Отчим-отец Алексей

     Отчим, ставший вторым отцом, Бебешин Алексей Иванович, успел получить до войны семиклассное образование, благодаря которому на флоте стал мотористом, а затем механиком по обслуживанию и ремонту вспомогательных и главных судовых двигателей. Женился, через некоторое время родился сын Василий. Понятно, что дома бывал очень редко и недолго. Всю зиму работали в незамерзающем Черном море. Жена такого режима не выдержала, подала на развод, и вскоре уехала из Таганрога на Украину, а маленькому сыну сказали, что папа умер.
     После развода с женой несколько лет работал на перегоне судов по Северному Морскому пути (поэтому мне ныне очень близки и понятны книги В. Конецкого), попадал в экстремальные ситуации. При ремонте двигателей в штормовую погоду несколько раз получил ожоги электрической дугой, травмы от ударов о двигатели и переборки, отслоение сетчатки. Путь в дальнее плавание за границу закрылся навсегда. Вернувшись в Таганрог, чтобы получить допуск на выход в море, всячески обманывал медкомиссию, особенно окулиста.
     Вскоре умерла мать, отец женился на молодой, работал и жил в Донецке, так что на берегу Алексея никто не ждал. Это ещё больше привязало моряка к кораблю, поэтому даже в порту он оставался на судовой вахте, пока команда расходилась по домам или на гулянки в городе. К береговой жизни, к повседневным домашним заботам, к решению разных бытовых проблем он был совершенно не приспособлен – просто не знал, куда себя деть. В отличие от брата Николая совершенно не умел танцевать.
     В каботажном плавании часто выходили в море неполной командой. То без матроса, то без кока. Кто умел готовить, по очереди дежурили на камбузе, помогая коку-матросу, а то и просто вместо него. Отчим рыбу и мясо  готовил как профессионал. Котлеты из судака могли бы украсить меню любого ресторана.
     На погрузке-разгрузке не гнушался таскать мешки и тюки, чтобы быстрее выйти в море. Физически был очень сильным. А в машинном отделении он всегда был «царь и Бог». Таким он пришел в нашу семью.

     Часто мы с мамой вместе и по отдельности приходили на его ПТС-46 (приемно-транспортное судно с двумя небольшими холодильными трюмами для каботажной перевозки рыбы из сетей рыболовецких сейнеров на рыбзаводы Азовского бассейна), брал он меня, пятнадцатилетнего, и в короткие рейсы этим летом. Как стармеху, ему полагалась маленькая, но отдельная каюта, с диванчиком и подвесной койкой, где я спал. Первое что меня поразило – это несдвигающаяся мебель и всеобщая привязанность, чтобы не повредилось при качке. Второе – невероятное множество тараканов, минимальность команды, а также невыносимый грохот в машинном отделении и ни с чем несравнимый запах ржавеющего холодного и горячего железа, солярки, мокрого дерева и хлюпающей под паёлом воды.

     Зато, какой кайф, в тесной рубке с настоящими компасом и штурвалом (даже с эхолотом), на рубке у трубы, а на палубе! Погода чудесная, скорость 8 узлов и вся свободная от вахты (3-4 человека) команда отдыхает на крышках трюмов, накрытых брезентом. И с ними я – пассажир-невидимка, не вписанный в судовую роль.
      (ТТД ПТС: назначение – прием улова от добывающих судов и его транспортировка в охлажденном виде со льдом. Габариты – 27,3х 6,0 м; экипаж  8 – 11 чел., мощность гл. двигателя – 150 л.с.; водоизмещение от 80 до 150 т; 2 трюма; скорость – до 11 узлов.)

     Предупрежденный отчимом, я благополучно избежал традиционных моряцких приколов, поднабрался морских терминов и жаргонных словечек.

МАРТЫН – ЭТО ЧЕЛОВЕК ИЛИ МОРСКАЯ ЧЕРНОГОЛОВАЯ ЧАЙКА?
     В одном из коротких переходов по Азовскому морю во время ужина внезапно сорвался ветерок, и я ощутил то, что представлял по рассказам отчима: неудобство принятия пищи, когда поверхность стола неожиданно меняет угол наклона, тарелка пытается отъехать в сторону, а её содержимое пролиться на стол, а то и на брюки.
После вынужденно ускоренного ужина, мы с отчимом спустились в МО, чтобы подменить второго механика. Он удивился: – Что-то, вы, быстро!
     На что отчим протянул: – Д-а-а, похватали, как мартын мыло. Тут я и припомнил бабушкину поговорку и услышал моряцкую версию её возникновения.

     Есть такой вид морских чаек – серебристых, с черной отметиной на голове у взрослых особей. Чрезвычайно прожорливы даже на фоне других жадных чаек. Охотятся на мелкую морскую рыбу и с давних времён часто сопровождали небольшие рыбацкие баркасы и фелюги. Сегодня баркасы заменили рыболовные сейнеры и траулеры. Рыбаки на МРТ(С) обметывают сетью косяк рыбы и вызывают по рации ближайшее дрейфующее в районе лова рефрижераторное транспортное судно (РТС или ПТС). Пока ПТС подходил к МРСу, эти чайки-мартыны пировали, заглатывая прямо из невода скользкую от слизи на чешуе кильку-тюльку, как кусочки мокрого мыла. Поэтому, когда при виде жадно, быстро глотающего пищу человека, на замечание: – Ну, и глотает, не жуя! – кто-нибудь обязательно подхватывал: – Ага, дорвался, как мартын до мыла!

     Постепенно всех чаек стали называть просто чайками, «мартын» восприняли как имя человека и произносят поговорку во всех случаях проявления людской неумеренности. Я, например, часто слышал на пляже в 50-60-х годах прошлого (двадцатого) века про человека с красной, «обгоревшей» кожей: – Дорвался до солнца, как мартын до мыла! Или про пацаненка, трясущегося, с синими губами и пупырчатой (гусиной) кожей от сидения в воде не виданного до этого моря: – Дорвался до воды! – с тем же рефреном.

     Отчим не имел высшего образования, но был начитан и эрудирован, так что в части разгадывания кроссвордов в «Огоньке», «Водном транспорте», «Советской торговле», «Науке и жизни» и др. изданиях был достойным ведущим. Т.к. благосостояние семьи стало стабильнее, мы регулярно выписывали журналы «Наука и жизнь», «Вокруг света» и «Крокодил».
     Старший судовой механик, море и двигатели любил беззаветно, щедро делился опытом и знаниями. Не один раз к нам приходили в гости его третьи и вторые, выросшие до главных, механики. Благодарили. Один из них после загранплавания, подарил замечательный сувенир, сделанный в Японии. Красивый лоцманский катер-буксир, вместо рубки – прямоугольная стеклянная емкость на 0,5 литра с ввинчивающимся нажимным насосом. По бокам рубки 6 стопочек. На палубе ключ для завода музыкального механизма внутри корпуса.

     Курил отчим много (до двух пачек «Примы» в день), выпивал по праздникам редко и понемногу. Быстро хмелея, становился еще добродушнее и иногда задремывал, не дожидаясь конца веселья. И вне работы отчим был не суетлив, добродушен, любил подшутить над окружающими и над собой. От него я научился переводить в шутку, сглаживать, могущую возникнуть ссору, и взял за правило не садиться за стол со злобными во хмелю людьми. Ещё отец Алексей никогда при нас не матерился и помню, как ему было не по себе, когда на палубе кто-нибудь из команды, по привычке не стеснялся в выражениях. Мне так хотелось сказать ему. – Не переживай, батя, я все эти слова уже знаю, – и делал вид, что ничего не слышал.

     О себе рассказывал скупо, неохотно. О происхождении отшучивался: – Из дворняг. Родился он в августе 1926 года в г. Богородске (Ногинске) тогда Горьковской области в семье бывшего дворянина Бебешина Ивана Алексеевича. Кроме него было ещё трое детей: старшие Градислава, Николай и Ирина. После революции отец Иван «добровольно» отказался от звания и владения обувной фабрикой, за что был оставлен при ней гл. инженером, позже директором. За ним пришли, как было принято, посреди ночи, в 1933 году. «Балетка» с бельем стояла наготове. На вялотекущих допросах, ничему не удивляясь, подписывал все, что придумывали следователи. Неожиданно, через полгода был освобожден подчистую. То ли у большевиков настал кризис с калошами и сапогами, то ли план по спецам-вредителям уже выполнили. Не дожидаясь «второй волны» семья, собрав пожитки, переехала в Таганрог, где их и застала война. Отец с Николаем ушли на фронт, пятнадцатилетний Алексей остался с матерью и сестрой Ириной. Во время оккупации мать променяла на продукты все свои украшения, столовое серебро и более чем 500-томную библиотеку дореволюционных изданий. Больше ничего о родителях не рассказывал, и почему-то никогда не ходил на кладбище на могилу матери.

АВТОБИОГРАФИЯ
Я, Бебешин Алексей Иванович, родился в 1926 году 26 августа в г. Богородске Горьковской области, в семье служащего. Отец – Бебешин Иван Алексеевич работал инженером на Кожевенном заводе. Мать – Зинаида Степановна, домохозяйка. В 1934 году семья переехала в г. Торжок, где я поступил учиться в 1 класс.
В 1935 году семья переехала в г. Таганрог, и я поступил учиться во 2-ой класс 4-ой средней школы.
В 1941 году окончил семилетнее образование и поступил на первый курс Таганрожского металлургического техникума. Учиться не пришлось, началась война и техникум эвакуировали. Отец и старший брат Николай ушли на фронт.
Я, мать и сестра Ирина остались в Таганроге. Из-за болезни матери эвакуироваться не удалось. В октябре 1941 года Таганрог был оккупирован немцами. В январе 1942 г. я поступил работать в Таганрогский рыбзавод учеником моториста, где работал до 1 августа 1943 года.
1 августа 1943 года при артиллерийском обстреле в наш дом попал снаряд, я был тяжело ранен осколком в живот, а сестра убита. Находился на излечении в 3-ей городской больнице.

(Однажды мы с мамой разговорили отчима, и он рассказал некоторые подробности своего спасения.
«Санитары собирали пострадавших по всему городу и свозили раненых в больницы. Смерть сестры была несомненной, я был без сознания, залит её и своей кровью. Нас с сестрой снесли в морг при больнице. Когда рядом со мной укладывали очередного убитого, задели меня, и я застонал. Меня тут же подняли в операционную. Операция была сложная и долгая. Хирург вырезал часть поврежденного кишечника и желудка. Когда я пришёл в себя от наркоза, начались ужасные послеоперационные боли. В какой-то момент я не выдержал и проглотил все таблетки со столика уснувшей от усталости медсестры. Спала она недолго и меня ещё раз вытащили с того света. В медикаментозном сне я перетерпел кризис боли.»)

После освобождения Таганрога нашими войсками 29 августа 1943 года был выписан для лечения на дому. В ноябре 1943 г. почувствовал себя лучше, вновь пошел учиться в Металлургический техникум, где учился до марта 1944 г. Из-за тяжёлого материального состояния семьи, был вынужден бросить учёбу, и поступил 8 марта 1944 г. учеником моториста в рыбзавод. Потом сдал экстерном экзамен на моториста и работал на судах рыбзавода.
Осенью 1945 г. был отправлен на курсы механиков-инструкторов на дизельстроительный завод в г. Марксе.
Успешно окончив курсы, вернулся к работе на судах рыбзавода.
В марте 1949 г. сдал экстерном на звание судового механика 3-го разряда и работал в должности до 1957 г. 7 января 1957 г. по оргнабору переведён на Теребердинский рыбзавод Мурманского управления. С 18.01.1957 г. по 23.12.1959 г. – в должности 2-го механика.
После окончания договора вернулся на Таганрогский рыбзавод, где и работаю с 20.01.1960 г. по настоящее время в должности старшего судового механика.
22 февраля 1968 г. Подпись.
Из Трудовой книжки:
Таганрогский рыбзавод
С 05.07.1962 по 15.01.71 стармех ПТС-46.
Переведён на ТХС «Снежинка» до выхода на пенсию с 26.08.81 г.
С 27.01.82 – стармех на МРБ «Адмирал Сенявин», Б/к «Новатор», АМБ-14, ТХС «Алазани», ТХС «Снежинка».
С 1989 по 30.06.1991 – в связи с ухудшением зрения работал на берегу, оператором теплопункта.
19.04.1976 года по Указу Президиума ВС СССР от 26.02.74 награждён орденом «Знак Почёта» (№ 1049507).
В августе 1981 награждён медалью «Ветеран труда», в сентябре 1994 – медалью «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945 г.»

***
ФИЗИКО-МОРСКАЯ ЗАДАЧА НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
Дано:
По Азовскому морю движется корабль класса ПТС-46 со скоростью 7 узлов (миль в час).
С правого борта 15-летний пацан (рост – 165 см, вес – 49 кг), хочет бросить конец (несколько метров толстой верёвки) с привязанным к нему обычным жестяным ведром объёмом 10 литров, чтобы зачерпнуть забортной воды для ополаскивания палубы.
Требуется рассчитать силу динамического удара на руку при наборе воды в ведро и принять  решение,
1. Что лопнет раньше
а) верёвка; б) дужка ведра; в) рука пацана?
2. Сможет ли пацан поднять ведро с водой на борт или вылетит сам за борт, вслед за ведром?
3. Удержат ли пальцы руки верёвку, или ведро с верёвкой достанется местным русалкам?
Я правильного ответа не знаю, так как бросить ведро за борт на полном ходу не рискнул, хотя неоднократно видел, как это успешно делали отчим и матросы.

А ВОТ ЗАДАЧА–ПРИКОЛ ОТ ОТЦА АЛЕКСЕЯ:
Паровоз – восемь колёс, восемь медных краников. Сколько лет машинисту?

ИЗБРАННАЯ ЛИНГВИСТИКА ОТ ОТЦА АЛЕКСЕЯ
Всё полезно, что в рот полезло (о привередливости, брезгливости в еде).
Кончай олифу лить. Не гони тюльку, пацан! Хорош травить! (брехунам).
Что ты, кореш, фигню порешь. Не выдрючивайся как муха на стекле.
Напугал ежа голой _опой. Минреп тебе в глотку, якорь в задницу. Болт тебе с Митридата.
Драть его вперегрёб, (– это для особо «отличившихся» и в редких случаях раздражения).
ДДД – дрыстун дальнего действия: на 3 метра против ветра не считая мелких брызг.
Полундра – от голландского «фалл ундер» (берегись предмета, подающего сверху) – окрик, предостерегающий от какой-либо опасности.
Полундра, кипяток! – срочно на помощь, наших бьют…

***
В прошлой жизни отца Алексея была жена и сын (на три года младше меня) с которым после развода ему не давали общаться. Жена уехала с ним на Донбасс. Когда она умерла, сын уже взрослым мужчиной, воспитывающим дочь, через сестру Алексея, обратился с просьбой повидаться с отцом. Моя мама и отец Алексей с радостью приняли Василия с Катей. Они стали раз в год бывать в Таганроге, и иногда летом в отпуске мы пересекались. Познакомились, и я был рад, что появился человек, который по праву называет моего «второго отца» – папой, словом, которое он (по позднему признанию мамы) так ждал от меня. Как отец Алексей внешне спокойно принимал мои встречи с отцом Владимиром, так и я его контакты с сыном. Вот такие у нас складывались «семейные» отношения.


Рецензии