Глава 11 Опять школа и призвание

«Заповеди, которые я сегодня велю вам исполнять, должны быть в вашем сердце. Напоминайте их своим детям и говорите о них дома и в дороге, когда ложитесь и когда встаёте. Повяжите их на руку, чтобы помнить о них, и пусть они будут для вас как повязка на лбу. Напишите их на дверных косяках в своём доме и на своих воротах» (Второзаконие 6:6-9)

Я уже говорил тебе, мой верный читатель, что не люблю притворяться, поэтому последние годы службы по контракту в морской пехоте я посвятил поискам службы, где не надо было это делать, чтобы что-то показывать, чего на самом деле нет. Меня обещали взять в спортроту флота, но потом передумали. Потом опять хотели взять, когда я выиграл чемпионат ВМФ СССР, а тот, кого нашли вместо меня, уволился и сбежал от них, но на этот раз я уже решил уйти из флота насовсем. Я уволился за 4 дня до исторического путча в августе 1991 года. Рухнул казавшийся нерушимым Советский Союз, причем очень быстро и без каких-то революций. Правительство строило новое государство, а я осваивался на новой работе.

В тридцать лет я стал учителем в средней школе небольшого поселка «Маяк Октября», затерявшегося в бескрайних степях Ленинского района Волгоградской области. Эта школа была в ста километрах от Царевской средней школы, в которой я когда-то учился. Честно говоря, я очень боялся своего первого урока в качестве учителя. К тому же, первый урок был в классе, который мне дали для классного руководства. Не знаю, заметили ли это мои ученики, но я еле дождался перемены и с облегчением вздохнул, когда прозвенел звонок. Волнение отпустило меня из своих крепких объятий.

Школа была маленькой – всего около 120 учеников. В моем классе было 15 человек. Это был выпускной 9 класс. Я очень быстро нашел общий язык со своими подопечными, послушав совет директора школы сходить в поход с ночёвкой на местный водный канал. Хотя «подопечные» - громко сказано. Скорее, это я был их подопечным. Они хоть и были подростками, но в душе еще оставались детьми, поэтому мы быстро поладили. Более того, однажды в учительской учитель русского языка Надежда Григорьевна подошла ко мне со стопками тетрадей и спросила: «Сергей Иванович, чем Вы так очаровали свой класс?» «Вы о чем?» - не понимая спросил я. «Мы писали сочинение на тему: «На кого я хотел быть похожим». Так ваш класс, все 15 человек, написали, что хотят быть похожими на Вас, своего классного руководителя – Косьяненко Сергея Ивановича». Вряд ли я тогда ей что-то ответил, потому что был поражен сообщением. Помню, что чувство радости и счастья перехватило дыхание. Наконец-то моя работа кому-то нужна! Наконец-то что-то настоящее! Мне очень нравилось работать в школе. Я вёл несколько предметов: рисование, черчение, трудовое обучение, ОБЖД и даже физику две четверти, когда из школы сбежал молодой специалист, начавший педагогическую деятельность вместе со мной, но не дотянувший до конца учебного года. Кроме работы по программе, я сам оформлял класс черчения и мастерскую. Старался придумывать что-то, чтобы учащимся было не скучно на моих уроках. Я вспоминал своих учителей и использовал то, что привлекло меня на их уроки. Все это увеличивало моё счастье.

Во время летних каникул я работал штурвальным на комбайне. Это тоже доставляло огромное удовлетворение, потому что хлеб – всему голова, а я участвовал в его сборе. Работать приходилось от зари до зари, на жаре и в пыли. Но счастье росло, потому что этот труд не был напрасным.

Кроме уроков по школьной программе, я вёл занятия в группах гиревого спорта в Ленинской ДЮСШ, и почти все мальчишки, и даже девочки, ходили на мои тренировки. Потом вместе с Андреем Николаевичем, учителем физкультуры, я организовал ежегодные школьные спортивные игры. В них участвовали все. Даже молодые учителя играли в волейбол и мини-футбол. Дети с удовольствием играли, бегали, прыгали, устанавливали рекорды. А я выпросил у директора стену на его кабинете и разрисовал ее таблицами, списками чемпионов и рекордсменов школы. Дети полюбили спорт и физкультуру еще больше. Им было хорошо, и моё счастье росло.

Кроме спорта была музыка. Мы организовали вокально-инструментальный ансамбль, и я наконец-то смог реализовать еще одну тайную мечту – выступить и спеть свою песню на настоящей сцене. Это было в местном клубе на одном из праздничных мероприятий.

Ещё был выпускной – и грустный, и одновременно счастливый день. Грустный, потому что я расставался с пятью «дочурками» и тремя «сыночками» (к 11 классу осталось 8 учеников). Счастливый, потому что все они благодарили меня за то, что чувствовали мою любовь к ним все три совместно прожитых года. Это было незабываемо! В тот вечер я вместе с ансамблем исполнил все свои песни, а после рассвета мы расстались. Но до сих пор мой класс напоминает о себе. Даже сейчас, узнав о том, что я попал в тюрьму за свою веру, мои уже взрослые «детки» взялись за оказание помощи. Это счастье! Знать, что ты кому-то нужен, что тебя помнят, уважают и любят.

  А теперь, преданный мой читатель, да, я смело могу тебя так назвать, потому что ты осилил большую часть книги, а значит, ты не из тех, кто оставляет попутчика на полпути. Теперь, мой преданный читатель, мы подошли к тому богу, который чуть не вытеснил с этого места мою семью. Поговорим о спорте и славе.

В качестве поощрительного приза за прочтение этой главы – стих, точнее слова одной из песен с выпускного бала, которую я написал для своих ребят, а здесь немного переделал.

  Ты теперь совсем уже не школьница,
  И промчались славные деньки.
  Но по школе сердце снова томится.
  Эти дни обратно мне верни!
  Помнишь, как девчонка-первоклассница,
  Трепетали радостно банты,
  Как мальчишки в классе нашем дразнятся
  И за косы дергают твои?
  Десять лет мелькали как качели,
  Много радостей несли и бед.
  Мы так долго ждали и хотели
  На вопросы получить ответ.
  А теперь стоим на этой сцене,
  И слезинки капают из глаз.
  Десять лет, как в сказке, пролетели.
  Их обратно не вернуть сейчас.

  «Наступил вечер. Некий человек взял маленькую свечку и начал взбираться с ней по длинной винтовой лестнице.
- Куда мы идем? – спросила свечка.
- Мы взбираемся на башню, чтобы осветить кораблям путь в гавань.
- Но ни один корабль в море не сможет увидеть мой свет, -возразила свеча.
- Хоть твой огонёк не велик, - сказал человек, - всё же продолжай гореть так ярко, как сможешь. Остальное предоставь мне.
Так беседуя, они достигли вершины и подошли к большой лампе. Человек зажег лампу при помощи маленькой свечки, и свет ее распространился на мили окрестности и вглубь моря, освещая путь кораблям и путешественникам.
Как маленькая свечка, или даже спичка, могут разжечь костёр и указать путь сотням людей, так и малое пламя твоего душевного тепла и хорошего примера сможет изменить жизнь, мировоззрение и судьбу людей, даже если ты сам этого еще не осознаешь в полной мере. Просто будь светом для окружающих, как тот маячок, который радостно направляет корабли в безопасную гавань»  (из Краснодара).


Рецензии