустодиева развился необратимый паралич нижней части тела. Потребовалась повторная сложнейшая операция. Профессор сказал жене: «Подтверждена опухоль спинного мозга, но, чтобы добраться до неё, нужно перерезать нервные окончания. Больной без сознания, поэтому вам решать, что сохранить ему: руки или ноги?».

Женщина, прекрасно понимая, что в лучшем случае её ждёт судьба сиделки при паралитике, уверенно ответила: «Оставьте руки. Художник без рук, он жить не сможет…».

Удивительный мир
Целых полгода Борис Михайлович провёл на больничной койке. И всё это рядом с ним была его верная и «дорогая Юлик». Только благодаря ей он продолжал жить и творить, стиснув зубы и превозмогая невыносимую боль.

Дома товарищи-художники соорудили для него специальный навесной мольберт. Благодаря этому приспособлению подрамник с холстом мог передвигаться в разные стороны. Позже Юлии удалось пересадить мужа в кресло-каталку. Она сумела приделать к креслу небольшой столик, куда можно было положить краски и другие принадлежности.

Удивительно, но именно тогда Кустодиев напишет прославившие его жизнелюбивые картины. Прикованный к инвалидному креслу, он рисует праздники, красавиц-купчих, яркую провинциальную жизнь…

Даже последние месяцы жизни, когда тело разрывала боль, он всё равно продолжал рисовать. И всё это время «дорогая Юлик» была рядом.

Дорогая Юлик
Свою жену Борис Кустодиев рисовал довольно часто. Одну из работ «Портрет Ю.Е. Кустодиевой с дочерью Ириной» можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, куда её в 1960 году передала сестра художника Екатерина.

Портрет, как потом вспоминала Ирина Кустодиева, был написан в квартире на Мясной улице около Калинкина моста в Петербурге. Живописец запечатлел жену и трёхлетнюю дочь в просторной гостиной с зелёными обоями. На стенах развешаны его же картины и этюды.

Кустодиев с присущей его кисти виртуозностью создал портрет в интерьере, где уютная обстановка передает атмосферу семейной идиллии. Молодая женщина одета в чёрное платье по моде начала века, подчеркивающее изящную фигуру. Каштановые волосы убраны в высокую прическу. Она являет собой выразительный пример дамы эпохи модерна. На руках у неё пухленькая белокурая малышка в голубом платьице в белый горошек. На головке, словно бабочки, красные бантики.

Отдельных слов заслуживает полосатый павловский диван. После смерти опекунш, имение ушло в казну. Вещи и обстановку выставили на аукцион. Кустодиевы купили мебель. Шкафы, диваны и кресла остались в их квартире на Введенской улице, как приятное воспоминание о детстве.

Юлия Ефстафьевна пережила мужа на много лет и умерла в 1942 году в блокадном Ленинграде.

Дети художника
Сын Бориса Кустодиева Кирилл хорошо рисовал и, закончив живописный факультет Ленинградского высшего художественно-технического института, стал художником. Он специализировался на сценографии и станковой живописи. Однако его всегда тяготила слава отца, отсюда были метания, терзания и многое другое, что в конечном итоге мешает мастеру развиваться.

Дочь Татьяна Кирилловна Кустодиева работала искусствоведом, ведущим научным сотрудником Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа. Она автор «Каталога эрмитажной коллекции итальянской живописи XIII—XVI веков».

По многочисленным портретам, на которых художник изобразил свою дочь Ирину, легко можно представить, как она выглядела. Особой красотой не отличалась, но имела весьма живое выражение лица. В 1927 году окончила техникум сценических искусств в Ленинграде. Всю жизнь работала в разных театрах, в том числе в знаменитом БДТ.

Увидеть Ирину во всей красе и в цвете молодости можно на знаменитом полотне Кустодиева «Русская Венера». Она позировала отцу обнажённой, прикрывшись только веником. Веник, кстати, достали потом, и художник написал его на готовую картину, а во время позирования Ирина держала в руке линейку.


Рецензии
По его картинам мы можем представить дореволюционную Россию.
Всё это нужно было видеть своими глазами и суметь выделить главное.
Это талант.

Владимир Иноземцев   08.10.2023 16:17     Заявить о нарушении