17 июня. Особое мнение

17 июня 2002 года в Нью-Йорке состоялась премьера фильма Стивена Спилберга «Особое мнение (Minority Report)».

Фильм поставлен по одноимённому рассказу Филипа Киндреда Дика, опубликованному в 1956 году. По мнению литературных критиков, творчество Дика в середине 50-х годов прошлого века находилось под сильным влиянием конспирологической «действительности» маккартизма — паранойи, недоверия и подозрительности. По некоторым сведениям (1), в начале 1950-х годов из-за знакомства Дика и его жены Клео с активистами Коммунистической партии США их завербовали два агента ФБР и поручили шпионить за предполагаемыми «вражескими агентами». Отношения Дика с властями США повлияли на его жизнь и, как считается, на его мировоззрение. . Кроме социально-политических факторов на творчество Дика влияли амфетамины, к которым писатель пристрастился в ранней юности.

Первоначально ставить фильм по рассказу Филипа Киндреда Дика собиралась кинокомпания Carolco Pictures, причём предполагалось, что это будет сиквел фильма Пола Верховена 1990 года "Вспомнить всё", где главную роль Дугласа Куэйда играл Арнольд Шварценеггер. Эта картина Пола Верховена 1990 года тоже была поставлена по рассказу Филипа Киндреда Дика, который назывался "We Can Remember It for You Wholesale". Сценаристы фильма Пола Верховена Рональд Шусетт и Гэри Голдман, обладавшие правами на экранизацию произведений Дика, планировали перенести действие картины по рассказу «Особое мнение» на Марс. Также они планировали заменить Джона Эндертона на Дуглас Куэйда, и эту роль снова планировалось поручить Шварценеггеру. Однако, реализации этого проекта помешало банкротство Carolco Pictures. На несколько лет проект был предан забвению.

В конце 90-х годов об экранизации рассказа Филипа Киндреда Дика «Особое мнение» задумалось руководство кинокомпании XX Century Fox. Для разработки сценария были привлечены сценаристы Джон Коэн и Скотт Фрэнк. Постановку фильма предполагалось поручить Стивену Спилбергу, но он в тот момент был очень занят: во-первых, в связи со смертью Стэнли Кубрика был вынужден принять бразды правления в работе над фильмом "Искусственный разум", а во-вторых, приступал к работе над "своим" фильмом "Поймай меня, если сможешь". В результате, Спилберг согласился только на исполнение функций продюсера, а также соавтора сценария. Режиссёром фильма был назначен Ян де Бонт.

Спустя некоторое время Стивен Спилберг пришёл к выводу, что Ян де Бонт не справляется с функциями режиссёра картины и сделал соответствующий доклад руководству кинокомпании. К тому же, Том Круз, назначенный на главную роль в фильме, выразил горячее желание поработать именно со Спилбергом как режиссёром. На самом деле, такое желание у него появилось ещё в конце 80-х годов, когда кандидатура Спилберга рассматривалась в качестве режиссёра фильма "Человек дождя". Но тогда Спилберг был занят на работе над фильмом "Индиана Джонс и последний крестовый поход", и творческий тандем Круз-Спилберг не состоялся. "Человека дождя" поставил Барри Левинсон. Поскольку компания Cruise/Wagner Productions, основанная Томом Крузом, входила в число партнеров по созданию фильма «Особое мнение», желание знаменитого актёра было удовлетворено: Ян де Бонт был смещён с позиции режиссёра. Точнее, ему в качестве отступного, чтобы избежать судебных разбирательств, была предложена позиция продюсера. Точно так же, как и Рональду Шусетту и Гэри Голдману, которые грозили судебными исками, если их не включат в число создателей сценария картины.

Новая версия сценария, созданного под руководством Спилберга, вернула его к литературному источнику. Правда, в рассказе Дика главный герой был толстым и лысым, в отличие от Тома Круза. Но писатель скончался в 1982 году и не мог предъявить претензии создателям фильма.

Фестивальный успех фильма характеризуется 20-тью кинонаградами и 90 номинациями. Но из этого довольно большого количества наград и номинаций наиболее значительной, на мой взгляд, является номинация на французскую премию «Сезар» в категории Лучший иностранный фильм. Однако, документальный фильм Майкла Мура о расстреле в колледже Колумбайна обошёл фильм Спилберга.
 
Кинокритики в США в основном положительно оценили фильм Спилберга. А Роджер Эберт, оценивший фильм 4-мя звездами из 4-х возможных и включивший его в свой список "Великих фильмов", вообще в своей рецензии написал: «Особое мнение» Стивена Спилберга - это триумф. Это фильм, который воздействует как на наши умы, так и на наши эмоции. Это одновременно и триллер, и просто человеческая история, фильм, дающий пищу для ума, и одновременно детектив. ... Этот фильм - такой виртуозный провокационный акт, одновременно дерзкий, грациозный и мастерский. И, самое главное, «Особое мнение» напоминает нам, зачем мы вообще ходим в кино." (2)
 
Но мне, честно говоря, при всём уважении к мнению гуру американской кинокритики, ближе отзыв российского кинокритика Сергея Кудрявцева, который отметил, что одноимённый рассказ Филипа Киндреда Дика, «будучи поставленным в контекст времени (только что была пережита «эпоха маккартизма», напомнившая о средневековой «охоте на ведьм», но продолжалась «холодная война» с коммунизмом и росла шпиономания в условиях ядерного противостояния), рассказ о наказании «предпреступников» звучал весьма актуально. … Но, к сожалению, суть теряется в трактовке Спилберга, который увлёкся не столько фантастическими атрибутами середины ХХI века (хотя и это наличествует в его ленте), сколько хитросплетениями детективного сюжета, вполне в стиле «чёрных фильмов» конца 40-х - начала 50-х годов. Практически кафкианская тема «не того человека» (если воспользоваться названием картины, снятой Альфредом Хичкоком в 1956 году), которая свидетельствует о несоблюдении в обществе основополагающего принципа «презумпции невиновности», на какое-то время вспыхивает и гаснет из-за переусложненного выяснения классического вопроса whodunit («Кто убил?»). В результате, когда мы получаем не столь уж необходимый ответ…, можно испытать даже разочарование, что всё сводится к прегрешениям другого конкретного человека. И остаётся как бы не при чём целая система, вознамерившаяся наказывать лишь за возможность преступления и совершенно не принимать в расчёт наличие «особого мнения», что кто-то сам может удержаться в последнюю минуту и не переступать роковую грань.» (3)

В коммерческом плане фильм Спилберга был довольно удачным: при общих расходах на производство и продвижение в 142 миллиона долларов фильм собрал по миру почти 360 миллионов долларов. В том числе 3,08 миллионов долларов в России, где премьера фильма состоялась всего тремя месяцами спустя после премьеры в США.

Смею предположить, что, если бы Спилберг сделал основной упор на те темы, которые лежали в основе литературного первоисточника - несоблюдение в обществе принципа презумпции невиновности, наказания за мыслепреступления, шпиономания и т.п. - фильм в современной России мог и не получить прокатного удостоверения. Но всем известна хорошо развитая коммерческая жилка Спилберга. Отсюда и превалирование в сюжете фантастических атрибутов и детективной составляющей.

Кроме того, хочется отметить, что фильм Стивена Спилберга «Особое мнение» представляет собой не только художественное произведение, но и рекламный продукт. Финская компания "Нокиа" вложила в бюджет 2 миллиона долларов с тем, чтобы в фильме было как можно больше мобильных телефонов. А Lexus заплатил 5 миллионов долларов за то, чтобы в фильме была показана футуристическая версия одной из своих машин. Кроме того, Стивену Спилбергу был "подарен" кабриолет Lexus SC 430 стоимостью 62 000 долларов.

Об успехе фильма у зрителей говорит следующая цифра: 61% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Стивена Спилберга «Особое мнение» (см. Предисловие) составляет 8,057, что позволило ему войти в Золотую Тысячу и занять в ней 639-е место.
________________________________________________
(1)-https://ru.wikipedia.org/wiki/Дик,_Филип_Киндред
(2)-https://www.rogerebert.com/reviews/minority-report-2002
(3)-https://kinanet.livejournal.com/790869.html


Рецензии