Spacewave part. II

Cпустя четыре года, после шедевра Делии Дербшир, в 1967 году в Соединённых штатах и в Англии, появлются две композиции заставляющие говорить о эволюции Spacewave. В USA это была "Vibratons" с альбома "Super Psychedelics" сёрф-группы The Ventures, а в Англии "Astronomy Domine" с альбома "The Piper At The Gates Of Dawn" Pink Floyd(далее PF). Обе пластинки вышли летом 1967 года, однако работа The Ventures вышла 3 июня, а дебют PF 5 августа, то есть, на два месяца позже. И всё-же начнём с англичан, поскольку, то что в последствии стало космической волной, первоначально выросло на благодатной английской почве.

В 1967 году, безусловными лидерами популярной музыки были The Beatles и Rolling Stones.Однако человечество активно занялось покорением космоса и поиском жизни на других планетах, по этому выходили многочисленные научно-фантастические новинки в литературе, кинематографе и конечно музыке. Набирало силу движение хиппи и вглядываться в космос было модно.Сами хиппи предлагали делать это при помощи препаратов, помогали им двигаться в этом направлении музыканты. Музыку таких музыкантов называли психоделический рок. На волне всеобщего увлечения ЛСД, The Beatles, попробовав волшебного зелья, записывают Sgt. "Pepper's Lonely Hearts Club Band". На пластинке увидела свет «Lucy in the Sky with Diamonds», в тексте и названии которой содержатся отсылки к ЛСД. В записи композиции был применён эффект Artificial Double Tracking, т.е. некоторые партии инструментов записывались на разные треки. Это давало возможность ускорять и замедлять части некоторых партий, что и было использовано в "Lucy in the Sky with Diamonds". Таким образом битлы, стали теми людьми, кто научил музыкантов играть музыку для тех, кто обдолбился психоделиками, или просто уделался всем чем можно.
Первое июня 1967г., день выхода "Sgt. "Pepper's", можно считать днём рождения психоделической музыки, в волнах которой уже был заложен вайб Spacewave. Интересно, что упомянутый выше "The Piper At The Gates Of Dawn" PF, открывающий интересующую нас "Astronomy Domine", был записан в это же время в этой студии (Abbey Road Studios) и вышел на два месяца позже по причине разногласий Abbey Road с выпускающими лейблами.
  И так Битлы были первыми в психоделике, хотя к Spacewave они имеют лишь косвенное отношение, примерно такое-же как Америго Веспуччи к открытию Америки. Он открыл её, но не смог опознать и освоить. Здесь аналогичный случай... На звание Колумба космической музыки вполне может претендовать Сид Баррет, идеолог PF, под руководством которого был записан "The Piper At The Gates Of Dawn". Именно Сид (позднее прозванный музыкантами Crazy Dimond) вдохновил PF на создание альбома и сгенерировал необходимый minimum/maximum того, что мы теперь называем космической волной написав «Astronomy Domine», а также «Interstellar Overdrive». Именно из-за наличия в альбоме этих двух композиций критики, пытаясь описать эту музыку не смогли придумать ничего лучше, как добавить к слову рок термин Space. Так появился термин Space Rock. Позднее, из-за того, что музыканты PF, невзлюбили новый термин, справедливо полагая, что такое название не даёт должного представления о их музыке, музкритика специально для PF придумала термин "Планетарный мистицизм". Однако, чтобы там не говорили по этому поводу, именно PF в своей талантливой музыке заострили своё внимание на космосе как внешнем, так и внутреннем, и создали музыку со всем необходимым набором спецсредств, отражающих специфику новой музыки. Я называю PF Первыми Музыкальными Трансляторами Вселенной, послужившими человечеству каналом первого импульса космической волны в музыке.

Вернемся к американцам The Ventures. Несмотря на их оторванность от вышеописанной музыки, они благодаря своему креативу и профессионализму также послужили для землян хорошими трансляторами идей вселенной. Влияние хиппизма, с их психоделией, на умы продвинутых людей в данном случае иллюстрирует то, что диск The Ventures 1967г. к тому времени уже заслуженной сёрф-роковой команды (на сцене с 1958) представивший миру «Vibrations» называется "Super Psychedelics". «Вибрации» являются настоящим космическим артефактом, как и большинство из них сделанным на земле. За два месяца до PF, Ventures создали композицию предвосхитившую основные законы того, что в дальнейшем станет лекалами: космической музыки: музыка должна кишеть спецэффектами и является их частью: синтючные басы арпеджио, спецэффекты Delay, Waves, Horus, для солирующих инструментов, тревожные барабанные бреки и выраженная бочка для ударных.  Да, к сожалению группа делала исключительно инструментальную музыку, иначе мы сейчас бы точно говорили про вокодер. Теперь собственно о музыке...

 
"Astronomy Domine» первая композиция в поп-музыке включавшая в себя всё, чем станет характеризовать в последствии Spacewave... В тексте композиции есть такие слова
"Jupiter and Saturn,
Oberon,Miranda and
Titanian, Neptune,
Titan, stars can frighten".

И так "stars can frighten"- т.е. "Звёзды не безопасны". Это эмоциональное отражение главной темы всей научной фантастики, в итоге и породившей Spacewave, сродни страха мужчины перед женщиной - пугает и зовёт одновременно. Поэтому, космическая музыка по преимуществу тревожна и мечтательна, а созвучия её минорны, что позволяет считать такую музыку сверх романтичной, т.е. самой романтичной музыкой на земле. Её вибрации позволяют улавливать особые космические ощущения (Cosmic Feelings*) некий гипнотический транс, возникающий во время прослушивания этой музыки призванный оторвать нас от земного. Это состояние возникает всегда, когда слушаешь настоящий качественный Spacewave. Немножко воображения и ты уже не здесь, ты в другой реальности. То, что Rockets позднее воспели в композиции «Hypnotic Reality». Все случаи первичного проявления космической волны в музыке зарегистрировать на этих страницах нам не удастся, но попытаемся рассмотреть самые яркие.


Ярчайшим произведением в собственно музыкальном плане, в смысле яркой мелодической составляющей, и хитроумной аранжировки в рассматриваемом 1967 году была несомненно «Vibrations» легендарных The Ventures с альбома с говорящим названием Super Psychedelics.
   

Развивать тему космических вибраций вслед за PF и The Ventures начал David Bowie на пластинке "Space Oddity" вышедшей сразу после "Космической Одиссеи 2000" Стенли Кубрика в 1969 году.
  В 1970 году появилась первая Space-Progressive-Rock композиция с женским вокалом, это была группа из нидерландов Earth&Fire с хитом "Memories". Термина Space-Progressive-Rock как такового ещё не существовало, хотя и сейчас он широко не используются, когда говорят о подобной музыке чаще её определяют, как Krautrock, Art-Rock, или (чаще всего) Progressive. Однако я обещал не пудрить мозг подобными разбирательствами, и по мере возможности постараюсь сдержать своё слово. Тем не менее, несмотря на то, что даже термина Krautrock ещё не существовало, именно космические гармонии в духе Earth&Fire с хитом "Memories" затем активно использовались исполнителями прогрессив-рока. Параллельно космические созвучия разрабатывал в своей музыке первый покоритель синтезаторов, не участвовавший в их изобретении Гершон Кингсли (Gershon Kingsley). На альбоме"Music to Moog By"(1969) подаривший миру "Pop Corn" первый хит человечества, полностью сделанный на синтезаторе. Основной мелодический ход этой бессмертной вещи в несколько замедленном виде взял за основу своей композиции "Голубая Планета" А. Рыбников, работая над музыкой для советского к/ф "Большое Космическое Путешествие". Но, наиболее яркую гипнотичную вариацию эта композиция получила в руках французского спейсвейвера Жана Мишеля Жарра, на диске "Oxygen"(1976) в композиции "Oxygen VI", продержавшейся затем тридцать лет в десятке самых узнаваемых мелодий планеты.
 
*песня с этим названием один из шедевров,одержимых, сдвинутых на космосе и несколько наивных Rockets.


Рецензии