Философия Лолиты Набокова

                Философия «Лолиты» Набокова
     Некоторые авторы статей литературоведческого характера называют роман «Лолита» самым  совершенным произведением Владимира Набокова. Я не стану вступать с автором этого мнения в дискуссию, а скажу, что из всего прочитанного мною у Набокова в этом произведении подкупает искренность, какая только возможна в литературе исповедальной природы. Плотская тема уходит на задний план, когда прочувствуешь, что герой произведения страдает. Его переживаниями проникаешься настолько, что уже после прочтения первых десятков страниц повествователь становится близким, едва ли не родным.   
     Если этот роман уже прочёл молодой человек, ему непременно следует вернуться к нему в свои зрелые годы, потому что произведение вовсе не о сексе как ведущем предмете, не об охоте «паука» на «муху».  Роман этот как медицинская карта больного, наблюдаемого в медицинском стационаре, которую автор добровольно раскрыл перед доброжелательным читателем и вместе с ним прослеживает историю и течение заболевания. Ведь на первых же страницах романа герой признаётся в том, что психика его нездорова. Хотя, что означает такая «болезнь»? В этом смысле мы все больны. Потому что на разных этапах жизни взрослым людям нравятся молодые, а молодым взрослые. И так же тянутся они друг к другу. А влюбившаяся в выдающегося актёра восьмилетняя девочка и через пятнадцать лет ставшая его женой и родившая от него детей тоже больна? Но если заурядный человек что-либо  х о ч е т, то незаурядный –  с т р а ж д е т. И если рядовой человек может запретить себе что-либо, то выдающийся не столько не может, сколько не хочет. Он не устраивает диспут с самим собой, не идёт на компромисс.  Если у первого типа один человек в нём слабый, другой сильный, и они ведут друг с другом борьбу или даже военные действия, битву с целью уничтожения, то этот не раздваивается, он – цельный. Но тем и обречённый. По ходу чтения романа приходит понимание того, что «пациент» не стыдится, вовсе не борется со своей болезнью и не презирает себя. В отличие от авторитетных «врачей», он знает, что совершенно здоров. А вот состояние здоровья осуждающего его читателя под большим вопросом. Точно, что он не знает жизни, потому уже хотя бы что и не жил вовсе, а как-то так… прошкандыбал по её краю, бочком, подобно инвалиду, припадающему на больную ногу и постоянно путающему, которую из двух он лечит? Вот эта тяга взрослого к малолетнему – нормальна. Хотя бы уже потому, что встречается сплошь и рядом. И влечение такое всегда взаимно, непритворно, искренне с обеих сторон. И речь следует вести не столько о таких ситуациях, а о том, что к ним приводит. А приводит жизнь, с её богатым набором причин, поводов и оснований. Одним из них бывает такая простая причина, что юный человек уже взросл (о чём пишет сам автор в подводе к истории), а взрослый совершенно юн. Часто такое происходит в среде художественной братии, в числе которой сплошь дети. Лирик – это внутренне, душой, не повзрослевший человек, ребёнок.
     Причин похожего соединения людей диаметрального возраста много. На мой взгляд, по моему теоретическому опыту взрослого мужчины и выводам наблюдателя, непорочность имеет здесь решающее значение: один, в силу своей юности, ещё чист, а другой, не смотря на зрелость лет, чистым остался, и, пройдя мимо множества помоек жизни и переночевав не в одной из них, не замарался. Преступление на этой почве совершается тогда, когда у маленького человека отнимается детство. Но что у одного ребёнка может отнять другой? Тем более что Лолита – не ребёнок точно. А вот взрослый ли человек Гумберт? И тоже точно, что нет. Здесь имеет место некое сложное психологическое построение, при котором юный взросл, а взрослый юн. Будто сплетены две вертикальные спирали в них: у неё «правая» – юная – белая, а «левая» – взрослая – красная, у него наоборот. И тем они не равны, но тождественны. Хотя бы уже потому, что со стороны спирали не различить. Эти две главенствующие энергии романа совершенно  уравновешены. Обыкновенно считается, что жалость и сострадание присущи людям взрослым, а вот здесь маленький пожалел большого. А если кто-либо захочет осудить или обвинить, то – за что? За наличие какого «неправильного» цвета и у которого из них двоих? Вот. Нет в этой истории виноватых, ущербных, извращённых и падших. А любовь есть. И главное – есть их право на неё. Да, такая. Но и прекрасная. Уже потому, что ничего лучше не было у героя  з а  в с ю  ж и з н ь. Набоков подводит нас к мысли о том, что не добровольность связи отменяет моральный запрет, но чистота отношений снимает ответственность за его нарушение. Таким образом, роман «Лолита» произведение, в главном, философское. И светлое.
     Плохо то, что на примере этого замечательного произведения, «с полным правом» оправдает и обелит себя всякая нечисть, то есть, собственно извращенцы – психически вполне здоровые бездарные подлецы. Нездоровые нравственно. Вот с этими я не на одной стороне, то есть, не стану ни их адвокатом, ни одним из сердобольных присяжных судей. Есть границы, которые здоровый человек не должен пересекать. Это дети, однополцы, скот, домашние животные. В случае с детьми – это преступление: никто и ни каким образом не имеет право отнимать у ребёнка детство. Такое преступление, эта бесчеловечность должна наказываться длительным сроком тюремного заключения. В ситуациях с животными – лечением в психиатрическом учреждении закрытого типа. Только каждый случай должен иметь строгую и полную доказательную базу.
     Для составления мнения об ином человеке надо представить его кончающим жизнь самоубийством. Человек малодушный берёт с прикроватной тумбочки яд, подносит пузырёк к губам и ставит  обратно. Так несколько раз, пока в припадке гнева на ненавистную склянку не разобьёт её о стену, после чего вскочит и станет горячо сокрушаться по поводу испорченных обоев. Если бы Набоков решил застрелиться, он не опустил бы поднятый пистолет. Решившийся на самоубийство сильный не будет жить слабаком. Он спустит курок хотя бы уже потому, что взвёл его. Иной человек, способный снести презрение других и даже многих, не может оставаться жить презираемым собой. Но, конечно, это мнение о Набокове-писателе, а художник и личность в человеке не всегда совпадают. Хотя… Сочинитель пишет кровью. Своей и чистой. Нечистую не потерпит бумага и «там» не примут. Искренностью слова и душевной чистотой автора роман «Лолита» ложится на открытое сердце читателя без зазора и прикипает к нему намертво.
                10 июня


Рецензии