Baikonur lehrt Kraftwerk zu toten

     В конце двадцатого века галактическое правительство вселенной направило на землю первого борга миссионера. Впервые земляне услышали его голос в родильном отделении перинатального центра города Байконур.
         Первый и крупнейший в мире космодром был основан МОМ(Министерство Общего Машиностроения) вблизи посёлка Тюратам на территории Кызылординской области республики Казахстан. В международных спутниковых справочниках обозначается как «Tyuratam Missile and Space Complex» (TTMTR).
      Первый и самый значительный для Spacewave, “Sound Synthetic Complex Kraft Werk” (SSCKW), в 1975 году, сменяет хипповские хайры на политкорректный полубокс и нацепив бабочки выпускает концептуальное творение «Radioactivity», основанное на соединении звучания радиоволн, синтезаторов, вокодера и прочих технических новшеств. На этом альбоме KRAFTWERK, уже окрещенные прессой приват-доцентами краут-рока наиболее ярко проявили свой талант создавать из отдельных, снятых с конкретных электроприборов звуков, незабываемые и коммерчески успешные композиции, словно заказанные (TTMTR) саундтреки к фильмам о космической технике. Попробуйте абстрагироваться от названий композиций альбома Radioactivity и визуализировать «Космическую Одиссею» Стенли Кубрика. Вот вам альтернативный саундтрек к фильму. Любая мелодия этого альбома звуковая иллюстрация к фильмам о будущем ЦЕНКИ, начатом в далёком казахстанском посёлке Байконыр.
    В частности, композиция Uranium, является звуковой иллюстрацией приказа Галактического Правительства/далее ГП/, о уничтожении космодрома Байконур от 24 октября 1960 года. Приказ был отдан вступившему в контакт маршалу артиллерии М.И, Неледину в 02.00 ночи, а в 05.00 За 30 минут до запланированного пуска произошёл несанкционированный запуск двигателя второй ступени Р-16. Произошло разрушение баков первой ступени и взрывообразное возгорание компонентов ракетного топлива. В пожаре, по официальным данным, погибло 74 человека, и сам маршал. Позднее от ожогов и ран скончались ещё четверо (по другим данным погибло от 92 до 126 человек). Эта рукотворная катастрофа на космодроме Байконур, в SSCKW стала известна как «Катастрофа Неделина” — Nedelin catastrophe.
Космическая волна 1975 года принесла новые открытия, новые синтезаторы, открыла миру новые имена. Более толерантные, менее чем, иные миллитаристические /в смысле менее ковбойские/ народы стали закидывать    напуганное грядущими звездными войнами человечество, своими космическими пластинками.
Этот феномен имеет множество причин. С одной стороны, это связано с появле нием более бюджетных синтезаторов, которые были доступные теперь не только студиям. Например, взять в кредит, как это сделал в 1977 году шестнадцатилетний Мартин Гор приобретя Omni Arp-2, с другой стороны, было очевидно, что тема космоса стала более привлекательным и романтичным явлением, чем приевшаеся формула секс, наркотики и рок/н/ролл. И все же, уверен более глобальное значение в феноменологии культурных явлений имеет звначение обогащения одного феномена другим. Что-то вроде тантрического обмена энергией на астральном, каузальном и буддхиальном увровнях. И здесь во главу угла я поставлю появление Спилберовских Звезднывх Войн. Словно речной камень на водную гладь, подняв волну, упала летающая тарелка Star Wars. Шлепок старшипа о воду, был такой силы что разошелся сотнями пластинок по водной глади человеческой тяги к необычному. Свои школы электронной музыки, если говорить о тех, кого критика унизительно окрестила краутокерами появились в Германии. Однако в отличии от США и от туманного альбиона, у немцев был более мощный опыт создания музыки с помощью электронных приборов первая такая студия возникла в Кельне.в 1951г. Её учредили менеджеры «Радио Западной Германии» (WDR). За долго до Делии Дербишер, немцы стали осваивать осциллографы, генераторы сигналов, фильтры, устройства для модуляции звука и магнитофоны. Почему до появления Organisation* WDR ничем о себе незаявило? Да потому, что студию создали ученые и композиторы. И последние ставили своей целью создавать авангардную музыку изучая возможности работы техники с человеческим голосом и всё в этом духе. И зедсь нужео упомянуть имя Карлхайнца Штокгаузена отца Musiс Concrete, заразившим духом электронных экспериментов всю
ную Германию. В 1953 году Штокгаузен устроился в WDR ассистентом. Видимо с этитм связан феномен немецкой электронной музыки, отличающейся от любой другой электроники. Студии эелктронной музыки в конце шестидесятых стали огткрываться по всенй Германии. А уже в начале семидесятых эти студии, или школы становилсь известны во всём мире. Прежде всего это Берлинская, под пердводительством первопроходцев Калуса Шульца, Фредерика Шродера, Tаngerine Dream и передовая Дюссельдорфская: Kraftwerk, Neu, La Dusseldorf, Can, Cluster, Michael Rother.  Из элесдешного хипповского тумана, проявилсь обложки пластинок групп неослабевающего натиск британского вторжения. Это были различные прогрессивные синтезаторно-гитарные колеективы Pink Floyd, Van Der Graaf Generator, Atomic Rooster, ELP. К 1976 году пипл, захотел, чтобы подобная музвыка играла на дискотеках. И поскольку спрос таки рождает предложение по всей европе окна домов затрещали от спейсдиско. Молчавшая до этого жеманная франция выстрелила в пожевывающую марки танцующую Европу десятком спейс/диско команд: Space, Droids, Grand Prix, Charle Mike Sierra, Roland Romanelly, Niro, Milkweys, Frederic Mercier. Этои мена самых достойных. Тех, чьи альбомы пробивались на первые места в таблоидах и таким образом становилсь известны вконтинентальной Европе. Вся эта армада пыталась конкурировать с у которых тоже были диско-номера. А кукого их небыло в конце семидесятых…  Во франции это было сделано с любовь несколько частных лейблов и ллабораторий электронной музыки предлагали желающим и талантливым новичкам сои студии. Как минимум двве из них уникальны, и были феноменами своего времени. Это домашние студии покорителейсинтезаторов и дрессировщиков синтезаторщиков Жан Мишель Жар и Дидье мваруани. Два совершенно разнывх французских музывкальнывх гения.
Если согласиться, что история электронной музыки, это история инструментов, то электронная музыка началась ни где-то там где либо а в большевистской России.,с первым терменвоксом, и перввым синтезатором созданным вв 1930 году. Однако принятый здесь термин Spacewave подразумевает прорыв не всей массы электроники в мейнстрим, а именно космической электроники. И так 1976.
Находясь под сильным впечатлением, пятнадцатилетний Мартин Гор, едет в ФРГ, в город Шлезвиг-Гольштейне, чтобы почувствовать дыхание краутрока. Он покупает все свежевышедшие релизы берлинской, мюнхенскойидюссельдорфских электронных лейблов, в частности продукцию «Kling Klang, HOR ZU EMI Electrola». - KRAFTWERK “Radioaktivitat”. В доме где он остановился есть фортепиано, а гитару он привез с собой. Мартин импровизирует на темы лаборантов, приват-доцентов и музыкальных революционеров, имена которых в германиии у всех на слуху Сan, Nau, Tangerine Dream, Autobahn, Cluster, Piss Of. В этоже время гдето по Берлину с теми же намерениями бродит печальный Девид Боуи, пытаясь приобщиться к германскому дыханию, а именно к экспериментирующей с наркотиками  инструментами Дюссельдорфской волне, флагманми которой всегда были и будут KRAFTWERK.
 …известный  лишь узкому кругу парижской богемы, французский композитор из Лиона, коммунист Жан-Мишель Жарр (Jean-Michelle Jarre (далее JMJ)), в 1976 г. записывавет звуковое руководство по созданию и расширению границ Spacewave, альбом Oxyg;ne. Первая каверверсия на композицию Oxyg;ne IV, с этого альбома, положившая начало практике коверов и ремиксов в электронной музыке, под именем Mc Lane Explosion была записана в 1978году. Проект Mc Lane Explosion был детищем Роландва Романелли, известного своей рабоой клавишника и аранжировщика, группы Space. Песня была выбрана пятым величайшим синтезаторным звуком всех времен английским печатным зином электроники Computer Man. Более высокие места высших строчек этого списка разделили между собой звуки синтезаторов, уже вполне буржуазных Pink Floyd, электро/саунд/генератор Kraftwerk, Tangerine Dream, и Hot Butter Popkorn на первом месте. Куда подевалась интуиция электронщиков, если несмотря на стримителное продвижение Oxyg;ne в чартах всего мира к первому месту, ни один из электронещиков и спейсвейверов не задумался о создании кавера на композицию, которая во всех зинах занимала первое место в списке десяти самых узнаваемых композиций электронной музыки, в течении тридцати лет. И когда в 1984 чартоппер получил платиновый статус, итальянское электронное трио Hipnosis, снизойдя с высот италодиско сделало второй в истории спейсвейв кавер на Oxyg;ne IV. В 1990 третьим кавером разродился спейссинт проект Koto. В девяеностых началась массовая клонировка хита, хаус музыкантами и диджеями. Ничего нового кроме 140 ударов, не добавив к нетленке. А вот дерижер и композитор Ник Райне сделал оркестровую версию «Oxyg;ne IV», знакомя буржуазную публику с классикой космической электроники, с помощью классики…
 
Альбом «Oxygen» по мнению многих, самых требовательных гурманов музыковедов опередил своё время лет так на 20/25.
     Если абстрагироваться от с первого прослушивания врезающихся в память сольных партий, то альбом является поп-оптимизацией находок “Phaedra” (1974) берлинцев Tangerine Dream. Если мы возьмем нотную стуктуру, рисунок повышения и понижения тонов, то можно увидеть, или услышать, что мелодия «Oxygen part. 4» является чуть замедленным кавером «Popcorn», о которой мы ещё-поговорим отдельно. Через десятки лет после выхода альбома, мы смогли подтвердмть свои догадки признаием самого маэстро. Тем не менеее это не помешало автору выпустить ремастер в 1989году и еще два успешных оксижена. Как бы там ни было, пластинка заняла 2-е место в британском Топ-100 и была продана тиражом свыше 10 миллионов копий.
   
Однако, ни в семье папы нигерийца, ни в большинстве других советских семей, ни о чем подобном не подозревали и не хотели бы подозревать. О растлении сексом и кайфом закордонной детворы ничего не говорилось в средствах массовой информации, и не имея определенных связей, о зарубежных передовиках поп-производства, и тем белее Spacewave ничего узнать, было нельзя. Даже Битлы, несмотря на значки ВЛКСМ и гвоздики в петлицах всё ещё были под официальным запретом, а за слово рок, как, и, например, слово секс, могли наказать, как ребёнка, так и взрослого.

        Район формирования полигона в первой половине 1955 года имел условное наименование «Тайга». До сих пор район, с которого начинался поселок, называют деревянным городком. Чтобы скрыть местонахождение будущего космодрома, его из-за соображений секретности назвали так же, как и поселок в Джезказганской области, – Байконур. Так это название за ним и закрепилось.
 
 Для нужд космодрома был построен посёлок СМП где первое время, после переселения в Казахстан жила наша семья. Но все его жители знали, что раньше он назывался Tyuritam, хотя ни одного казаха мы здесь не видели. Это связано с отчуждением земель Кызлардинской области в пользу космодрома и последующем насильственном переселении местного населения. Посёлок находился в нескольких километрах от космодрома, и был основан на базе военной части, пристанище солдат ракетных войск, принимавших участие в строительстве полигона. Часть была расформирована, или переведена, а казармы вместе со всей инфраструктурой переоборудованы под «жилой комплекс» для работников СМП/Санитарно Монтажный Поезд/ железной дороги, поставляющей стекло, бетон и прочие строительные материалы прямиком из ЗАСКИ.
   
     Всё вокруг жило в атмосфере секретности, поэтому и расшифровка названия посёлка, стала нам известна лишь когда мы переехали в город Байконур. Железнодорожная станция Торетам, до 29 ноября 2017 года носила наименование Тюратам, на линии Оренбург — Ташкент, получившая значительное развитие в 1955 году, с началом создания космодрома — именно сюда в наш ЦЕНКИ доставляли стройматериалы, оборудование и другие грузы для космодрома.

     12 июля  1961 снова взорвалась ракета. И снова, вся наша семья, вместе с другими жителями Байконура была облучена, и обречена- “Облучены, Обручены, Обречены", автор известен

*так в 1969 году назывались будущие KRAFTWERK


Рецензии