Глава 394. Бузони. Чакона Баха

Ферруччо Бузони
Фортепианная транскрипция Чаконы
Из Партиты №2 ре-минор BWV1004 И. С. Баха
Бенджамин Гросвенор (фортепиано)

sir Grey: Когда-то наша Хрущева написала, что это хорошее переложение Баха, что она играет его каждыи день. Я тогда еще не слышал ее за пианино, подумал, что это — остроумная шутка.

Igor2: Это не Бах. Это Бузони.

musikus: Но тогда почему целые поколения клавишников охотно играют эту пьесу «Бузони»? Может быть, все же Иоганн Себастьян Бах сыграл тут какую-то роль?

Volovikelena: Удивительно двойственное впечатление. Ощущение Сен-Санса, Франка, местами — Листа, но не Баха. Баха здесь почти нет. И при этом интерпретация очень нравится. Парадокс, но так.

musikus: Я вот что думаю. Уже сам замысел сделать из музыки для скрипки соло мощную, свободно гармонизованную пьесу для самого богатого выразительными возможностми инструмента, говорит о том, что Бузони и не собирался вовсе с помощью рояля подражать скрипке. Совершенно разные стихии (вспоминается Бетховен с его фразой «Какое мне дело до вашей проклятой скрипки!». Вот тут то же самое). Чтобы по мотивам графического рисунка живописать маслом, нужно по любому многое творчески домыслить, привнести свои краски. То, что сделал Бузони, это как бы опыт расшифровки баховского манускрипта другими средствами и в другом времени. Бузони, хоть и успел пожить в ХХ веке, генетически был, кончено же, человеком XIX столетия, и романтизация Баха была неизбежна. Что ж, собственно Баха в этой транскрипции действительно мало. Но плохо ли это? Пьеса-то ведь замечательная. Если уж она так «романтична», как некоторые считают, то чем больше это выражено в ее исполнении, тем лучше.


Рецензии