Страницы истории детям и внукам

               

В минувшем 2012 году и в начале текущего года в «Калининце» было опубликовано немало материалов по истории станиц и хуторов района. Неравнодушные читатели живо откликнулись на них. Большинство благодарили и просили написать об их населенном пункте. Например, Сергей Грязнов, выразил пожелание о том, чтобы написали о станице Андреевской.
                Найти такой хутор не удалось

Нина Семеновна Щербина из Краснодара пишет: «Уважаемая Нина Петровна! В «Калининце» от 4 октября 2012 года была опубликована ваша статья «Хутора вы мои, хутора». Мы являемся потомками рода Павлоградских (я – в девичестве Павлоградская и мой брат  Виктор Семенович ). Наш отец Семен Иванович1924 года рождения, инвалид Великой Отечественной войны, жил и работал на хуторе северном, умер в 2011 году в возрасте 86 лет.
Нас интересует наша родословная и история нашего хутора. Поэтому мы с интересом прочли вашу статью. У нас возникли вопросы, на которые хотелось бы получить ответы. Почему вы не даете никаких сведений о хуторах Северном, Павлоградском, Чапаевском, ведь они были даже на карте. По нашим сведениям Павлоградский Федот, офицер царской армии в девятнадцатом веке получил отставку и приехал в станицу Стеблиевскую на правый берег Ангелинского ерика (царь пожаловал ему 1500 десятин земли) Его сыновья Андрей и Петро владели землей отца в районе устья реки Понуры. Павлоградский Андрей Федотович был есаулом и в честь него назвали хутор Павлоградским. Одним из сыновей Андрея Федотовича был наш дед Павлоградский Иван Андреевич (1898 – 1967гг.). Жил и умер он на хуторе Северном, тоже был инвалидом Великой Отечественной войны. Надеемся получить от вас новые сведения и ответы на наши вопросы. Благодарны вам за статью о хуторах».
Долгими оказались поиски ответов на вопросы жительницы краевой столицы. К великому моему сожалению, порадовать ее пока ничем не могу. Отдельно данные о хуторах, состоявших в юрте более крупных населенных пунктов раньше не публиковали. Я отправила специальный запрос в архивный отдел Красноармейского района, в который некоторое время входила часть населенных пунктов нашего Калининского района. Начальник этого отдела Е. Н. Нахачева ответила: «Информацией об образовании хуторов Ангелинский и Севетный архивный отдел администрации муниципального образования Красноармейский район не располагает».
               Был такой атаман в Старовеличковской

Житель Бойкопонуры, ветеран Великой Отечественной войны  Василий Иванович Коротенко тоже поблагодарил за статьи об истории Калинской, они ему очень понравились: «Вот если бы вы и за Старовеличковскую написали! Я туда в школу ходил и станица эта мне дорога. Хочу вам сообщить один интересный факт, может используете в одной из статей. В Старовеличковской был атаман Худой (не помню имени, но, очевидно, он был последним атаманом).С ним я встретился в 1943 году. На фронте всегда было огромной радостью встретить земляка. Я его попросил рассказать о себе и узнал немало интересного. 15 лет он был атаманом Старовеличковской. Я удивился: как вам удалось сохраниться, выжить, не попасть под репрессии? Он ответил, что никогда никого напрасно не наказывал, не обижал. С сыновьями до революции построил ссыпки. Собирал зерно у крепких казаков, а весной оказывал помощь вдовам, многодетным. Вот его и пощадила советская власть, тем более, что он перед новым начальством, как он выразился, - не высовывался. Я был рад послушать, а он – рассказать. Мне он представился личностью, незаурядным человеком. Думаю о нем рассказать в газете было бы неплохо. Наверняка в станице у него внуки остались и можно будет что-то узнать».
Хорошее предложение. Надеюсь, что после этой статьи внуки атамана Худого из Старовеличковской откликнутся и напишут или позвонят в редакцию.

                Как ус Таманского памятника нашелся

Ветеран Великой Отечественной войны и педагогического труда Виталий Павлович Попков много лет активно сотрудничает с нашей газетой. Он живо откликнулся на статью «Войсковой старшина и талантливый художник» о Петре Высоевиче Косолапе, земли которого находились на территории нынешнего Джумайловского сельского поселения.  В 1894 году Косолап принял участие в конкурсе на лучший проект памятника казакам, высадившимся в Тамани в августе 1792 года. Образ казака-запорожца, написанный Петром Косолапом, превратил в скульптуру знаменитый воятель Адамсон.
Виталий Павлович сообщил, что дивизия в которой он служил, первой вошла в освобожденную Тамань. Потому его и других бывших фронтовиков регулярно приглашают туда на военно-патриотические  встречи: «Кроме торжественных мероприятий обычно для нас устраивают экскурсии. Были мы в домике, где жил Лермонтов (двери низкие, мне наклоняться пришлось). Запомнился  символ Кубани и Тамани –  памятник запорожским казакам-переселенцам, первыми высадившимся в Тамани 25 Августа 1792 года. Экскурсовод рассказал нам такую интересную историю, врезавшуюся мне в память. Все считают, что образ казака на памятнике списан с Саввы Белого. Так вот, во время оккупации однажды одному из немцев не понравился памятник. Выстрелил он и  повредил усы Саввы. Не один год стоял казак с одним усом. Когда местные власти решили отреставрировать памятник, не смогли подобрать металл, таких, дореволюционных, как надо было, уже в стране не выпускали. И тогда дали в местной газете объявление. Ко всеобщему удивлению одна жительница принесла ус Саввы, что нашла  в лихие времена и сохранила».

               
                Чтобы был в станице стадион

Анне Антоновне Дементьевой очень понравились материалы о трижды Герое Советского Союза Покрышкине. Недавно она позвонила и поделилась радостью: «Прочитала я книгу, что Покрышкин написал. Читала запоем, до поздней ночи. Как хорошо книга написана! И вспомнились мне далекие военные годы. Страшно было, когда самолеты взлетали и садились. Мы полураздетые, босые сидим на печи, а мама говорит: «Молись, Анька!» И я молилась. А потом наши пришли. Авиационная дивизия, когда квартировала в станице, уже тепло было. Мы, детвора, вездесущие были. Часто «дежурили» у летной столовой. Кухарки жалели нас и выносили по кусочку хлеба».
Ветеран Вооруженных Сил России Виктор Иванович Черный рассказал о большом паводке 1940 года: « Все каналы, кюветы в станице были заполнены водой. А за станицей в больших разливах рыбу руками ловили.
В 1944-1951 годах энтузиасты вручную засыпали землей территорию нынешнего стадиона. Там, где находилась МТС, а потом Дом пионеров, по Советской, была возвышенность. Вот оттуда ведрами все желающие  старшеклассники и взрослые люди ведрами носили землю. Руководили этой работой бывшие фронтовики учителя Иван Николаевич Сотин и Иван Петрович Кокнаев. Вот так вручную и засыпали все, а то ведь там была большая впадина. Машин-то  тогда в станице было всего три: ЗИС-5, «Студебекер» и полуторка. В 1951 году, в июне,  уже на стадионе проводили районную  олимпиаду школьников. Открытие стадиона сделали торжественным. И потом каждое лето здесь соревновались школьники всего района.  А голодно как было! Мать, принесет бывало, три баночки кукурузы и говорит: «Как хотите, это на весь месяц!». Я был старшим и ходил подрабатывать в артель инвалидов. Туда приглашали подростков очищать семена с веничья.  Нашугаешь ведро – дают рубль. Если постараешься, то за день до пяти ведер можно собрать. Получишь пять рублей – гордый идешь домой».

                Он был человеком-легендой

Пенсионера из райцентра Владимира Константиновича Нефедова знают многие калининцы старшего поколения. Много сил и энергии отдал он проблемам охраны природы, частенько писал об этом в «Калининец». Недавно  поделился своими воспоминаниями о знатном земляке, человеке-легенде, как его называли, участнике гражданской и Великой Отечественной войн Ефиме Григорьевиче Рыбальченко (1900 года рождения):
; Он был крестным отцом моей супруги и наши семьи тесно общались. Исключительно скромный человек, он очень скупо говорил о себе. Так как по возрасту мы были гораздо моложе, называли его дедом. Очень нравилось нам, слушать его рассказы о былом. Наиболее значимое, на мой взгляд, я начал записывать. Например, о белокаменном Покровском храме. Ефим Григорьевич видел, как его строили, он тогда в школу ходил.  Кирпич привозили подводами с Ивановского завода, известь гасили в больших ямах на площади, где сейчас цветники у районной администрации.   Фундамент, говорил, кирпичный делали на сухом песке. А все остальное было железобетонным. На открытие в 1913 году собралось море народа. Это и на снимке видно, который дед мне передал. А фотографировали торжество с крыши здания казачьего правления, где теперь находится коррекционная школа-интернат. Снимок мне понравился и я попросил местного фотографа сделать увеличение. Звали его Володей, а фамилию не помню. Помочь он согласился, но у него не было фотобумаги большого формата. Я ее нашел и купил в Краснодаре. Потом, уже в девяностых годах размножил раритет Владимир Михайлович Сигута. Копии фотографии и записи о храме, каким был, как его взрывали я передал в Богоявленский храм, местным казакам, в музей Покрышкинской дивизии  и другие инстанции.  Особенно мне запомнилось, что колокола были такие мощные, что их звон был слышен даше в Тимашевской.   За несколько лет до разрушения храма там сняли все иконы, все убранство, куда увезли, не знаю. Потом использовали святое место для хранения зерна.. Это зерно спасло жизнь нескольким людям. Было это так. Перед разрушением здания начали снимать колокола. Поднялось на колокольню  несколько мужчин, обвязали большой колокол веревками и попытались удерживая, спускать колокол. Но удержать такую тяжесть им не удалось. Колокол сорвался в низ, на зерно. Людей высоко подбросило вверх. И хорошо, что упали они тоже на зерно, не разбились. А после того, как в 1935 году храм взорвали, вся станица еще долго была в белой пыли, как в тумане. Когда Покровский храм открывали, в России отмечали 300-летие царской семьи Романовых. В нынешнем году, если бы не революция, исполнилось бы уже 400 лет. Кстати, в храмовой сторожке, которая сохранилась в парке до сих пор, до войны был первый станичный клуб, а на месте нынешнего Дома культуры стояла хатка, крытая камышом. Первый колхозный клуб был в амбаре, на том месте, где сейчас стоит правление бывшего колхоза имени Ленина.


Рецензии
"В Старовеличковской был атаман Худой (не помню имени, но, очевидно, он был последним атаманом).С ним я встретился в 1943 году."

Мой дедушка по маме - Худой Иван Романович. Жил справно, имел пять лошадей и пятеро детей: Катя (моя мама), Федот, Дуся, Митя и Алёша.

Его братья - Степан и Яков. Сестры Горпина и Мария (тётка Манька). Я из всех видел и хорошо помню.

А вот дедушку своего Ивана - не видел. Не хотел вступать в колхоз. После приезда в станицу Кагановича, палача русского народа, для поднятия темпов коллективизации, деда Ивана избили, отчего он умер.

Из дома забрали всё съестное, даже горшок с кашей вынули из печи.

Среди этих активистов мама назвала две фамилии: Степанова (она) и Миршавка (он).

Степанова даже забрала себе стулья. Позже она стала пред.колхоза, а после объединения - бригадир табачной бригады.

Младшие дети моего деда Худого Ивана Романовича - Митя и Алеша опухли от голода и умерли.
Катя (моя мама), Федот - её младший брат и младшая сетра Дуся с мамой (моей бабушкой) отправлены в полевую бригаду на сельхозработы.

Моя Бабушка вскоре там и умерла.

Это 30 годы, а 60 лет спустя - крякнули и колхозы,как несовершенная форма хозяйствования, навязанная народу малой грамоты "вождём".

Если я найду адрес (телефон), кто интересуется тем Худым, буду благодарен.

У Кати, моей мамы, два сына, оба закончили вузы.У Федота, моего дяди, сын - вуз, конструктор. Его дети: Сергей банкир, Алексей - компьютерщик.

Дуся (моя тётя): дочь Полина- заслуженный учитель, сын Алексей - "настоящий полковник" боевой авиации.

Так что инородцы Сталин и Каганович знали, как гнобить русский народ.

Спасибо!

Alex Zima   02.08.2023 18:37     Заявить о нарушении
Об ужасах гражданской войны столько написано, а еще больше не написано, остается в тени. Тяжело об этом писать.

Нина Короленко   02.08.2023 19:27   Заявить о нарушении