Карьера мастера группового боя 2

Выздоровев, Новотны вернулся в JG54, но теперь его успехи как-то померкли, он затерялся в общей массе пилотов. Проще говоря, он перестал грубо накручивать свои результаты. За остаток года он одержал совсем немного побед. Но и они подтверждаются не очень.

Так, 7 ноября над Ладогой ас заявил и-15 и МиГ. И-15 здесь потеряно не было (а также схожих с ним и-153 и и-16), но вторая победа, к сожалению, подтверждается. Только это был не МиГ, а Р-40. Пилотировал его Власов Сергей Николаевич, штурман 159-го иап, имевший 22 победы на счету. В ходе воздушного боя Новотны его атаковал сверху и нанёс тяжёлые повреждения, Власов пытался посадить горящий самолёт, но неудачно. Советский ас погиб. Это был очень опытный пилот, он ещё в 34 году закончил авиаучилище.

Ещё две победы ас заявил 10 декабря. В первом случае ас атаковал тройку Яков-7б из 27-го гиап. Лётчик Земцов, которого он посчитал сбитым, спрятался в облаках. Он получил лишь несерьёзные повреждения, и к вечеру его самолет уже починили. Второй бой был с Киттихоуками 158-го иап, который шёл 10 минут. Наши лётчики избрали правильную тактику, не пропуская врага на удобную для огня дистанцию. Потерь понесено не было, но Новотны всё же заявил одну победу. То есть, как видим, даже в этот период Новотны был не слишком пунктуален.

Зимой и весной 43 года его успехи тоже были относительно скромные. Так, за январь и февраль 43 года он одержал всего одну победу. К тому времени начала уже складываться его знаменитая четверка. Новотны возглавлял 1 отряд, и мог формировать данное соединение. 7 января Новотны и его будущий постоянный напарник - оберфельдфебель Антон Дёбеле, заявили в небе Демянска по и-16. Вероятнее всего, это были не и-16, а Ла-5, но несомненно одно: ни те, ни другие потерь в указанном районе не несли.

2 марта Новотны заявил снова и-16, кроме него, в том бою отличились Бойтин и Лооз. На самом деле 4-й гиап КБФ, с которым немцы вели бой, никаких потерь не понес.

Асу в то время приходилось вести бои то в районе Ленинграда, то в районе Демянска. 7 марта в районе Демянска он оформил две заявки, но мы не можем точно определить, подтверждаются ли они.

9 марта Новотны заявил два истребителя в районе Ленинграда с интервалом в одну минуту. Это был бой против 14-го гиап. Вылет был неудачен - сопровождали разведчик Пе-2, в самом начале вылета Мочалов и Слипченко потеряли группу и в вылете не участвовали, затем в районе цели полк были внезапно атакован, сбит лётчик Игнатьев. Данную атаку провел унтерофицер Хельмут Мисснер. На обратном пути группа вновь атакована, сбит пилот Лебедев. Его и сбил Новотны, но на зачем - то заявил ещё один МиГ (на самом деле он атаковал "Яки").

14 марта ас снова отличился в Демянском небе, заявил два истребителя за бой. Всего немцы заявили 7 побед в том бою, но реально сбито было три истребителя 1-го ИАК, но, судя по месту, эти победы одержали пилоты 2 отряда, благо и репутация их была лучше. В частности, дважды отличился Отто Киттель.

19 марта Новотны оформил два Ла-5 за бой в районе Синявино и ещё два - его напарник Дебеле. Это был бой против 254 иап. Действительно, потери были серьёзные - сбит лётчик Серегин, тяжело повреждён и совершил вынужденную посадку Орлов, лётчик ранен, подбит лётчик Тикарев, также совершил вынужденную. Правда, по поводу последней потери неясно, является ли она безвозвратной.

23-го числа Новотны заявил за бой ЛаГГ и два Ила, также заявку на ЛаГГ оформил Лооз. Однако на самом деле в том бою потерь никаких понесено не было. Утром командование 13-й ВА допустило ошибку - на задание ушла группа "Илов" 277-й шад без прикрытия, чем и воспользовалась пара лётчиков 3-го отряда - Роберт Вайсс и Курт Криштоп. Они заявили на двоих пять штурмовиков, в реальности сбито было три, ещё один получил фатальные повреждения и разбился. Новотны же не смог повторить успех этих пилотов, так как в указанном вылете 29-й гиап отработал надёжно.

26 числа ас заявил некий "Спитфайр" в районе Мги, хотя никаких "Спитфайров" тут не было. Это были обычные Ла-5 254-го иап, и даже не бой, а сшибка. Большая группа Ла-5 встретила два фв-190, сошлась с ними в лобовых, причём явно немцы не горели желанием вести бой в столь невыгодных условиях и вскоре из боя вышли. Совершенно непонятно, на каком основании Новотны заявил победу в том бою, да ещё и "Спитфайр".

Вообще весной 43 года в небе Ленинграда было тихо. Новотны не мог серьезно пополнить счёт.

3 апреля ас во время сопровождения ю-88 заявил сбитый истребитель, однако реально ни одна из частей 7-го ИАК не понесла потерь. В бою принимали участие три полка. Вечером в ходе большого боя добавил ещё один. Немецкие асы никак не могли правильно определить тип советских самолетов. По мнению Новотны, он сбил МиГ, большинство пилотов решили, что это Кобры, Адемайт заявил "Як" но это были Харрикейны 26-го гиап. Всего заявлено было пять побед, реально было сбито два самолёта, один из них, по мнению советской стороны, своей же ЗА. Ещё один сильно повреждён и списан. Также тяжело ранен лётчик Максимов Александр Дмитриевич (2+6 побед), однако смог совершить посадку на аэродроме. Скорее всего, его самолёт также не подлежал ремонту. Итак, мы можем натянуть четыре победы немцам, но завышение все равно есть.

Изучив описание боя, мы можем установить, кто реально одержал победы, а кто заявки оформил от большого желания. Первая атака в районе Рыбацкое была неудачной. Однако лётчик Бойтин, явно не самый объективный немецкий ас, заявил победу. После этого в районе Усть-ижора был сбит ещё один самолёт, вроде как своей же ЗА, и примерно в это время внезапной атакой сбит Шуклин. Позже всех в районе Самарка подбит Краснов, на вынужденной его самолет разбился. Точно неизвестно, когда был ранен Максимов.

В целом заявка Новотны близка к подтверждению, но более всего вероятно, что и его заявка, и заявка Вайсса стереотипная и оформлена на самолёт, записанный на счёт зениток. Точно можно сказать, что Адемайт подбил Краснова.

Не имеет подтверждения заявка аса 27 мая. В тот день нам известны обстоятельства всех потерь советских истребителей. 14-й гиап потерял один самолет утром, другой - днем. 86-й гиап понес серьезные потери, четыре истребителя, вечером в районе Волхова. Тогда же два самолёта потерял 630-й иап. Но к этим боям Новотны не имеет отношения.

Итак, подведём итоги этого скромного отрезка в карьере аса. Мы рассмотрели 19 заявок аса за этот период, из них условно подтверждаются только пять. Остальные заявки не имеют подтверждения. То есть, даже в этот период ас не блистал объективностью.


Рецензии