Взрыв на танкере Егорьевск в Бискайском заливе
Списан 1987 г.
Танкер «Егорьевск», после выгрузки бензина в западногерманском порту, в декабре 1960 года, получил указание следовать на Чёрное море.
Танкер, пройдя Северное море и Ла-Манш, в Бискае встретил жесточайший шторм. Сильные удары волн сотрясали корпус судна.
20 декабря 1960 года на танкере произошёл взрыв и пожар. На судне возник крен, который продолжал увеличиваться.
Запись в судовом вахтенном журнале «Егорьевска»:
20 декабря 1960 года
20 ЧАСОВ 15 МИН. Танкер на грани опрокидывания. Экипаж покидает судно
В конце записей вахтенного журнала капитан судна М. В. Фомин сделал приписку: «Оставляю судно около 20 часов 15 мин. Все документы взяты с собой. Фомин».
Танкер "Клайд Сёржант" принял сигналы SOS, и первым прибыл к месту катастрофы. Команда танкера «Клайд Сёржент" увидела «Егорьевск» лежавшего с большим креном на левый борт, и факелы пламени на палубе.
Английские моряки среди бушующих волн Бискайского залива нашли спасательные боты с советскими моряками и приняли пострадавших на борт своего танкера. Капитан танкера «Клайд Сержент». осмотрев «Егорьевск», на возможно ближайшем расстоянии, нашёл, что судно находится в безнадёжном состоянии, и последовал в Гибралтар, куда и доставил экипаж «Егорьевска».
К месту трагических событий 23 декабря в 18 00 прибыл танкер Черноморского пароходства «Каховка». Моряки увидели «Егорьевск» полузатопленным, каким-то чудом державшимся на поверхности волн. Волны перекатывались через палубу, корпус сильно накренился на один борт, и, казалось, с минуты на минуту танкер должен перевернуться.
Капитан «Каховки» Борис Александрович Меркулов, посоветовавшись со своими помощниками, решил взять танкер «Егорьевск» на буксир и отвести его в ближайший порт.
Под командованием старшего штурмана Златоустовского на спасение погибшего судна на борт полузатопленного «Егорьевска», с трудом высадилась аварийная группа моряков. Моряки вошли по горло в воду, заполнившую коридоры и каюты, и стали проверять задрайку иллюминаторов В группе были механик Виктор Цыганков, мотористы, они занялись пуском аварийного дизель-генераторам и приступили к откачке воды из машинного отделения.
Шторм, обрушившийся на танкер, не стихал. Каждую минуту можно было ожидать, что вот-вот одна из громадных волн переломит судно, и оно пойдёт ко дну.
Моряки стали заводить буксир, подали его на «Каховку». Началась шестнадцати часовая буксировка разрушенного танкера. Но победил Бискайский залив. Под ударами волн лопнул буксир, и «Егорьевск» с тринадцатью моряками «Каховки» на борту исчез во тьме.
Капитан «Каховки» принял все меры для спасения тринадцати смельчаков, и они были возвращены на свой танкер «Каховку».
К месту происшествия уже шли на помощь танкер «Фридрих Энгельс» и спасательные суда «Голиаф» и «Зевс». Возглавить спасательную операцию было поручено капитану теплохода «Фридрих Энгельс» Николаю Васильевичу Креслову.
В Бискайском заливе наступило временное затишье, и капитан Креслов решил снова взять на буксир неуправляемый танкер.
Руководством Черноморского пароходства было принято решение отбуксировать аварийный танкер в французский порт Сен-Назер. Расположенная в порту Сен-Назера верфь Chantiers de l’Atlantique является одной из крупнейших в мире.
На буксире теплохода «Фридрих Энгельс», повреждённый танкер «Егорьевск» был. доставлен на рейд французского порта Сен-Назер.
Туда срочно прибыли Н.Я. Ермошкин- главный инженер Черноморского пароходства и представитель Министерства Морского флота СССР для оценки состояния аварийного судна. Экипаж «Егорьевска» частично был возвращён на судно, в то числе старший механик и старпом.
Ермошкин заявил старпому Олегу Мощицкому, - «что ремонтом они займутся сами, а ты, зная английский язык, займись со связью с общественностью». Переводчицей от французской стороны, была преподаватель английского языка, член ЦК французской компартии.
Олег Мощицкий высокий статный брюнет из польско-казацкого рода (подавляющее большинство представителей фамилии Мощицкий относились к польской шляхте), и очаровательная француженка быстро нашли общий язык. Она организовала экскурсию для экипажа, по достопримечательностям Сен-Назера, рассказала, что Сен-Назар был последним городом, освобождённым от нацистов в Европе. Местный немецкий гарнизон сложил оружие только 11 мая 1945 года.
Французы поставили судно в док, устранили повреждения корпуса, ввели в действие часть механизмов. Ремонт продлился до февраля. В феврале, пройдя на буксире Гибралтар и Дарданеллы, в Чёрном море своим ходом вернулся в Одессу. Из Одессы танкер отправился на Херсонский судостроительный завод для полного восстановления.
Государственной комиссией при расследовании аварии установлено что взрывы паров бензина были вызваны разрушением крепления и падением протектора-гальванического анода электрохимической защиты, в пустом танке судна.
Искра, от удара протектора о днищевый набор судна, вызвала взрыв паров бензина, затем обрыв протекторов в других танках, детонация взрывы и пожар соседних танков между кормовой и средней надстройками. Частичное разрушение корпуса вызвало крен на левый борт.
Примечание: Протекторы предназначены для защиты от коррозии объектов техники, эксплуатирующийся в морской или речной воде: пассажирских судов и судов общегражданского назначения сухогрузных, наливных, комбинированных судов специального назначения, а также нефте-газо-бензопроводов, портовых сооружений, причалов и т.д.
С этим случаем связана романтическая история.
Старший помощник капитана танкера «Егорьевск» Олег Мощицкий, и 2-пом.капитана Семён Горостуватов мне были хорошо знакомы. Они мне рассказали об аварии «Егорьевска».
Олегу после ремонта в Сен-Назере «закрыли визу» - не объясняя причин. Два года он был лишён загранплавания. Он в это время работал в альма-матерь– ОВИМУ (Одесском высшем инженерном мореходном училище.
Во время моего пребывания в резерве ЧМП, ожидания решения моей судьбы после аварии с «Нефтегорском», мы с Олегом часто встречались. Однажды, при встрече он затащил меня в кафе «Малятка» на Дерибасовской. Кафе было популярно у моряков, тем, что там было можно заказать два «двойных кофе» - в одной чашке подавался кофе, в другой- коньяк.
Олег сказал, что он только что из «Белого дома» (так моряки называли КГБ), где ему объяснили причину закрытия визы и вручили несколько писем на английском языке. Письма были из Сен-Назера от переводчицы, общение Олега с которой продолжалось до отхода танкера из Сен-Назера.
Олег показал мне эти письма. В письмах она писала, что– «помнит все, его руки, губы», что она разведеться с мужем, что она обратиться лично к Хрущеву с просьбой помочь их соединению. Там же была копия ее письма Хрущеву. Стало понятно почему Олегу закрыли визу. Визу морякам закрывали за менее серьёзные поступки.
Вместе с Олегом, мы сочинили письмо в Сен-Назер, что он не хочет и не может стать причиной разрушения французской семьи, что это противоречит моральным принципам коммунизма, и что у него есть семья-жена и дочь. Действительно, у него в Херсоне была девушка, с которой они собирались пожениться.
Через месяц он женился на Лоре, в соответствии со сроками у них появилась дочь Женя.
Олег написал объяснительную записку в КГБ, приложил копию своего письма и Свидельство о браке.
В начале 1963 года, его вызвали в отдел кадров ЧМП, и он получил назначение на один из танкеров. После 1964 года в Новороссийском морском пароходстве Олег Мощицкий командовал крупнотоннажными танкерами типа "София".
Мы были знакомы с Лорой и Женей, и при встрече шестилетняя Женя громко с гордостью заявляла- «мой папа Олег Мощицкий-Капитан дальнего плавания». Впоследствии Женя Мощицкая стала известной журналисткой в Одессе.
В Новороссийске, мы с Олегом, встречались довольно часто. Он был талантливым человеком, писал стихи- сочинил «Гимн танкеристов»
Олег считал себя обязанным за помощь в сочинении письма в Сен-Назер, и каждую встречу мы отмечали «двойным кофе».
В 1983 году я уволился из НМП в связи болезнью жены, и больше ничего о судьбе Олега не знал.
По слухам, у него были неприятности с парткомом Новороссийского пароходства, ему опять закрыли визу, и он уволился из пароходства.
Свидетельство о публикации №223061701416
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 17.06.2023 21:24 Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение!
Леонард Позолотин 17.06.2023 22:52 Заявить о нарушении