Котлов Евгений Анатольевич
Но я не профессионал, да и двери Дома распахнуты широко всегда.
Начну проще: 13 мая 1946 года родился Котлов Евгений Анатольевич, и это стало первопричиной нынешнего события. Далее ещё интересней ; собрались его друзья не с целью поплакать (это было раньше, 10 лет назад), а оживить память о нём, ибо было что вспомнить.
Вечер начался не с официоза, а с показа коротких вырезок из документальных фильмов, снятых Женей за свою недлинную жизнь, и коротких комментариев его друзей. Многие собравшиеся были участниками происходящего на экране, но вспоминали они о событиях и подробностях, не вошедших в фильмы.
Усен Жеентаев был оператором фильма "Шесть сигналов в минуту" режиссёра и автора сценария, Евгения Котлова о спасателях-альпинистах. На заключительных кадрах фильма пострадавшего в горах и успешно снятого с вертикальной скалы альпиниста вносят на носилках в вертолёт, он (Усен) запрыгивает следом, и вертолёт взлетает. Всё просто. НО!
Пока съёмки шли в горах, всё зависело от съёмочной группы, погоды, участников спасательного отряда и от множества других вещей, поддающихся управлению. А вот с вертолётом была отдельная песня. В СССР с вертолётами было относительно хорошо, их было много, но и тогда их вызвать было не так-то легко. В то время все работающие в горах (геологи, геодезисты, электрики высокогорных ЛЭП, альпинисты и проч.) готовы были на всякие «подвиги», чтобы заполучить вертолёт. А чтобы он прилетел вовремя!.. И кто бы дал машину на съёмки фильма? Обещали бы ; это да, но вот когда бы он прилетел!? Женя сделал просто – он заказал вертолёт санавиации, да и все дела! Ругались на него потом, мол, дело-то ваше хорошее, прилетел бы вертолет и так, а вы вон как… Ага! Мы-то знаем, как бывало, летали.
Тут все дружно сказали: «Да-а-а, Котлов ; авантюрист изрядный был».
Дима Греков ; единственный кыргызстанский альпинист, взошедший на Эверест – вспомнил, что когда снимали фильм «Шесть сигналов в минуту», Евгений Анатольевич заставлял их лазать на Корону (технически сложная вершина в Ущелье Ак сай бассейна реки Ала-Арча) вверх-вниз до посинения, а «кадр не шёл», продукты кончились, и все озверели и Женя ушёл вниз с очередной порцией отснятого материала. Вдруг снизу к ребятам-альпинистам-актёрам пришёл какой-то парень, притащил рюкзак продуктов и сказал, что его послал мужик, похожий на Ленина. И кадры были досняты, и всё замечательно получилось. Вопрос, где Котлов взял деньги на продукты, не возникал, потому что ответ был только один – занял.
Сейчас невозможно объяснить, что всё это снималось БЕСПЛАТНО, актёрам денег не полагалось (документальное кино) и заставить их работать никто не мог. НО! Заставить нет, и вот Котлов ПРОСИЛ. Как можно отказать человеку, который вместе с альпинистами (сам альпинист!) идёт на высочайшую вершину Союза – пик Коммунизма, снимая фильм об альпинистах. Он несёт на себе всё, что несёт альпинист для восхождения, да ещё и камеру «Конвас», весящую 5 кг. А у киргизских восходителей дополнительный груз - кроме камеры, надо нести с собой запасные аккумуляторы, плёнку в металлических банках. У кого совести хватит отказать? Да и вопрос так не стоял – другое воспитание было, наверное. Говорилось волшебное слово «НАДО», и никому в голову не приходило спросить, а кому, собственно, надо?
Раз надо, так надо, чего там…
Тут все дружно сказали: «Да-а-а, Котлов ; авантюрист изрядный был».
Вспомнили фильм «Пятый угол» о трудных подростках-детдомовцах. Фильм снимался долго: Женя задался целью проследить жизнь подростков-юношей после детского дома. С кровью сердца снял, а фильм запретили к показу. Нормальное отношение автора в такой ситуации – в запой! Длительный. Но не тут-то было!
Евгений Анатольевич поступает ещё хуже – он выкрадывает из фильмотеки материал и летит в Москву, где на каком-то показе тут же получает награду. После этого фильм получает статус очень актуального!
Тут все дружно сказали: «Да-а-а, Котлов ; авантюрист изрядный был».
Интересное явление, этот самый талант, живёт твой друг, всё у вас с ним вроде одинаковое, но ОН видит всё с какого-то другого угла и решения принимает от этого угла исходя и показывает – вот оно! Вот как это выглядит! Тогда все переглядываются: «А чего ж мы то, а?.. Правда… ты смотри… как же мы раньше-то?..». А вот так. Увидеть не как все и показать, чтобы все увидели… Вот Котлов это умел.
А ещё он был избран в Верховный Совет Киргизской ССР, пытался через политические рычаги что-то изменить к лучшему. Нет, не для себя, себе он даже положенное по статусу жильё не требовал, некогда было, да и не за этим он избирался.
Видимо, тогда и надорвался, ибо бороться со стихией, с партийными и киношными чинушами, характер и здоровье нужны. Где-то авантюрно, где-то убеждением, где-то дружескими связями. Но с СИСТЕМОЙ бороться не вышло, система сама себя съела, и Котлов с облегчением вернулся к любимой работе.
Закончился вечер, как и следовало ожидать, любимой Жениной песней «Виноградную косточку в тёплую землю зарою…».
А теперь и про «широко распахнутые двери Дома Русской книги».
Как-то потихонечку, исподволь, Дом находит какую-то правильную нотку в отношениях творческих людей и идей. Посудите: Рождественские встречи", камерные сходки с певцами, исполнителями, поэтами, писателями, художниками. Дуэт рояля с Юрием Кузнецовым и гитары с Алексеем Агибаловым; выставка картин поэта Светланы Сусловой; презентация номеров журнала «Литературный Кыргызстан».
Не кинематографическое общество организует вечер режиссёра, оператора Евгения Анатольевича Котлова (что было бы справедливо), но именно Дом Русской книги.
Спасибо супругам Кадыровым, Виктору и Светлане. Спасибо Вячеславу Александрову, автору идеи вечера, соратнику и коллеге Евгения Котлова. Спасибо киностудии «Эпос» ; детищу Котлова и продолжателю его работ.
Свидетельство о публикации №223061600886